Лучший педагог года

Контрольная работа на тему: «Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования»

Вера Гусакова
Контрольная работа на тему: «Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования»

Детство - это уникальный период в жизни человека: именно в это время происходит становление личности, формируется здоровье, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Публикация «Контрольная работа на тему: „Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования“» размещена в разделах

По свидетельству ученых ребенок дошкольного возраста более всего подвержен воздействию членов семьи. Поэтому, улучшение качества дошкольного образования, прежде всего, зависит от согласованности действий семьи и дошкольного учреждения. В основе работы нашего коллектива с семьей, лежит системный подход, который позволяет изменять взгляды и взаимодействие в семье на воспитание ребенка, таким образом, чтобы они перестали быть негативными, пассивными.

Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от нее зависит, каким вырастет человек. В семье ребенок получает первые навыки восприятия действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. Именно, к этому подводит нас "новая философия" работы с семьей : за воспитание детей и их развитие несут ответственность родители, а дошкольное учреждение призвано этому содействовать.

Работа с родителями - сложная и важная часть деятельности педагога и дошкольного учреждения в целом. Одна из главных целей руководителя учреждения и педагогов - вовлечение родителей в педагогический процесс.

Установления взаимосвязи МДОУ и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного образования. Основной целью установления взаимоотношений МДОУ «Золотые зёрнышки» и семьи является создание единого пространства семья – детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса будет комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно.

Исходя из этого сформировались и другие цели нашего учреждения:

1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

2. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

С целью построения эффективного взаимодействия семьи и МДОУ педагогическим коллективом были созданы следующие условия:

Социально-правовые: построение всей работы основывается на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, а также в соответствии с Уставом МДОУ «Золотые зёрнышки», договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения;

Информационно-коммуникативные: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в МДОУ;

Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнейшую перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для педагогов и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов, программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка;

Потребностно - стимулирующие: взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения строится на результатах изучения семьи.

Руководящая и организующая роль МДОУ «Золотые зёрнышки» по отношению к семье характеризуется комплексом факторов :

1. планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;

2. практическая помощь семье в воспитании детей;

3. организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;

4. вовлечение родителей в педагогическую деятельность;

5. активизация их педагогического самообразования и др.

В основу совместной деятельности семьи и ДОУ положены следующие принципы:

• родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;

• это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;

• помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;

• знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;

• постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Взаимоотношения с родителями строятся на основе добровольности, демократичности, личной заинтересованности.

Отбор материала для работы с семьей подчинен нескольким основным позициям:

1. Родительское образование базируется на изучении психолого-педагогических особенностей личности ребенка, обладающих несомненной знаниевой ценностью для образования родителей.

2. Материал, отобранный для изучения, доступен родительскому восприятию, соответствует интересам родителей и возрастным особенностям их детей-дошкольников.

3. Практические занятия с родителями соответствуют образовательным целям определенного раздела программы, способствуют решению обозначенных в программе задач.

4. Одним из главных принципов родительского образования является принцип вариативности.

Педагогический коллектив МДОУ «Золотые зёрнышки» разработал модель системы взаимодействия с семьей и определил основные направления работы :

1. Изучение семьи каждого воспитанника; изучение интересов, мнений и запросов родителей, нереализуемых в других социальных институтах (семье и др.);

2. Обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей;

3. Использование опыта деятельности других МДОУ для построения модели взаимодействия с родителями;

4. Расширение средств и способов работы с родителями;

5. Обеспечение пространства для личностного роста участников объединения, создание особой творческой атмосферы.

6. Привлечение родителей к активному участию в деятельности МДОУ;

7. Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

8. Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

9. Обобщение работы в СМИ

Для осуществления сотрудничества с родителями воспитанников нашего дошкольного учреждения в МДОУ создан «клуб для родителей», координирующая и внедряющая новые формы взаимодействия педагогического коллектива и семьи и объединяющая усилия по развитию гармоничной личности ребенка.

За время многолетнего опыта в МДОУ сложились свои традиции. Ежегодно в детском саду проходят:

• День открытых дверей для родителей.

• Спортивные, музыкальные праздники и развлечения.

• Театральная неделя.

• Неделя книги.

• Тематические выставки детских рисунков.

• Совместные выставки родителей и детей.

Работа с семьями разных категорий.

Вся эта работа побуждает к творческому сотрудничеству родителей и детей, родителей и воспитателей, устраняет отчужденность, вселяет уверенность, решает многие проблемы, способствует повышению качества образования.

В годовом плане МДОУ выделен блок «Взаимодействие с родителями», где отражены формы работы и тематика мероприятий с семьями воспитанников.

Основные формы работы с родителями, используемые в нашем ДОУ:

• общие и групповые родительские собрания;

• консультации,

• выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

• совместные экскурсии;

• дни открытых дверей;

• участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

• совместное создание предметно – развивающей среды;

работа с родительским комитетом детского сада;

• беседы с детьми и родителями;

• тренинги;

• семинар – практикум;

• родительские гостиные;

• почта Доверия;

. встреча за «круглым столом»

Для повышения качества воспитательно - образовательной деятельности родителей используем

наглядно – информационное направление, это:

- родительские уголки (с различными рубриками,

- папки - передвижки

- информационные папки

- семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем»,

- мини-библиотека на различные темы,

- фотоэкспозиции: «Моя мама – лучшая на свете», «Защитники Отечества», «Собираем урожай» и др.

- медиатека.

Немало важным аспектом является ориентация на конечный результат, на изучение уровня эффективности созданных условий, обеспечивающих доступность родителей в образовательное пространство МДОУ. Для этого в МДОУ «Золотые зёрнышки» были разработаны критерии отслеживания результативности функционирования и развития системы взаимодействия МДОУ и семьи. Для получения объективных данных в МДОУ «Золотые зёрнышки» используются: анкетирование, опросники, тесты, изучение документации, мониторинг.

