Елизавета Хакимова
Народные игры-основное средство всестороннего развития дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Народные игры – это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и
построенные с учетом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть
жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить
общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр
обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой
творческой аурой, которую должен создать взрослый
Темочки:
Принципы народной игры :
Добровольность
Спонтанность
Договоренность
Отражает особенности развития общества в конкретный исторический
момент
Важнейшее достоинство подвижных народных игр состоит в том, что в
своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных
человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазанье,
метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами - потому являются
самыми универсальными и незаменимым средством физического воспитания
детей.
в играх развивается сообразительность, умение самостоятельно
решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями
ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются
необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и
логическое мышление, воображение, познавательная активность.
Занятия, построенные на народной игре детям очень нравятся, они
вызывают чувство радости, море положительных эмоций, дарят детям яркие
мгновения чудесного человеческого общения, и также несут обучающий
момент – дети непринужденно совершенствуют навыки движений. Даже те
дети, которые нерешительны и боязливы в обычной, традиционной
обстановке, выполняя движения, испытывают затруднения и
нерешительность, боязнь выполнить неправильно, то в игровой форме все
проходит легко и просто, стираются все грани нерешительности,
неуверенности и страха.
Особое внимание уделяю выполнению детьми правил. Правила имеют
большое воспитательное значение. Подчинение правилам воспитывает вребенке волю, выдержку, умение сознательно управлять своими движениями,
затормаживать их.
При организации и выборе игр учитываются следующие факторы:
возраст играющих детей;
место проведения игр;
количество участников игры;
инвентарь для игр; знание правил игры;
выбор водящего.
Практически каждая народная подвижная игра начинается с выбора
водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.
Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение
пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в
прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно
завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как
полагали, что есть числа счастливые и несчастливые. Взрослые
пересчитывались – стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры
имитируют занятия взрослых – охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом
и др. В русских народных считалках особое место занимает уважительное
отношение к труду, восхищение трудом рук человечески, как нигде
сохранились особенные черты русского характера. Благодаря этому они
являются богатейшим источником познавательного и нравственного
развития детей.
Дети очень любят шутливые, веселые стихи-считалочки, быстро их
запоминают:
Раз, два, три, четыре, пять.
Нам друзей не сосчитать!
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга!
Народные игры
Это естественная среда, в которой искусство переплетено с жизнью
людей.
Приближают ребенка к прекрасному, порождают в сознании
маленького человека любовь к доброте.
Выдержали испытание временем, отшлифовались годами и
представляют для педагогов истинную школу нравственности. Одно из эффективных, увлекательных и доступных для детей
дошкольного возраста средство приобщения к национальной культуре.
Особенность народной игры как воспитательного средства заключается
в том, что она позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно
вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений.
Народные игры помогают дошкольникам сделать первые шаги в
овладении грамотой, развивать математические способности,
совершенствовать физические качества.
Значение народной игры
Образец высокого педагогического мастерства;
Оказывает влияние на воспитание ума, характера воли,
Развивает нравственные чувства, физически укрепляют ребенка.
Классификация народных игр :
Пальчиковые. Движения пальцев ребенка соединяются с короткими
ритмическими стихами.
Обычно в такие игры играли взрослые с маленькими детьми.
Игры-забавы. В этих играх необходимо проявить смекалку и
находчивость, быстроту и хорошую координацию.
Игры-ловишки - игры в которых воспитываются такие психофизические
качества как, ловкость, быстрота, координация движений, равновесие,
умение ориентироваться в пространстве.
Хороводные игры - Это целый ряд детских игр, который основан на
соединении песни с движением. В подобных играх действие осуществляется
в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в
песне. Песня тесно связана с народной игрой.
Игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ
всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Такие игры
воспитывают доброе отношение к окружающему миру.
Бытовые. Игры, отражающие повседневные занятия наших предков -
«Быт русского народа»Состязательные игры. Игры, отражающие стремление детей стать
сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских
богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным
киногероям. Состязание может быть простым, например, в беге, прыжках, в
ловкости, и усложненным, то есть с применением какого-либо инвентаря:
веревок, мячей, шаров, палок, камешков
Сезонно-обрядовые Игры проводятся в определенное время года.
Соответствуют русским народным праздникам.
Использование русских народных игр в воспитании дошкольников
помогает духовному совершенствованию личности ребенка, расширению
его историко-культурного кругозора и повышению уровня национального
самосознания.
Особое внимание следует уделять установлению тесных контактов с
семьей, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры.
Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью
и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной
двигательной деятельности, сочетание индивидуального и коллективного
творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и
детей. Что формирует положительное отношение друг к другу