Светлана Савинова
Дидактические игры как средство развития математических представлений дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Основная деятельность детей дошкольного возраста – это игра. Через игру развиваются их мысли, умения, умственные способности. Она удовлетворяет основные потребности ребенка: его стремление к самостоятельности; в познании окружающего мира; в активной деятельности; общении. В игре зарождаются потребность в учебной деятельности.
Публикация «Дидактические игры как средство развития математических представлений дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Игру нужно использовать для развития у дошкольников таких умений как сравнение; выделять закономерности, развивать инициативность, самостоятельность, рассудительность, логику, умение выражать свои мысли.
Основными представлениями, познавательными и речевыми умениями, которые усваивают дети дошкольного возраста в процессе усвоения математических представлений согласно требованиям к формированию элементарных математических представлений являются следующие : свойства, отношения, числа и цифры, сохранение (неизменность) количества и величин, алгоритмы.
Представления о свойствах это представления о размерах предметов : длине, высоте, ширине, толщине, массе. Иметь понятия о геометрических фигурах и телах, знать их названия: круг, квадрат, куб, прямоугольник, шар, треугольник, овал, цилиндр. Уметь определять структурные составляющие геометрических фигур: угол, сторона, их количество. Выделять логическую связь предметов по форме, величине.
Опыт использования дидактических игр при формировании математических представлений во второй младшей группе МАДОО «Октябрьский детский сад «Сказка»
Во второй младшей группе начинаются занятия по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько правильно будет организована и проведена работа с детьми этого возраста по формированию первых представлений о количестве, форме, величине, пространстве будет зависеть дальнейшее развитие математических познаний ребенка.
Занятия разрабатываются на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Во второй младшей группе формирование элементарных математических представлений представляет собой дочисловой период обучения. Дети этого возраста получают первоначальные представления о величинах, геометрических фигурах, цвете, размере. Они начинают ориентироваться в пространстве, времени.
Работу по развитию у детей элементарных математических представлений организую, как в ходе непосредственно образовательной деятельности (1 раза в неделю, так и в режимных моментах в течение дня, на прогулке, в том числе в индивидуальной работе.
Учебно-воспитательный процесс стараюсь строить таким образом, чтобы каждому ребенку было интересно во время организованной образовательной деятельности, чтобы он стал активным участником происходящего.
КОЛИЧЕСТВО
На занятиях, где детей учат сравнивать количество используют понятия: много – мало – больше –меньше – поровну.
Детей учат сравнивать два множества (различные группы предметов, сопоставляя элементы одной группы с элементами другой. Сравнение начинается с приема наложения.
На своих занятиях я использую карточки, на которых изображены одинаковые фигуры или картинки, детям предлагаю вырезанные фигурки (больше по количеству, чем на картинке, которые следует наложить на те, что изображены на карточке. Например, на карточке изображены домики, а вырезанные предметы – это окна. Детям предлагается в каждый домик поставить окно, чтобы в домике было светло. Когда дети выполняют задания, следует просить их озвучивать то, что они делают. Это помогает ребенку лучше осознавать свои действия. Подобные упражнения повторятся на занятиях многократно, но каждый раз используются разные картинки, разные условия игры.
На своих занятиях я использую дидактические игры по принципу приложения. Для проведения таких игр необходимы карточки, которые разделены пополам горизонтально, т. е. верхнюю и нижнюю часть. На верхней части располагаются одинаковые фигурки, например зайчата, детям предлагается на нижней части расположить столько же морковок, сколько зайчат на верхней части. Используя данный метод, необходимо делать акцент на сопоставление, т. е. проводит рукой вдоль рядов предметов, поочередно указывая на предметы верхней и нижней полосок, как бы соотнося их один с другим. Дети видят, что предметов на нижней полоске столько же сколько и на верхней – поровну. Эти карточки я использую и для дидактических игр, которые позволяют формировать понятие больше - меньше, располагая фигурки в верхней и нижней части не поровну. Овладев способами наложения и приложения, дети учатся устанавливать не только равенство, но и неравенство двух групп предметов.
