Денисова Елена Николаевна
Интерактивные игры (компьютерные) как средство развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Информационное сообщение.
Интерактивность – это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем – либо, или непосредственно с самим человеком, это – одна из характеристик диалоговых форм познания.
Обучение детей дошкольного возраста никогда еще не было столь привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями.
Публикация «Интерактивные игры (компьютерные) как средство развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мой друг - компьютер
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В современных условиях, с широким внедрением новых информационных технологий, проблема речевого развития дошкольника остается актуальной.
Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие. Многие согласятся, что большинство родителей мало уделяют внимания речи своих детей, поэтому речь дошкольников не отличается особой выразительностью, они часто допускают ошибки в своей речи, ограничиваются односложными ответами.
Из-за неразвитости речи, скудности словарного запаса воспитанники теряют интерес к занятиям по развитию речи, нет мотивации к ним. В этом случае на помощь приходят компьютерные технологии как источник мотивации. Компьютерные технологии позволяют погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственную образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной.
Современный ребёнок с рождения окружён насыщенной медиасредой. Электронные игрушки, игровые приставки, компьютер занимают всё большее место в деятельности дошкольников, накладывая определённый отпечаток на формирование их психофизических качеств и развитие личности.
Новые современные возможности инициируют педагогов к решению образовательных задач разными путями, один из которых - применение интерактивного оборудование и интерактивных игр.
Практика показывает, что систематическое и целенаправленное внедрение в образовательный процесс мультимедийных и интерактивных развивающих игр позволяют развивать фонематические процессы, мелкую моторику, способствуют активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления, расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи.
Красочное оформление программ, анимация активизирует внимание ребят, развивает ассоциативное мышление, а умело подобранные задания, создают позитивную психологическую атмосферу сотрудничества
Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедийных технологий позволяет моделировать различные ситуации из окружающей социальной среды. Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это работа со всей группой детей, подгруппой и индивидуально.
Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных организациях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность применения этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии ребенка в целом. (исследования С. Л. Новоселовой, И. Пашелите, Г. П. Петьку, Б. Хантера и др.).
Использование компьютерных игр на занятиях, безусловно, имеют ряд преимуществ. Например, представление информации в игровой форме на экране компьютера привлекает ребенка, так как такие игры вызывают у него яркие эмоции. Представления об окружающем мире расширяются, словарный запас пополняется. Дошкольники более логично и последовательно будут выражать свои мысли. Компьютерные игры становятся увлекательными благодаря интеграции, аудио и анимации, тем самым заинтересовывают ребенка через демонстрацию явлений и объектов в динамике. Использование компьютерных технологий позволит постепенно воспитывать у ребенка интерес к рассказыванию, рассуждениям, сказкам, стихам, загадкам.
Кроме того, если дошкольник правильно решает игровую задачу, то любимые персонажи из сказок и мультфильмов поощряют его, повышая уверенность в себе, что особенно важно для детей с заниженной самооценкой.
СЛАЙД № 2
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:
1. Развитие словаря : освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания,
с ситуацией, в которой происходит общение,
2. Воспитание звуковой культуры речи : развитие восприятие звуков родной речи и их произношение.
3. Формирование грамматического строя:
Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам)
Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений)
Словообразование.
4. Развитие связной речи :
Диалогическая (разговорная) речь.
Монологическая речь (рассказывание).
5. Формирование элементарного осознание явлений языка и речи : различение звука и слова, нахождение места звука в слове.
6. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Интерактивные игры вызывают у детей :
познавательный интерес;
способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомления;
могут служить средствами развития речи и двигательных качеств;
развивают память;
повышают работоспособность головного мозга;
СЛАЙД № 3
Занятия с применением компьютера необходимо проводить фрагментарно, с обязательным соблюдением СанПиНов (для сбережения здоровья воспитанника) :
работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста воспитанника, особенностей его нервной системы);
проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд воспитанника с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд;
включение игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку
зрительно-пространственных отношений.
СЛАЙД № 4
Использование интерактивных игр, помогает детям:
*приобрести недостающие знания и навыки по изучаемым темам, расширить их познавательные способности ;
*привнести эффект наглядности в занятие;
*повысить мотивацию ребенка к занятиям, речевую и познавательную активности;
*поможет ребенку, усвоить материал быстрее и в полном объеме;
*способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – рисунки со сказочными героями и др.).
СЛАЙД № 5
Создание интерактивной игры происходит в несколько этапов:
Уточнение задумки (тема, задачи, мотовация);
Подбор необходимого материала (Формулировка заданий, выбор фона и объектов).
Создание макета презентации и наполнение ее содержанием.
Определение эффектов и добавление их в презентацию.
Сегодня, я представлю вам варианты мультимедийных интерактивных игр, которые использую в своей практике.
СЛАЙД №6
Игра: 1 вариант: «Кто не лишний?» метод отрицания «НЕ».
Задание: Назвать птиц, которые в лесу не лишние. Просит Старичок – Лесовичок.
Цель: Употребление предлога «НЕ».
Деятельность: Ребенок понимает, что лишняя курица. Но, методом отрицания ребенок должен сказать, что снегирь здесь не лишний, почему и т. д. Нажимая стрелкой мышки на картинку, она мигает, но не исчезает, она не лишняя, ответ правильный. Остается курица исчезает и кудахчет, она лишняя, потому что это домашняя птица.
СЛАЙД № 7
Игра: «Кто в лесу лишний»
Задание: Найти и назвать животных, которые в лесу лишние. Почему?
Помогаем Лешему.
Цель: Закреплять знания о диких и домашних животных, о среде их обитания.
