МААМ-картинки

Исследование «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольника»

Елена Яшина
Исследование «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В ходе музыкальных игр дети учатся различать музыкальные звуки по высоте, продолжительности, громкости и т. д. Все это способствует развитию у них музыкального слуха, внимания и памяти. В результате дети получают не только необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.

Публикация «Исследование „Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольника“» размещена в разделах

Цель исследования – обосновать и экспериментально проверить влияние музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей дошкольника.

Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей.

Музыкальные способности определяются как комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления. Выделяют три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Ладовое чувство, т. е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или, что-то же, чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Ладовое чувство непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании ее, в чувственности к точной интонации.

Музыкально-слуховые представления – способность можно иначе назвать слуховым, или репродуктивным, компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодии, в первую очередь в пении.

Музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний.

Дидактическая игра – это только игра для ребенка. Для взрослого – она способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактической игры и игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

С целью выявления состояния исследуемой проблемы в практике дошкольного учреждения нами был проведен эксперимент на базе дошкольного учреждения МБДОУ Яснополянский детский сад “Почемучки” Ташлинского района Оренбургской области в младшей группы.

Цель экспериментальной работы: доказать эффективность развития музыкальных способностей средствами музыкально-дидактических игр.

В экспериментальном исследовании приняло участие 16 детей младшей группы в возрасте до 4 лет. Исследование проводилось с марта по июнь 2016 года.

Наша опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа:

- констатирующий;

- формирующий;

- контрольный.

Цель констатирующего этапа эксперимента: выявить исходный уровень развития музыкальных способностей младших дошкольников.

Диагностика музыкальных способностей проводилась по методике К. В. Тарасовой, доктора психологических наук, академика Российской академии естественных наук и Академии творческой педагогики. Мы выбрали диагностических задания: первое – на исследование уровня развития ладового чувства, второе – на исследование уровня развития музыкально-слуховых представлений, третье – на исследование уровня развития чувства ритма.

На основании полученных данных мы составили сводные таблицы уровня развития музыкальных способностей дошкольника экспериментальной и контрольной групп.

По результатам видим, что в экспериментальной группе число детей с низким уровнем развития музыкальных способностей выше, чем в контрольной, поэтому в экспериментальной группе необходимо развивать музыкальные способности младших дошкольников посредством музыкально-дидактических игр.

На следующем этапе исследования нам необходимо было на практике подтвердить нашу гипотезу. Для достижения цели мы:

- подобрали комплекс музыкально-дидактических игр, способствующих развитию музыкальных способностей младшего дошкольника.

- использовали эти музыкально-дидактические игры в повседневных формах работы (на занятиях, в свободное время, на прогулке, в игровой деятельности и т. д.).

- затем провели контрольную диагностику для определения эффективности использования музыкально-дидактических игр в процессе развития музыкальных способностей младших дошкольников.

По результатам диагностики мы видим, что процент детей со средним уровнем развития сравнялся с высоким уровнем развития, этот показатель равняется 50% процентам. Увеличение показателя среднего уровня развития связано с тем, что дошкольники участвовали в музыкально-дидактических играх, слушали музыку, понимали ее характер, достаточно точно выполняли ритмический рисунок. Детей с низким уровнем развития в экспериментальной группе не осталось. Большинство исследуемых детей повысили свой уровень музыкальных способностей в ходе данного этапа.

По итогам исследования можно сделать вывод, что музыкально-дидактические игры могут способствовать развитию всех музыкальных способностей, если подобрать необходимый комплекс музыкально-дидактических игр для младших дошкольников и включить музыкально-дидактические игры в повседневные формы работы. Поэтому цель работы исследования достигнута, задачи решены и гипотеза подтверждена.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Дидактическая игра, как средство развития речи у дошкольника». «Дидактическая игра, как средство развития речи у дошкольника». Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям.

Дидактические игры как средство развития математических способностейДидактические игры как средство развития математических способностей Описание опыта воспитателя Захряпиной Светланы Эриковны по теме «Дидактические игры как средство развития математических способностей».

Народные игры-основное средство всестороннего развития дошкольника Народные игры – это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учетом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть.

Пионербол как средство развития физических качеств дошкольника Актуальность проблемы: Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это основа формирования личности. Именно в детском возрасте.

Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Игра - это ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для развития психических процессов у детей. Именно в ней формируются основные.

Дидактические игры как средство развития математических представлений дошкольников Основная деятельность детей дошкольного возраста – это игра. Через игру развиваются их мысли, умения, умственные способности. Она удовлетворяет.

Доклад на РМО «Музыкально-дидактические игры как средство ознакомления детей с музыкой разных стран» «Музыкально – дидактические игры как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с музыкой разных стран» Игра — как ведущая.

Консультация для педагогов «Театрализованные игры как средство развития творческих способностей у детей» Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями.

Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников Видео Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников «Русский народ не должен терять своего нравственного.

Педагогический проект по развитию речи «Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря» 1. Анализ ситуации. Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте с взрослыми людьми возможно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследование «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольника»
Опубликовано: 27 мая 2017 в 15:23
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследование «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Яшина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД