Вера Гусакова
Контрольная работа на тему: «Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Детство - это уникальный период в жизни человека: именно в это время происходит становление личности, формируется здоровье, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Публикация «Контрольная работа на тему: „Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования“» размещена в разделах
По свидетельству ученых ребенок дошкольного возраста более всего подвержен воздействию членов семьи. Поэтому, улучшение качества дошкольного образования, прежде всего, зависит от согласованности действий семьи и дошкольного учреждения. В основе работы нашего коллектива с семьей, лежит системный подход, который позволяет изменять взгляды и взаимодействие в семье на воспитание ребенка, таким образом, чтобы они перестали быть негативными, пассивными.
Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от нее зависит, каким вырастет человек. В семье ребенок получает первые навыки восприятия действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. Именно, к этому подводит нас "новая философия" работы с семьей : за воспитание детей и их развитие несут ответственность родители, а дошкольное учреждение призвано этому содействовать.
Работа с родителями - сложная и важная часть деятельности педагога и дошкольного учреждения в целом. Одна из главных целей руководителя учреждения и педагогов - вовлечение родителей в педагогический процесс.
Установления взаимосвязи МДОУ и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного образования. Основной целью установления взаимоотношений МДОУ «Золотые зёрнышки» и семьи является создание единого пространства семья – детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса будет комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно.
Исходя из этого сформировались и другие цели нашего учреждения:
1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
2. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
С целью построения эффективного взаимодействия семьи и МДОУ педагогическим коллективом были созданы следующие условия:
• Социально-правовые: построение всей работы основывается на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, а также в соответствии с Уставом МДОУ «Золотые зёрнышки», договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения;
• Информационно-коммуникативные: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в МДОУ;
• Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнейшую перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для педагогов и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов, программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка;
• Потребностно - стимулирующие: взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения строится на результатах изучения семьи.
Руководящая и организующая роль МДОУ «Золотые зёрнышки» по отношению к семье характеризуется комплексом факторов :
1. планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;
2. практическая помощь семье в воспитании детей;
3. организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;
4. вовлечение родителей в педагогическую деятельность;
5. активизация их педагогического самообразования и др.
В основу совместной деятельности семьи и ДОУ положены следующие принципы:
• родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
• это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
• помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
• знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
• постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.
Взаимоотношения с родителями строятся на основе добровольности, демократичности, личной заинтересованности.
Отбор материала для работы с семьей подчинен нескольким основным позициям:
1. Родительское образование базируется на изучении психолого-педагогических особенностей личности ребенка, обладающих несомненной знаниевой ценностью для образования родителей.
2. Материал, отобранный для изучения, доступен родительскому восприятию, соответствует интересам родителей и возрастным особенностям их детей-дошкольников.
3. Практические занятия с родителями соответствуют образовательным целям определенного раздела программы, способствуют решению обозначенных в программе задач.
4. Одним из главных принципов родительского образования является принцип вариативности.
Педагогический коллектив МДОУ «Золотые зёрнышки» разработал модель системы взаимодействия с семьей и определил основные направления работы :
1. Изучение семьи каждого воспитанника; изучение интересов, мнений и запросов родителей, нереализуемых в других социальных институтах (семье и др.);
2. Обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей;
3. Использование опыта деятельности других МДОУ для построения модели взаимодействия с родителями;
4. Расширение средств и способов работы с родителями;
5. Обеспечение пространства для личностного роста участников объединения, создание особой творческой атмосферы.
6. Привлечение родителей к активному участию в деятельности МДОУ;
7. Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
8. Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
9. Обобщение работы в СМИ
Для осуществления сотрудничества с родителями воспитанников нашего дошкольного учреждения в МДОУ создан «клуб для родителей», координирующая и внедряющая новые формы взаимодействия педагогического коллектива и семьи и объединяющая усилия по развитию гармоничной личности ребенка.
За время многолетнего опыта в МДОУ сложились свои традиции. Ежегодно в детском саду проходят:
• День открытых дверей для родителей.
• Спортивные, музыкальные праздники и развлечения.
• Театральная неделя.
• Неделя книги.
• Тематические выставки детских рисунков.
• Совместные выставки родителей и детей.
• Работа с семьями разных категорий.
Вся эта работа побуждает к творческому сотрудничеству родителей и детей, родителей и воспитателей, устраняет отчужденность, вселяет уверенность, решает многие проблемы, способствует повышению качества образования.
В годовом плане МДОУ выделен блок «Взаимодействие с родителями», где отражены формы работы и тематика мероприятий с семьями воспитанников.