ВЕЛИЧИНА
Изучая понятие величина используются способы сравнения. На занятиях детям предлагается сравнивать предметы путем накладывания, приставления. При этом, детей нужно учить проговаривать слова: больше, меньше, шире, уже, длиннее, короче, выше, ниже, одинаково. Дидактические игры, для усвоение этих понятий носят не только зрительное восприятие, но и сенсорное. На своих занятиях я использую различные дидактические игры по определению величины. Некоторые из них я беру из готовых конспектов, изменяя их, усложняя, другие из различных пособий. Одна дидактическая игра может объединять в себе определение нескольких признаков величин. «Плывут корабли» - эта игра позволяет сравнивать предметы по признакам : большой, маленький, широкий, узкий. Сначала дети сравнивают кораблики: один большой, другой маленький. Затем они сравнивают реки: широкая и узкая (полоски из голубой бумаги). Затем дети «пускают» кораблики по своим рекам: маленький кораблик по узкой реке, большой по широкой. Игра «Заборчик». Дети из строительных модулей строят заборчик для цыплят и курочек. Курочки большие, заборчик для них должен быть высокий, а цыплята маленькие и заборчик для них нужен низкий.
Кроме того для усвоения понятия «величина», я часто использую дидактические игры, которые с использованием приема наложения. Можно сравнивать предметы одинаковые по форме, разные по величине. Игра «кто где спрячется» позволяет сравнивать разные предметы и имеет много вариантов: спрячется ли мишка за деревом, дерево больше, а мишка меньше, значит мишка может спрятаться за деревом. В играх я использую любимые детьми сказочные персонажи: Лисичку, Красную Шапочку. Например, усадив лисичку за стол и повесив ей на лапку кольцо, попросить детей из многих колец найти такое же, как у лисички. Хорошо использовать для ориентировки детей в величине игрушки-вкладыши («Матрешки»).
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Детей четвертого года жизни способны различать и называть круг, квадрат, треугольник.
Для ребенка, геометрические фигуры – это эталоны, пользуясь которыми он определяет форму предметов и их частей. Знакомство младших дошкольников с геометрическими фигурами надо рассматривать в плане сенсорного восприятия формы этих фигур, что в дальнейшем позволит использовать их как эталоны в познании формы окружающих предметов. Для изучения геометрических фигур я использую самые разнообразные дидактические игры. Самая простая из них - это игра вкладыш. Смысл ее заключается в том, что каждая фигура вкладывается в соответствующее углубление. Играя в нее, нужно проговаривать названия фигур. Я использую ее в режимных моментах. Знание о геометрических фигурах дети моей группы усвоили довольно быстро и легко. Они охотно строят различные фигуры из плоских деревянных модулей (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники). Очень часто я использую для закрепления этой темы игру «Найди фигуру». Я показываю детям геометрическую фигуру и прошу найти соответствующую фигуру в окружающем интерьере (элементы мебели, игрушки). Дети охотно выполняют задание.
Игры на различение и называние геометрических фигур необходимо разнообразить. Дети выполняют такие задания: взять круг в правую руку, а треугольник в левую; квадраты положить на нижнюю полоску карточки, а треугольники — на верхнюю; найти фигуру по образцу и сказать, как она называется.
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
Дети четвертого года жизни ориентируются на основе так называемой чувственной системы отсчета, то есть по сторонам собственного тела. Поэтому предлагается учить различать левую и правую руки, направления от себя: вперед (впереди, назад (позади, вверху, внизу. Развиваются пространственные представления у детей младшего возраста в основном во время режимных моментов, в подвижных играх, на всех занятиях. Дидактические игры на развитие пространственного воображения могут выполняться как на плоскости, так и в схеме собственного тела, относительно других предметов. Очень часто я использую игры с предметами. Так, например, игра «Куда спряталась мышка?» помогает закрепить понятия: вверху, внизу, на, слева, справа, посередине, под и т. п. Игра «В какой руке игрушка?» помогает ориентироваться в таких понятиях как: право, лево.
ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ
Дети четвертого года жизни должны ориентироваться в таких временных понятиях как: день, ночь, утро, вечер. Части суток дети ассоциируют со своей деятельностью. Дидактические игры позволяют расширять представления о временах суток. Для ориентировке во времени, я использую дидактические игры на соответствие иллюстраций: «Когда это бывает», «Расставь картинки по местам». На одном из занятий мы создавали два разных панно. Дети разделились на две группы. Перед детьми первой группы лежал белый лист бумаги, перед детьми второй группы черный лист. Вокруг были разложены фигуры: солнце, облака, звезды, луна, комета, травка и цветы. Дети создавали свою картинку: одни день, другие ночь.
Использование дидактических игр на занятиях по формировании математических представлений во второй младшей группе помогают активизировать деятельность детей, делают занятие более интересным и занимательным, помогают хорошему усвоению основных понятий. Конспекты занятий разрабатываются в соответствии с требованиями ФГОС.
Детский сад, в котором я работаю, новый. Он оснащен современными технологиями. Каждая группа наполнена игровым, обучающим, развивающим, интересным по содержанию, доступным по количеству, качественным по исполнению материалом. Это новые, игрушки, большое разнообразие настольных, дидактических игр. Кроме того в каждой группе есть компьютер с выходом в интернет, проектор и большой экран. Наличие этой техники позволяет использовать и компьютерные дидактические игры. Мы активно применяем эту технику в своей образовательной деятельности. Это помогает сделать любое занятие ярче, разнообразнее, увлекательней.
Мною была проведена диагностика детей в начале и в конце учебного 2015-2016 учебного года. Диагностика проводилась по следующим разделам:
• умение детей определять количественные представления : один-много, чего больше (меньше?;
• умение детей распознавать величину предмета : длинный-короткий, широкий-узкий, высокий-низкий;
• умение детей находить геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг;
• умение детей ориентироваться во времени: день-ночь, утро-вечер;
• умение детей ориентироваться в пространстве.
Результат диагностики
Категории Начало года Конец года
Количество 80% 91%
Величина 75% 90%
Геометрические фигуры 68% 85%
Ориентировка во времени 45% 70%
Ориентировка в пространстве 53% 74%
По результатам диагностики можно сделать следующие выводы:
1. уровень знаний по всем категориям за год возрос;
2. усвоение понятий времени и пространства вызывает у детей наибольшее затруднение;
3. выявлена группа детей, которая нуждается в индивидуальной работе по различным категориям.
Опыт и наблюдение позволили мне выявить детей, у которых хорошо развито логическое мышление, которым нравятся игры более сложного уровня. Для таких детей я использую специально подобранный материал : настольно-печатные игры; книги с дидактическими играми и заданиями. Необходимо поддерживать такой потенциал детей и развивать его. Но есть дети, которые испытывают затруднения в усвоении математических познаний, с ними я занимаюсь индивидуально, использую самые простые дидактические игры и упражнения, которые помогают осваивать материал.
Дидактические игры очень нравятся детям. И чтобы закреплять полученные знания и навыки, мы играем в них в свободное время и на прогулке, дети рисуют мелом геометрические фигуры, играя в классики считают квадраты, считают и выстраивают песочные фигурки, строят из камешков фигуры и предметы и т. д.
Выводы:
1) Опыт работы показал, что использование дидактических игр и упражнений на занятиях по формировании математических представлений, благотворно влияет на усвоение основных математических представлений и понятий повышает уровень математического развития детей.
2) Элементарные знания по математике, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком.
3) Для улучшения системы математического развития дошкольников необходимо искать наиболее интересные формы работы, для наиболее эффективного развития элементарных математических представлений.
4) Методически правильно подобранный и к месту использованный дидактический материал способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям.