Ольга Костина
Доклад на РМО «Музыкально-дидактические игры как средство ознакомления детей с музыкой разных стран»
▼ Скачать + Заказать документы
«Музыкально – дидактические игры как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с музыкой разных стран»
Игра — как ведущая деятельность в дошкольном возрасте, открывает широкие возможности для разностороннего воспитания и обучения ребенка. В музыкальной деятельности она способствует не только развитию общих музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально – слуховые представления, чувство ритма) дошкольника, но и музыкально – сенсорных (свойства музыкальных звуков - высота, продолжительность, динамика, тембр).
Публикация «Доклад на РМО „Музыкально-дидактические игры как средство ознакомления детей с музыкой разных стран“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Развитие этих способностей осуществляю различными методами и средствами. Приоритетным же направлением в своей работе отвожу музыкально – дидактическим играм.
Перед музыкальными руководителями детских садов нередко возникает вопрос: как правильно составить и организовать музыкально - дидактическую игру. Готовые музыкально – дидактические игры, купленные в магазине, требуют пересмотра дидактических задач, которые решаются в ходе игры. Нередко приходится разрабатывать дополнительные варианты игры и дополнять иллюстративный материал, учитывая уровни развития ребёнка и их индивидуальные особенности.
В примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы в образовательной области «Познавательное развитие» говорится о необходимости проведения работы по ознакомлению дошкольников со странами и народами мира.
В образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» обращается внимание на важность расширения представлений о разнообразии народного искусства в разных регионах страны и мира через художественно изобразительную деятельность.
Содержание этих двух областей тесно переплетается между друг другом и предусматривает включение в совместную деятельность работу по музыкальному воспитанию в данном контексте.
Так как реализация образовательной области «Музыка» не содержит в себе отдельных рекомендаций по включению использованию данного материала, то эту задачу я решаю через использование музыкально – дидактических игр, в которых помогаю детям активно войти в мир музыки, стимулирую развитие музыкально – сенсорных способностей.
В совместной музыкальной деятельности знакомлю дошкольников с музыкальными произведениями, составляющие основу игры посредством музыкально – дидактических упражнений. Затем с внешним видом игры, ее содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями. Далее играю с детьми в специально отведенное время во вторую половину дня в группе согласно (циклограмме работы освобожденного специалиста на группе)
Музыкально - дидактическую игру организую так, чтобы ребёнок музыкальный руководитель стали участниками одной деятельности, где ребёнок закрепляет и систематизирует знания, не замечая, что его учат. Ведь в игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее и активнее.
При проведении данных игр применяю:
- познавательные рассказы;
- наглядный вспомогательный материал (иллюстрации, карточки, презентации);
- использование поощрительно-контрольных значков, жетончиков, фишек.
При организации проведении игры учитываю методические советы по выстраиванию структуре (Бондаренко А. К.) :
• При организации игры чётко представляю задачи, ход, свою роль в ней. При подборе игры всегда помню о том, что она не должна быть ни слишком трудной, ни слишком лёгкой. Только в этом случае игра принесёт детям пользу и радость.
• В начале каждой игры создаю игровое настроение.
• Стараюсь сделать игру занимательной, что отличало бы её от занятия.
• Создаю условия для восприятия музыки у дошкольников.
• В игре ввожу варианты с усложнением задач, чтобы дети, усвоив тот или иной способ решения, могли бы применять его при другом содержании.
• Выбор игры определяю задачами воспитательной работы с детьми данной группы, поэтому она может занимать различное место в педагогическом процессе.
• Свою роль в процессе дидактической игры меняю в зависимости от возрастных особенностей детей. Могу быть ведущим (экспертом) или участником игры. Если воспитатель ведет игру в группе, то выступаю в роли болельщика.
• При проведении дидактических игр особое внимание уделяю правилам. На сколько правила будут объяснены, зависит её успех. У дошкольников старшего возраста большое место в играх занимают мотивы соревнования. Им предоставляется большая самостоятельность, как в выборе игры, так и в творческом решении её задач. Использую жетоны, призы, фишки с помощью которых оцениваю правильные решения
• Результат сужу по эффективности игры, о том будет ли она с интересом использована в самостоятельной игровой деятельности.
• В конце игры спрашиваю у детей, понравилась ли им игра. стараюсь, чтобы следующая игра была интересней и содержала в себе новые элементы
В течение учебного года дети подготовительной к школе группы познакомились с разными музыкально – дидактическими играми, направленными на ознакомления детей старшего дошкольного возраста с музыкой разных стран.
( показ на слайде игр: «Три танца», «Музыкальные Деды Морозы», «Народные музыкальные инструменты», «Заморские гости»)
Таким образом, музыкально – дидактические игры способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной форе приобщать к основам музыкальной искусства разных народов.