Основные формы работы с родителями, используемые в нашем ДОУ:
• общие и групповые родительские собрания;
• консультации,
• выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
• совместные экскурсии;
• дни открытых дверей;
• участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
• совместное создание предметно – развивающей среды;
• работа с родительским комитетом детского сада;
• беседы с детьми и родителями;
• тренинги;
• семинар – практикум;
• родительские гостиные;
• почта Доверия;
. встреча за «круглым столом»
Для повышения качества воспитательно - образовательной деятельности родителей используем
наглядно – информационное направление, это:
- родительские уголки (с различными рубриками,
- папки - передвижки
- информационные папки
- семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем»,
- мини-библиотека на различные темы,
- фотоэкспозиции: «Моя мама – лучшая на свете», «Защитники Отечества», «Собираем урожай» и др.
- медиатека.
Немало важным аспектом является ориентация на конечный результат, на изучение уровня эффективности созданных условий, обеспечивающих доступность родителей в образовательное пространство МДОУ. Для этого в МДОУ «Золотые зёрнышки» были разработаны критерии отслеживания результативности функционирования и развития системы взаимодействия МДОУ и семьи. Для получения объективных данных в МДОУ «Золотые зёрнышки» используются: анкетирование, опросники, тесты, изучение документации, мониторинг.
Полученные результаты позволяют отслеживать результативность функционирования и развития системы взаимодействия ДОУ и семьи, выявлять степень достижения цели на разных этапах деятельности.
Критерии эффективности взаимодействия МДОУ «Золотые зёрнышки» с семьей
№п/п Критерии Показатели
1. Уровень компетентности
педагогов
по вопросам
взаимодействия
с семьей. • Умение планировать собственную деятельность по работе с семьей на основе глубокого анализа предыдущей деятельности, типа семьи, их интересов, нужд и потребностей.
• Умение применять на практике методики психолого-педагогической диагностики: выявлять достоинства воспитательных воздействий конкретной семьи, ее «проблемное поле», причины низкого воспитательного потенциала семьи и т. д.).
• Умение строить оптимальные взаимоотношения с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия.
• Умение организовать правовое и психолого-педагогическое просвещение родителей, выбрать соответствующие целям формы организации, методы и приемы.
• Умение вовлечь родителей в образовательный процесс МДОУ.
• Умение выявить и обобщить передовой педагогический опыт.
2. Уровень сформированности условий, обеспечивающих включение семей
в образовательное пространство МДОУ. • Наличие нормативно - правовых документов, регламентирующих и определяющих функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения;
• Наличие банка данных педагогического опыта семей;
• Наличие методических материалов по вопросам взаимодействия МДОУ с семьями разных категорий;
• Наличие социологических данных о контингенте семей воспитанников.
3. Уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в МДОУ. • Полнота информации о целях и задачах дошкольного образовательного учреждения в области воспитания, обучения и оздоровлении ребенка.
• Степень осведомленности родителей в вопросах специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в МДОУ.
• Информированность о видах образовательных услуг в МДОУ.
• Удовлетворенность стилем взаимоотношений : педагог – родитель; педагог – ребенок.
• Удовлетворенность характером воспитания, обучения и оздоровления ребенка в МДОУ.
• Удовлетворенность содержанием знаний и умений, получаемых посредством МДОУ по практике семейного воспитания.
• Реализация потребности в дополнительных образовательных услугах.
• Возможность участия в воспитательно-образовательном процессе МДОУ.
• Удовлетворенность уровнем подготовки ребенка к школе.
4. Степень эффективности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. • Рост воспитательного потенциала семьи.
• Положительные тенденции в изменении характера семейных отношений.
• Мотивационная готовность родителей к самообразованию в вопросах воспитания и развития детей
• Активная субъектная позиция родителей.
• Осознанное использование родителями педагогической науки и практики в воспитании детей.
• Расширение спектра совместных дел родителей и педагогического коллектива.
• Увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества.
• Изменение характера вопросов родителей к воспитателям и специалистам ДОУ как показатель их педагогической компетентности.
• Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активность их участия в них.
Таким образом, сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса.
Организация взаимодействия направлена на осуществлении педагогики сотрудничества воспитателей и родителей, на повышение профессионального уровня самих воспитателей по работе с родителями.
Список использованной литературы
1. Закон Российской Федерации «Об образовании»
2. Воспитатели и родители: из опыта работы. — М. : Просвещение, 1998.
3. Выготский Л. С. Воображения и творчество в детском возрасте. – М. : Просвещение, 2003.
4. Дошкольное учреждение как открытая социально-педагогическая система (эксперимент на базе детского сада №66 г. Тамбов). – Тамбов, 1999.
5. Любавина Г. Как воспитать своего ребенка удачным. //Дошкольное воспитание. – 2009, №12.
6. Семейное воспитание: Словарь. / Под редакцией М. И. Кондакова. – М. : Педагогика, 2000.
7. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебное пособие для студентов пед ВУЗов и колледжей. /Под редакцией Т. И. Ерофеевой. – М. : Академия, 1999.
8. Содержание, формы и методы работы с родителями : Методические рекомендации в помощь организаторам работы с родителями. – Тамбов, 1999.
9. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. – М., 1999.
10. Гребенников И. В. Воспитательный климат в семье. – М. : Знания 2005.