Елена Яшина
Исследование «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В ходе музыкальных игр дети учатся различать музыкальные звуки по высоте, продолжительности, громкости и т. д. Все это способствует развитию у них музыкального слуха, внимания и памяти. В результате дети получают не только необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.
Публикация «Исследование „Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольника“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Исследовательская деятельность
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Цель исследования – обосновать и экспериментально проверить влияние музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей дошкольника.
Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей.
Музыкальные способности определяются как комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления. Выделяют три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.
Ладовое чувство, т. е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или, что-то же, чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Ладовое чувство непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании ее, в чувственности к точной интонации.
Музыкально-слуховые представления – способность можно иначе назвать слуховым, или репродуктивным, компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодии, в первую очередь в пении.
Музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний.
Дидактическая игра – это только игра для ребенка. Для взрослого – она способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактической игры и игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.
Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
С целью выявления состояния исследуемой проблемы в практике дошкольного учреждения нами был проведен эксперимент на базе дошкольного учреждения МБДОУ Яснополянский детский сад “Почемучки” Ташлинского района Оренбургской области в младшей группы.
Цель экспериментальной работы: доказать эффективность развития музыкальных способностей средствами музыкально-дидактических игр.
В экспериментальном исследовании приняло участие 16 детей младшей группы в возрасте до 4 лет. Исследование проводилось с марта по июнь 2016 года.
Наша опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа:
- констатирующий;
- формирующий;
- контрольный.
Цель констатирующего этапа эксперимента: выявить исходный уровень развития музыкальных способностей младших дошкольников.
Диагностика музыкальных способностей проводилась по методике К. В. Тарасовой, доктора психологических наук, академика Российской академии естественных наук и Академии творческой педагогики. Мы выбрали диагностических задания: первое – на исследование уровня развития ладового чувства, второе – на исследование уровня развития музыкально-слуховых представлений, третье – на исследование уровня развития чувства ритма.
На основании полученных данных мы составили сводные таблицы уровня развития музыкальных способностей дошкольника экспериментальной и контрольной групп.
По результатам видим, что в экспериментальной группе число детей с низким уровнем развития музыкальных способностей выше, чем в контрольной, поэтому в экспериментальной группе необходимо развивать музыкальные способности младших дошкольников посредством музыкально-дидактических игр.
На следующем этапе исследования нам необходимо было на практике подтвердить нашу гипотезу. Для достижения цели мы:
- подобрали комплекс музыкально-дидактических игр, способствующих развитию музыкальных способностей младшего дошкольника.
- использовали эти музыкально-дидактические игры в повседневных формах работы (на занятиях, в свободное время, на прогулке, в игровой деятельности и т. д.).
- затем провели контрольную диагностику для определения эффективности использования музыкально-дидактических игр в процессе развития музыкальных способностей младших дошкольников.
По результатам диагностики мы видим, что процент детей со средним уровнем развития сравнялся с высоким уровнем развития, этот показатель равняется 50% процентам. Увеличение показателя среднего уровня развития связано с тем, что дошкольники участвовали в музыкально-дидактических играх, слушали музыку, понимали ее характер, достаточно точно выполняли ритмический рисунок. Детей с низким уровнем развития в экспериментальной группе не осталось. Большинство исследуемых детей повысили свой уровень музыкальных способностей в ходе данного этапа.
По итогам исследования можно сделать вывод, что музыкально-дидактические игры могут способствовать развитию всех музыкальных способностей, если подобрать необходимый комплекс музыкально-дидактических игр для младших дошкольников и включить музыкально-дидактические игры в повседневные формы работы. Поэтому цель работы исследования достигнута, задачи решены и гипотеза подтверждена.