Наталья Коршунова
Основные образовательные технологии с детьми с ОВЗ как одно из условий повышения качества образования
▼ Скачать + Заказать документы
(слайд 1)
Добрый день, уважаемые коллеги!
Рада вас приветствовать на 2 заседании районного методического объединения «Обучение детей с ОВЗ», тема которого
Основные образовательные технологии
с детьми с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий повышения качества образования
В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования.
Публикация «Основные образовательные технологии с детьми с ОВЗ как одно из условий повышения качества образования» размещена в разделах
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе.
Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования (слайд 2)
Основной целью модернизации системы образования является реализация конституционного права на получение доступных форм образования всеми категориями детей с ограниченными возможностями здоровья.
Существующая система специальных учебно-воспитательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья претерпевает ныне серьезные изменения и во многом стоит на пороге своего сокращения. Вероятнее всего, возьмет верх набирающая силу тенденция устранения различий между общеобразовательной и специальной школой.
Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования (слайд 3)
Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с особыми нуждами.
Приоритетной задачей сегодняшнего дня в инклюзивном образовании является усиление внимания к проблемам социализации детей с ОВЗ, к созданию целостной системы психолого-педагогического сопровождения.
С тенденцией развития инклюзивного образования в общеобразовательной школе сочетается усиление неоднородности состава учащихся по уровню их умственного, речевого и в целом психического развития.
Это существенно затрудняет адаптацию как детей условно здоровых, так и детей с ограниченными возможностями здоровья, возникают дополнительные, нередко непреодолимые трудности в реализации индивидуального подхода педагогов к учащимся в процессе их обучения, воспитания, развития, не позволяющие в полной мере реализовать принцип дифференцированного, по-настоящему индивидуального подхода к каждому учащемуся.
(слайд 4) Непонимание подходов к обучению и их реализации является одной из основных психолого – педагогических трудностей.
Психолого-педагогические трудности и проблемы инклюзивного образования заключаются в следующем:
• проблема неприятия детей с ОВЗ;
• проблема непринятия идеологии инклюзивного образования;
• нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ;
• неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ;
• трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.
• трудности в понимании и реализации подходов к обучению;
В организации процесса образования детей с ОВЗ необходимо понимание целей обновленного содержания образования, принятие своей собственной роли – не только как транслятора знаний, а организатора деятельности детей с ОВЗ и принятие необходимости внедрения современных технологий в образовательный процесс (слайд 5).
Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности.
Инновационные педагогические технологии в образовании детей с ОВЗ играют существенную роль и предполагают взаимосвязанную деятельность учителя и обучающегося.
Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.
Педагогическая технология – главный фактор успеха в работе педагога.
Современные образовательные технологии рассматриваются как ключевое условие повышения качества образования детей с ОВЗ, способствующее снижению нагрузки учащихся, более эффективному использованию учебного времени.
Современные технологии позволяют учащимся с ОВЗ не только получать «багаж» знаний, при изучении программного материала, но и развивать мыслительные процессы, формировать сферу практических умений учащихся;
• Формировать коммуникативные отношения, умение сотрудничать со сверстниками и педагогами;
• Повышать мотивацию учения, развивать потребность узнавать новое, самостоятельно добывать знания, приобретать новые практические навыки;
• Развивать способности детей, повышать их самооценку.
(слайд 6) Образование, сутью которого является учет соматических и психологических особенностей ребенка, создание условий для его личностного развития, создание ситуации успеха, становится основой для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В арсенале каждого педагога есть свои варианты и особенности использования образовательных технологий, моделирующих жизнедеятельность обучающихся, (слайд 7) современных образовательных технологий в коррекционнопедагогической практике, которые сохраняют индивидуальность каждого обучающегося с ОВЗ, способствуют укреплению и развитию его психофизического здоровья, позволяющих отрабатывать учебный материал с разных позиций, интегрировать знания, многократно возвращаться к одной теме в условиях разных видов деятельности. Сегодня на заседании мы обратимся к опыту коллег нашего района. Просьба педагогов начинать выступления в соответствие с программой заседания.
Выступления педагогов.
Подведение итогов
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности, возможности и
Уважаемые коллеги, ресурсы использования инновационнообразовательных технологий не исчерпываются теми технологиями и методами, которые были представлены сегодня. Я уверена, что данная тема останется актуальной, и в дальнейшем мы продолжим работу над ней.
На сегодняшний день повестка заседания исчерпана. Я благодарю всех за участие и работу. До конца недели представленные педагогами материалы и аудиозапись вебинара будут размещены на сайте «Образование Конды» на странице РМО ОВЗ. Спасибо! До новых встреч!