Полученные результаты позволяют отслеживать результативность функционирования и развития системы взаимодействия ДОУ и семьи, выявлять степень достижения цели на разных этапах деятельности.

Критерии эффективности взаимодействия МДОУ «Золотые зёрнышки» с семьей

№п/п Критерии Показатели

1. Уровень компетентности

педагогов

по вопросам

взаимодействия

с семьей. • Умение планировать собственную деятельность по работе с семьей на основе глубокого анализа предыдущей деятельности, типа семьи, их интересов, нужд и потребностей.

Умение применять на практике методики психолого-педагогической диагностики: выявлять достоинства воспитательных воздействий конкретной семьи, ее «проблемное поле», причины низкого воспитательного потенциала семьи и т. д.).

• Умение строить оптимальные взаимоотношения с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия.

• Умение организовать правовое и психолого-педагогическое просвещение родителей, выбрать соответствующие целям формы организации, методы и приемы.

• Умение вовлечь родителей в образовательный процесс МДОУ.

• Умение выявить и обобщить передовой педагогический опыт.

2. Уровень сформированности условий, обеспечивающих включение семей

в образовательное пространство МДОУ. • Наличие нормативно - правовых документов, регламентирующих и определяющих функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения;

• Наличие банка данных педагогического опыта семей;

• Наличие методических материалов по вопросам взаимодействия МДОУ с семьями разных категорий;

• Наличие социологических данных о контингенте семей воспитанников.

3. Уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в МДОУ. • Полнота информации о целях и задачах дошкольного образовательного учреждения в области воспитания, обучения и оздоровлении ребенка.

• Степень осведомленности родителей в вопросах специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в МДОУ.

• Информированность о видах образовательных услуг в МДОУ.

• Удовлетворенность стилем взаимоотношений : педагог – родитель; педагог – ребенок.

• Удовлетворенность характером воспитания, обучения и оздоровления ребенка в МДОУ.

• Удовлетворенность содержанием знаний и умений, получаемых посредством МДОУ по практике семейного воспитания.

• Реализация потребности в дополнительных образовательных услугах.

• Возможность участия в воспитательно-образовательном процессе МДОУ.

• Удовлетворенность уровнем подготовки ребенка к школе.

4. Степень эффективности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. • Рост воспитательного потенциала семьи.

• Положительные тенденции в изменении характера семейных отношений.

• Мотивационная готовность родителей к самообразованию в вопросах воспитания и развития детей

• Активная субъектная позиция родителей.

• Осознанное использование родителями педагогической науки и практики в воспитании детей.

• Расширение спектра совместных дел родителей и педагогического коллектива.

• Увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества.

• Изменение характера вопросов родителей к воспитателям и специалистам ДОУ как показатель их педагогической компетентности.

• Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активность их участия в них.

Таким образом, сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса.

Организация взаимодействия направлена на осуществлении педагогики сотрудничества воспитателей и родителей, на повышение профессионального уровня самих воспитателей по работе с родителями.

Список использованной литературы

1. Закон Российской Федерации «Об образовании»

2. Воспитатели и родители: из опыта работы. — М. : Просвещение, 1998.

3. Выготский Л. С. Воображения и творчество в детском возрасте. – М. : Просвещение, 2003.

4. Дошкольное учреждение как открытая социально-педагогическая система (эксперимент на базе детского сада №66 г. Тамбов). – Тамбов, 1999.

5. Любавина Г. Как воспитать своего ребенка удачным. //Дошкольное воспитание. – 2009, №12.

6. Семейное воспитание: Словарь. / Под редакцией М. И. Кондакова. – М. : Педагогика, 2000.

7. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебное пособие для студентов пед ВУЗов и колледжей. /Под редакцией Т. И. Ерофеевой. – М. : Академия, 1999.

8. Содержание, формы и методы работы с родителями : Методические рекомендации в помощь организаторам работы с родителями. – Тамбов, 1999.

9. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. – М., 1999.

10. Гребенников И. В. Воспитательный климат в семье. – М. : Знания 2005.

Публикации по теме:

Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования «Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования» В последние годы проблема качества образования приобрела чрезвычайную.

Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования в рамках ФГОС Доклад на международную дистанционную педагогическую конференцию «Дошкольное и начальное образование: опыт, актуальные задачи, перспективы.

Использование технологий эффективной социализации как средство повышения качества дошкольного образования Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную.

Методическое сопровождение педагогической компетентности педагогов как фактор повышения качества экологического образования В настоящее время активно осуществляется процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем. В условиях введения ФГОС.

Образовательные технологии в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ. Построение уроков в различных технологиях.

Оптимизация документооборота воспитателя как условие повышения качества дошкольного образования В должностные обязанности воспитателя детского сада входит ведение фиксирующей и планирующей документации. Перечень обязательной документации.

Основные образовательные технологии с детьми с ОВЗ как одно из условий повышения качества образования (слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги! Рада вас приветствовать на 2 заседании районного методического объединения «Обучение детей с.

Педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в ДОУ Новые приоритеты в образовании побуждают меня к поиску новых современных технологий. Большие возможности для этого предоставляет метод.

Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами как фактор повышения творческой самореализации всех участников образовательного ДОУ- открытая социальная система На современном этапе дошкольное образовательное учреждение должно стать открытой социальной системой, способной.

Эффективные технологии в работе с педагогами ДОУ как средство повышения качества дошкольного образования. Народная кукла Куклы – это одно из наиболее простых и в тоже время многогранно загадочных и интересных творений человека. Кукла - это ёмкий и иконичный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Контрольная работа на тему: «Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования»
Опубликовано: 14 апреля 2019 в 22:52
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД