Виктория Викторовна Гребенева
Интерактивные технологии в работе учителя-логопеда по повышению уровня коммуникативных навыков у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Интерактивные технологии в работе учителя-логопеда по повышению уровня коммуникативных навыков у детей с ОВЗ
С первых дней жизни человек нуждается в том, чтобы его услышали другие и получить эмоциональный отклик на свою речь, это и является общением, одним из самых необходимых условий жизнедеятельности.
Высокий уровень коммуникации выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего возраста. Зачатки отношений ребёнка с другими активно развиваются уже в дошкольном коллективе, на них и строится дальнейшее развитие личности. Общение существенно обогащает и раскрашивает яркими красками жизнь детей.
Публикация «Интерактивные технологии в работе учителя-логопеда по повышению уровня коммуникативных навыков у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
А вот у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи формирование коммуникативных навыков происходит иначе, чем у нормотипичных детей. В результате отмечается ограниченность доступных языковых средств, снижается уровень общения, что способствует возникновению психологических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности, замедлению включаемости в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, неумение вслушиваться в звучащую речь).
Так что развитие коммуникативных навыков у детей с ТНР становится очень актуальным, так как в настоящее время число детей, имеющих недостатки речевого развития, увеличивается с каждым годом.
Как же учитель-логопед может развивать коммуникативные умения и навыки детей в процессе своей коррекционной деятельности?
Использование интерактивных технологий, может помочь ему в решении этой задачи.
Слово «интерактив» образовано от слова «interact», где «inter» – взаимный, «act» – действовать. «Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером).
Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс. В процессе освоения учебного материала, дошкольники осуществляют совместную деятельность, это означает, что происходит общение в процессе обмена опытом и знаниями.
Существует множество различных вариантов интерактивных технологий. Таких как: работа в парах, ротационные (сменные) тройки, карусель, работа в малых группах, аквариум, незаконченное предложение, мозговой штурм, броуновское движение, дерево решений, суд от своего имени, гражданские слушания, ролевая (деловая) игра, метод пресс, займи позицию, дискуссия, дебаты, кейс-метод и другие.
Интерактивная технология «Работа в парах» (рекомендуется с младшего дошкольного возраста). Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения (узкого круга слушателей, зрителей).
Интерактивная технология «Хоровод» (рекомендуется с младшего дошкольного возраста). На начальном этапе взрослый является ведущим, т. к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди пока еще не могут. Педагог с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга. Способствует формированию начальных навыков произвольного поведения.
Интерактивная технология «Работа в малых группах» (рекомендуется со старшей группы). Применение технологии групповой «работы в малых группах» (работа в тройках) дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. При данной работе формируется умение слушать и слышать друг друга, приходить к единому мнению, выбирать старшего группы, который выскажет мнение других участников.
Интерактивная технология «Карусель» - внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это стимулирует общение между детьми. Формирует у ребёнка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо – это сидящие неподвижно участники, а внешнее – участники которые через некоторое время меняются (например, 30 секунд). Таким образом, они успевают побеседовать за несколько минут на несколько тем. Например: дети, стоящие во внутреннем круге, называют твердый согласный звук (или слово на определенный звук, а дети, стоящие во внешнем круге, называют мягкий согласный. Дети активно взаимодействуют друг с другом, закрепляют твёрдые и мягкие согласные.
Интерактивная технология «Цепочка» (рекомендуется со средней группы). Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи. Данную технологию можно использовать на занятиях по придумыванию загадок с помощью слов: «но не».
Например: составление загадки про предмет методом отрицания. Дети проговаривают загадку «по цепочке», каждый следующий добавляет новый признак:
– овальный, но не яйцо;
– жёлтый, но не цыплёнок;
– кислый, но не клюква;
– цитрусовый, но не апельсин;
– с семечками, но не яблоко;
– сочный, но не арбуз.
Что это?
Интерактивная технология «Интервью». Используется на этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы. Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок».
Интерактивная технология «Реклама на телеканале». Дети часто приносят в группу различные игрушки, настольные игры, энциклопедии. В режимные моменты можно устроить рекламу на «телеканале». Дети составляют рассказ, описывая свою вещь. Где ее приобрели, как с ней можно играть, что в ней особенного. В конце рекламы обязателен вывод: Я рекомендую приобрести эту вещь или поиграть с ней.
Данные технологии помогают повысить интерес детей к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать друг друга и грамотно излагать свои мысли.