Алена Пименова
Интерактивные технологии, используемые для развития речи детей, как средство повышения качества образования
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1.
Интерактивные технологии, используемые для развития речи детей, как средство повышения качества образования.
В настоящее время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий назрела необходимость модернизации содержания и структуры всех сфер дошкольного образования. Это нашло отражение в новых образовательных Стандартах. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта в детском саду предполагает усвоение детьми образовательной программы и овладение целевыми ориентирами. Слайд 2. Одним из направлений является «Речевое развитие» с хорошо знакомыми нам целевыми ориентирами.
Публикация «Интерактивные технологии, используемые для развития речи детей, как средство повышения качества образования» размещена в разделах
Слайд 3. Владение связной речью является необходимой предпосылкой для того, чтобы ребенок мог овладеть не только грамотой, но и письменной речью, как средством общения, способным при необходимости (например, при переписке) заменить собой устную речь. Практика постоянно подтверждает, что в очень сложном положении оказываются те дети, которые при поступлении в школу почти не владеют или плохо владеют устным пересказом, не умеют «связно рассказывать» о различных событиях своей жизни, о просмотренных фильмах и пр. Всё это возникает из – за того что наши дети на занятиях очень мало говорят, предпочитают отмалчиваться. Педагогу, применяющему только старые формы и методы работы, невозможно за время, отведенное на одну НОД, предоставить возможность всем детям группы высказаться, выполнить упражнение, составить рассказ, пересказать сказку и т. д. Учитывая это, для получения результата по речевому развитию мы в своей работе используем интерактивные технологии обучения в их взаимодействии друг с другом.
Слайд 4. Термин «интерактивные технологии» может рассматриваться в двух значениях: технологии, построенные на взаимодействии с компьютером и посредством компьютера и организованное взаимодействие непосредственно между детьми и педагогом без использования компьютера.
Мы рассмотрим второе направление интерактивного обучения — это организованное взаимодействие непосредственно между детьми и педагогом без использования компьютера. Интерактивные технологии помогают решать большое количество задач, одна из которых - становление коммуникативной компетентности (так формируется интегративное качество дошкольника - «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми». Слайд 5.
Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Слайд 6. А сейчас предлагаю вам на несколько минут превратится в детей и поиграть, попробовав на себе некоторые из этих технологий. Первая технология, которую мы рассмотрим и попробуем применить на практике «Хоровод», применяемую во 2 младшей группе (во второй половине года). Прошу выйти желающих (8 человек). (На начальном этапе взрослый является ведущим, так как дети самостоятельно выполнить задание не могут. Воспитатель с помощью мяча или игрушки учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы, не перебивая друг друга)
Интерактивная технология «Хоровод» – «Упражнение отвечай быстро» (2 младшая группа).
Встаньте, пожалуйста, в хоровод и ответьте на мои вопросы по очереди, передавая игрушку.
Платье, футболка, шорты – это…
Кресло, стол, шкаф – это.
Груша, банан, яблоко – это…
Туфли, кроссовки, сапоги – это…
Помидор, огурец, перец – это…
Курица, гусь, воробей – это…
Кошка, лиса, хорек – это…
Чашка, тарелка, кастрюля – это…
Табурет, комод, диван – это…
Собака, мышь, хомяк – это…
Молодцы, вы очень быстро и правильно отвечали на мои вопросы! Выслушивали ответы других, не перебивали говорящих.
Слайд 7. Следующая технология, которую мы рассмотрим, называется карусель. Начинать применять данную технологию можно в конце года в средней группе. Интерактивная технология «Карусель» – упражнение «Да – нет» (средняя группа).
этапы Деятельность воспитателя Деятельность детей
Мотивация - Вы любите кататься на карусели?
Тогда я предлагаю вам поиграть в игру «Карусель».
Включаются в деятельность, предложенную воспитателем.
Организация - А, чтобы карусель заработала, договоритесь кто с кем будет работать в паре. Договоритесь в паре кто возьмет красную фишку, а кто - картинку.
Все, у кого в руках красная фишка образуют внутренний круг, а у кого картинка – внешний, лицом друг к другу.
Вспомним правила: дослушивать ответы, осуществлять переход по звонку, а когда дойдешь до своей пары поменяться местами. Договариваются о сотрудничестве, вспоминают правила: дослушивать ответы, осуществлять переход по звонку, а когда дойдешь до своей пары поменяться местами, берут предложенный материал, занимают места, образуя два круга – внутренний и внешний.
Деятельность - Послушайте задание: Те, кто стоит во внешнем круге, будут называть слова, а стоящие во внутреннем круге если услышат в названном слове звук «а» поднимут красную фишку вверх. Если звука «а» нет, фишку поднимать не надо. Активно взаимодействуют друг с другом, определяют есть ль звук «а» в названных словах.
Итог Вам понравилось играть в нашу карусель?
Вы, все молодцы, вы правильно определяли наличие и отсутствие заданного звука в словах. Обсуждают и оценивают свое участие в общей работе.
Мы считаем, что именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом и это стимулирует общение между детьми. Для того чтобы интерактивная технология «Карусель» заработала, мы предлагаем детям договориться с кем бы они хотели поиграть в паре, и кто из них будет стоять во внешнем круге, а кто - во внутреннем. Особое внимание уделяем развитию умения у детей формулировать и задавать вопросы; в соответствии с услышанным - строить ответ; дополнять, исправлять собеседника; сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей. В своей работе применяем следующие упражнения: «Определи звук в слове», «Назови слово», «Составь предложение», «Определи на слух» и т. д.
Слайд 8. Еще одна технология, которую мы применяем в своей работе «Работа в парах». Для того, чтобы показать, как она работает прошу выйти четверых желающих.
Интерактивная технология «Работа в парах» -упражнение «Составь рассказ по набору сюжетных картинок» (подготовительная группа).
Рассмотрите, пожалуйста, сюжетные картинки, находящиеся на мольберте, расположить их в логической последовательности, ответить на мои вопросы.
Кто и где потерял воздушный шарик?
Кто нашёл шарик на поле?
Какой был мышонок и как его звали?
Чем мышонок занимался на поле?
Что мышонок стал делать с шариком?
Чем закончилась игра с шариком?
Итак, для того чтобы нам выполнить следующее задание и применить интерактивную технологию «Работа в парах» нам необходимо договориться кто с кем будет играть в паре, пройти к столам. (Пары проходят к столам).
На ваших столах есть такие же сюжетные картинки. Предлагаю каждой паре составить по ним рассказ, придумать для него название, выполнив задание, договоритесь, кто в паре будет рассказывать начало, а кто – конец истории про мышонка (или договоритесь, кто будет отвечать)
(Работая в паре, дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию, совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Так же работая в паре, ребенок чувствует гордость за свои достижения, что положительно влияет на начальный этап формирования самооценки ребенка. Особенно важна такая организация для застенчивых дошкольников, предпочитающих отмалчиваться при большом скоплении народа.)
Молодцы у вас получились замечательные рассказы про мышонка! Вам понравилось работать в паре? Легко ли вы смогли договориться с товарищем? Хотели бы вы работать с этим товарищем?
Интерактивная технология «Интервью» упражнение «Расскажем корреспонденту, где мы сегодня были и что интересного узнали»
Слайд 9. В заключении хотелось бы продемонстрировать вам еще одну интерактивную технологию, которая очень нравится детям – «Интервью». Попрошу выйти всех, кто, сегодня играя помогал мне рассказывать о применяемых нами интерактивных технологиях и встать в круг.
Применение технологии требует выполнение правил ведения диалога каждым играющим: соблюдать очерёдность в разговоре; выслушивать собеседника, не перебивая его; поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от неё; проявлять внимание и уважение к собеседнику. Для того, чтобы процесс проходил легко и непринужденно, корреспонденту в помощь предлагаются карточки - подсказки. В условных обозначениях заложен алгоритм формулирования вопросов, например, «Что тебе понравилось/ не понравилось на занятии?» «Что ты узнал нового?», «Что ты услышал на занятии?», «Что ты видел на занятии?» «Что ты делал на занятии?»
Умение общаться с окружающими – важная сторона социального - личностного развития ребенка, источник развития его речи, становления коммуникативной компетенции, важная сфера самодеятельной активности, саморазвития. Мы стремимся к тому, чтобы речь детей была содержательной, и понятной для окружающих и само речевое общение проходило в формах, отвечающих требованиям, предъявляемым к поведению человека в обществе.
Слайд 10. Интерактивное творчество педагога и дошкольника безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных познавательных целей.