Деятельность: Дети называют животных, которые в лесу лишние, объясняют почему? Нажимая кнопкой мышки на нужную картинку, она «убегает», ответ правильный. Дети называют диких животных, нажимая на картинку стрелкой мышки, она остается, увеличивается в размере, по щелчку мышки по значку звук звери издают звуки.
СЛАЙД № 8 – 9 - 10
Игра для развития связной речи «Гуси – лебеди»
Задание: Рассказать сказку по сюжетным картинкам. Рассказываем Сказочнице
Цель: Упражнять детей в составлении связанного рассказа, сказки по сюжетным картинкам
Деятельность: На экране по щелчку мыши появляется сюжетная картинка, начало сказки. Дети рассказывают сюжет этой картинки, только потом появляется следующая. Сказка продолжается, и так появляется каждый последующий сюжет.
В конце сказки на последнем сюжете звучат слова сказочницы.
СЛАЙД № 11
Игра: «Что-то в сказочке не так «Волк и семеро козлят»
Задание: При рассказывании сказки определить, каких сюжетов не было в сказке: «Волк и семеро козлят». Из каких они сказок? «Намудрила» Василиса -Премудрая.
Цель: Развивать монологическую речь, память, умение отстаивать свою правоту.
Деятельность: Ребенок начинает рассказывать сказку по сюжетной картинке. Вторая сюжетная картинка из сказки «Теремок». Но воспитатель как бы «вписывает» этот сюжет в сказку. Дети должны доказать, что этот волк из другой сказки, называют её. При нажатии клавишей мыши на картинку она исчезает. Ответ правильный. Сказка продолжается.
СЛАЙД № 12
Игра: «Собери овощи в корзину»
Задание: Собрать овощи в корзину. Помогаем Чиполино.
Цель: Закреплять знания об овощах и фруктах.
Деятельность: При нажатии клавишей мышки на правильный ответ, овощ летит в корзину. На не правильный, ответ качается, как бы отрицая, я не овощ.
СЛАЙД № 13
Игра: «Посели предметы со звуком «Ш» в свой домик»
Задание: Назвать предметы со звуком «Ш» в начале, Помогаем Буратино.
Цель: закрепление буквы «Ш», звука «Ш».
Деятельность: Называем предметы на звук «Ш» и объясняем их назначение. Нужно поместить картинки с предметами, которые начинаются на звук «Ш» в домик. В игре используются триггеры. Если нажать на правильные картинки, они перемещаются в домик, а неправильные «убегают» в другой домик с вопросительным знаком. Почему?
СЛАЙД № 14
Игра: «Расставь предметы по своим местам»
Задание: Навести в комнате порядок, расставить предметы на свои места.
Со сказочными героями Малыш и Карлсон.
Цель: Активизировать речь, пополнять словарный запас, правильно строить предложение.
Деятельность: В комнате беспорядок, предметы находятся не на своих местах. Скоро вернутся родители. Надо навести порядок. Ребенок говорит на каком месте должен находится тот или иной предмет, Щелкая кнопкой мышки на предмет он «встает» на свое место. Например: Телевизор должен стоять на тумбочке, торшер у, возле, около, дивана и т. д.
СЛАЙД № 15
Игры для развития грамматического строя речи : «Чьи уши, чей хвост?»
Задание: Определите, какие уши и хвост кому принадлежат, поясняя при этом свой выбор. Помогаем Красной Шапочке
Цель: Упражнение в образовании родительного падежа имен существительных.
Деятельность: Ребенок делает свой выбор ушей или хвоста, затем говорит: уши беличьи, хвост лисий и щелкает кнопкой мыши. Если ребенок ответил правильно, картинка окажется рядом с тем животным, кому они принадлежат.
СЛАЙД № 16
Игра: «Хитрые половинки»
Задание: Составь предложение правильно. Заколдовал Волшебник.
Цель: Закреплять умения в логическом составлении предложения с помощью картинок-половинок. Произносить составленное предложение.
Деятельность: Ребенок видит, что с половинками что-то не так, они составлены не правильно. Педагог помогает прочитать предложение, но оно не совсем логично. Подсказка: Картинки помогают ребенку понять, как правильно они должны стоять. Кнопкой мыши ребенок щелкает по нужной картинке, она встает на свое место. Теперь ребенок произносит предложение правильно.
СЛАЙД № 17
Игра: «Перепутанные слоги» Помогаем Незнайке.
Задание: Поставь слоги на место.
Цель: Закрепление произношения слов по слогам. Составление слов из слогов.
Деятельность: Педагог читает слово, так как оно написано и говорит, что эту птицу зовут РОВОНА. Дети отрицают, называют птицу правильно. Кнопкой мышки ребенок щелкает по нужному слогу, они встают правильно. Читаем слово правильно.
Слайд № 18
Онлайн-игры «Мерсибо»
Игра: «Бюро находок», «Гласные звуки».
Ребята с удовольствием играют в развивающие онлайн- игры.
СЛАЙД № 19
Заключение:
Таким образом, занятия с дошкольниками с помощью компьютерных технологий очень интересны и многоплановы, свободно внедряются и совмещаются с работой по программам дошкольных образовательных организаций. Играя в компьютерные игры, дети не замечают, что учатся правильно говорить. Даже плохо говорящие ребята с удовольствием отвечают на вопросы.
Педагоги могут использовать не только новейшие готовые обучающие интерактивные программы, пользоваться банком презентаций на различных образовательных ресурсах, но и создавать аналогичные игры самостоятельно, проявлять творчество в создании собственной картотеки интерактивных игр в соответствии с задачами своей рабочей программы