Юлия Шубина
Педагогический проект по развитию речи «Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Анализ ситуации.
Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте с взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.
Развитие речи, овладение богатством родного языка составляет один из основных элементов формирования личности.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Публикация «Педагогический проект по развитию речи „Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Свободная устная речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом. Всякая задержка в ходе развития речи ребенка (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов-названий и слов-понятий и т. п.) затрудняет общение с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его из занятий и игр.
Поэтому в общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. И это закономерно. Слово - основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Словарь - один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Своевременное развитие словаря - один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.
2. Проблема.
В ходе своей педагогической деятельности я выяснила, что не каждого ребенка легко побудить к активной речевой деятельности. У некоторых пропадает интерес во время занятий и игр и, естественно, появляется отставание от сверстников. Преодолеть такое положение стало возможно в результате поиска более интересных форм воспитания и обучения, создания атмосферы сотрудничества в группе, дающей каждому ребенку веру в возможность движения вперед.
О важности игры в жизни дошкольников свидетельствуют как житейские наблюдения и педагогический опыт, так и отечественная психологическая наука, которая установила, что игра для развития ребенка-дошкольника имеет решающее значение. Соглашаясь с мнением ведущих педагогов и психологов, что игра – ведущий вид деятельности детей-дошкольников, я пришла к выводу, что моя работа по развитию словаря детей будет эффективна через применение дидактических игр.
Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (лексические упражнения). Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.
Цель: активизация и обогащение словаря детей посредством дидактических игр и лексических упражнений.
Реализация проекта охватывает образовательные области рекомендуемые ФГОС: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Задачи образовательные
1. Обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее не известных детям слов.
2. Уточнение словаря, т. е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (употребление синонимов, антонимом, многозначных слов, понимание переносных значений).
3. Активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания.
Задачи воспитательные
1. Воспитывать культуру общения с взрослыми и сверстниками.
2. Воспитывать интерес к дидактическим и словесным играм.
Задачи социальные
1. Стимулировать общение детей со сверстниками и взрослыми в деятельности в быту, в совместных играх, на занятиях.
Участники. В рамках реализации проекта осуществлялось взаимодействие воспитателей, специалистов ДОУ и родителей. Работа с педагогами предусматривает : беседы, консультации, мастер-классы по проведению игр и лексических упражнений, направленных на развитие словаря. Реализация всех направлений в проекте не была бы эффективной без тесного сотрудничества с родителями.
Работа с родителями предполагает:
- специальные консультации
- презентации
- мастер классы
- конкурсы семейного словесного творчества
- дни открытых дверей
- родительское собрание
Формы подведения итогов реализации данного проекта являются : открытый просмотр НОД, родительское собрание, участие в оформлении речевого центра группы.
3. Планируемые результаты
Срок реализации проекта – 1 год (долгосрочный).
Ожидаемый результат планируемой деятельности (краткосрочные результаты).
1. У детей обогатится словарь, т. е. дети узнают ранее незнакомые им слова.
2. Дети овладеют точностью и выразительностью языка:
• будут употреблять в речи синонимы;
• антонимы;
• многозначные слова;
• понимать переносное значение слов.
Долгосрочные результаты
У детей произойдёт активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания. Т. е. связная речь будет богаче, насыщеннее. Дети станут более общительны.
4. Система работы.
Основной формой работы являются подгрупповая деятельность один раз в неделю. В год проводится 36 занятий, на основе словесных дидактических игр и лексических упражнений, разработанных на основе тематики недели.
Принципы построения педагогического процесса.
1. От простого к сложному.
2. Системность работы.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуальный подход.
Этапы реализации проекта :
Реализация проекта включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный
1этап — подготовительный этап (сентябрь 2015 года)
- изучение психолого-педагогической методической литературы;
- проведение педагогической диагностики;
- разработка цикла мероприятий, направленных на развитие речи у детей среднего дошкольного возраста;
- создание речевой среды.
2 этап — основной этап (октябрь2015 года –апрель 2016 года)
Проведение серии занятий и мероприятий, направленных на развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста, взаимодействие с родителями, педагогами.
Обогащение предметно – развивающей среды :
- оформление речевого и книжного уголка приобретение нового наглядного материала по разным темам.
— оформление памяток для родителей и педагогов.
Работа с детьми:
— занятия по перспективному плану по развитию речи по лексическим темам с применением
здоровьесбрегающих технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные игры, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, артикуляционная гимнастика.
2. Коррекционные технологии: технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастика.
С применением ТРИЗ-технологии придумывали начало рассказа, конец рассказа, придумывали рассказы от имени кого-либо живого предмета, от первого лица, от имени неживого предмета, придумывали сказки и рассказы на различные лексические темы, составляли рассказ по пословице, придумывали смешные истории, составляли рассказы небылицы.
С применением компьютерных технологий были проведены занятия, собрания, мастер – классы.
Работа с родителями:
1) Консультации: «Как говорит ваш ребенок», «Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста», «Игротека в кругу семьи», «Пальчиковые игры», «Игровой массаж предметами».
2) памятки:
«Развитие словаря посредством словесных игр», «Пальчиковая гимнастика», «Массаж пальцев рук», «Говорю с ребенком на языке игры», «Игры с язычком».
3) Родительское собрания на тему «Обогащение и активизация словаря детей среднего дошкольного возраста»,
«Нетрадиционные формы обучения в развитии речи дошкольников».
Работа с педагогами :
Консультации: «Внедрение ИКТ в образовательный процесс», «ТРИЗ –эффективное внедрение педагогической технологии в развитие речи дошкольников». Мастер-класс «Словесные игры для развития речи дошкольников».
3 этап — заключительный этап (май 2016год)
Рефлексия деятельности по реализации проекта, выявление достижений и неудач проведенной работы:
— организация и проведение итоговой диагностики воспитанников;
—презентация проекта (итоговое совместное мероприятие с детьми – НОД, родителями – родительское собрание, педагогами - презентация);
— анализ проведенного проекта.
5. Все необходимые ресурсы для осуществления данного проекта были в наличии :
• материальные (в группе создан речевой уголок, со всем необходимым для проведения игр на развитие словаря : тематические картинки, игрушки, д/игры, картотеки пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики и т. д.);
• кадровые (в детском саду есть логопед, который помогал в проведении работы, направленной на развитие словаря);
• учебно-методические (наличие учебно-методической литературы по развитию речи дошкольников);
• информационные (интернет, книги, журналы);
• организационные,
• технические (наличие магнитофона, проектора, планшета
6. Список используемых источников:
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. : Академия, 2000. - 360 с.
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа, 4-5 лет. ФГОС. – М. : Мозаика – синтез, 2016.
3. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. Е. С. Крыловой. – М. : Просвещение, 2011. – 300с.
4. Колодяжная Т. П., Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. – Р-н-Д. : ТЦ Учитель, 2010. – 32с.
5. Лазаренко О. И. Артикуляционно – пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. – М. : АЙРИС – пресс, 2015. – 32 с.
6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. Под ред. Ф. А. Сохина. — М. : Просвещение, 2009. — 223 с.
7. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. Под ред. М. А. Васильевой. - М. : Просвещение, 2008. - 112c.
8. Шевцова Е. Е. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 96 с.