Алёна Галкина
Педагогический совет «Интерактивные формы работы с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями и находить оптимальные пути решения конфликтов.
Задачи:
Выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов взаимодействия воспитателей и родителей.
Исследовать социальный уровень семей.
Обобщить опыт работы воспитателей по данному направлению.
Разработать проекты интересных форм работы с родителями.
Проект решения:
Публикация «Педагогический совет „Интерактивные формы работы с родителями“» размещена в разделах
С целью повышения профессиональной компетенции воспитателей, обучения их формам и методам взаимодействия с родителями подготовить и провести серию консультаций, семинаров и тренингов.
Разработать проекты встреч, консультаций, наглядно-текстовую информацию для родителей.
Провести мониторинг с целью выявления педагогических потребностей родителей и популярных среди них форм взаимодействия с дошкольным учреждением.
4. Систематизировать материал по формам общения с родителями.
План подготовки педсовета:
Теоретический:
Создать творческую группу по подготовке педсовета
Провести анкетирование родителей
Подготовка обзора метод. литературы по заявленной проблеме
Разработка вопросов для обсуждения на педсовете.
Методический:
Провести семинар: «Правовое воспитание в семье и ДОУ миф и реальность»
Практический:
Организовать выставку литературы «Современные проблемы взаимодействия ДОУ и семьи»
Провести анализ планирования совместной деятельности воспитателей и родителей
Аналитический:
Провести самоанализ воспитателей
Провести педсовет
Подготовить проект решения педсовета
Методы:
Словесный - рассказ
Наглядные демонстрация фотоматериалов, использование интерактивной доски, выставка методических материалов
Форма:
Смешанная: доклады, проекты нетрадиционных форм работы с родителями.
Состав участников:
Постоянный - участвует весь пед. коллектив
Место и роль:
Стратегический педсовет проводиться для выработки поведения коллектива, системы общих взглядов, для переоценки педагогами своих пед. принципов, установок, ценностей, для пробуждения желания воспитывать детей по-новому, с учетом достижений педагогической и психологической науки.
Ход:
1. Вступительное слово заведующего.
2. Основные задачи детского сада с семьями воспитанников.
сообщение ст. воспитателя
3. Традиционные формы работы с родителями.
сообщение молодого специалиста
4. Нетрадиционные формы работы с родителями
сообщение воспитателя-стажиста
5. Роль семьи в воспитании детей.
сообщение педагога-психолога
6. Обсуждение проектов нетрадиционных форм работы с родителями.
7. Анализ анкетирования родителей.
1.
Современное общество требует от родителей высокой ответственности за воспитание подрастающего поколения, но далеко не каждая мать и не каждый отец понимает важность этой задачи. История семьи доказала: чем современнее общество, тем более высокой культуры, воспитания оно требует. Еще совсем недавно считали: чем выше уровень образования, общая культура родителей, тем больше у них возможности правильно воспитывать своих детей. Сегодня большинство вступающих в брак – людей с высшим образованием. Но в условиях рыночных отношений, постоянной занятостью одних и праздностью других происходит смещение многих нравственных понятий, что двух –трех прочитанных популярных книг достаточно для правильного воспитания детей. Другие осознают, что педагогической не владеют, но просить совета у воспитателей стесняются. Третьи спонтанно относятся к процессу воспитания детей, либо в лучшем случае, руководствуются опытом своих родителей не утруждая себя приобретением научных педагогических знаний. Есть категория родителей которые ведут себя отчужденно, пренебрегая советами педагогов, тем самым, наносят вред своему ребенку. У многих родителей ощущается потребительское отношение к саду, такие родители считают, что детский сад должен сделать для ребенка все и их совершенно не волнует проблемы ДОУ. Много и ответственных родителей, которые хотят видеть своих детей высоконравственными людьми, которые ищут совместные пути воспитания детей с детским садом, интересуются информацией по воспитанию детей через интернет.
В соответствии с этим изменяется и позиция ДОУ в работе с семьей. Очевидна важность дальнейшего совершенствование содержания форм и методов сотрудничества ДОУ и семьи во всестороннем развитии ребенка. Педагог должен выступать не только как воспитатель детей, но и как воспитатель родителей. Вот почему он должен хорошо знать вес «болевые» точки семейной педагогики и своевременно корректировать их.
Ведь именно семья оказывает большое влияние на своих детей и является их первым педагогам. Семья с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Ко времени, когда ребенок начинает посещать ДОУ, идеальная семья уже успевает преподавать ребенку множество вещей, от умения подбрасывать мяч, приучать получать удовольствие от слушания сказок. Дошкольное образование надстраивается над этими первичными отношениями ребенка и семьи и продолжает воспитывать ребенка дальше, где-то корректируя, где-то перенимая положительный опыт родителей.
Почему вопрос о формировании у ребенка чувства ответственности за воспитание детей стоит в ДОУ более остро, что в школе? Потому что, чем меньше ребенок, тем более он восприимчив к влиянию. Именно этот период у родителей легче сформировать сознательное отношение к своему долгу, подготовить к школе не только ребенка, но и родителей, обладающих чувством полной ответственности за поступки своего дитя.
2.
Современная работа ДОУ и семьи направлена на воспитание нравственно и духовно богатой личности. В работе с родителями решается 4 основные задачи:
1. Установление единства воспитания детей;
2. Педагогическое просвещение родителей;
3. Ознакомление родителей с жизнью и работой ДОУ;
4. Изучение и распространения передового опыта семейного воспитания.
Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является сегодня одной из важнейших задач, стоящих перед коллективом ДОУ.
С таких позиций и нужно подходить к организации работы с родителями.
Вот почему он должен хорошо знать социальный состав семьи:
Благополучная семья – отношения между родителями и детьми строится на любви и уважении друг к другу
Формально-благополучная семья – характерна единая убежденность, но отсутствует уважение между членами семьи, духовная близость. У родителей складываются неровные отношения с детьми, отсутствует понимание цели и задач воспитания, а требования предъявляемые детям носит стихийный характер. Жизнь ребенка в такой семье организуется неправильно. В характере ребенка при таком типе воспитания может развиваться отрицательные черта.
Неблагополучная семья – алкоголики, наркоманы и т. д. Эта семья дает большой процент «трудных детей».
Неполная семья – она может быть благополучной и неблагополучной.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания.
Существует традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями.
3. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
Коллективные формы:
Родительские собрания -групповые и общие;
Консультации теоретические, практические и заочные- готовится ящик или конверт для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Как показывает опыт проведения «заочной» консультации очень эффективно, так как родители могут задавать вопросы о которых не желают говорить вслух.
Семинары, семинары-практикумы;
Школы молодых родителей;
Конференции;
Дни открытых дверей и др.
К индивидуальным формам относиться:
Пед. беседы с родителями, цель которых обмен мнениями по тому или иному вопросу ее особенность – активное участие и воспитателей и родителей;
Тематические консультации, цель ответить на все вопросы, интересующие родителей, они могут проводиться и специалистами. Педагог должен дать квалификационный совет.
Изучение и обобщение опыта семейного воспитания.
Наглядно-информационная форма работы:
Знакомить родителей с условиями и задачами, содержанием и методами воспитания детей, оказывает практическую помощь семье.
К ним относятся:
Информация в уголке «Для вас, родители!»
Папки-передвижки (материал с иллюстрациями, материал консультаций);
Выставки детских работ (поделки, аппликации, рисунки детей);
Видео совместной и самостоятельной деятельности.
Стенды:
Воспитатель информирует родителей о том, что нового узнали дети на НОД;
«Чем живет группа» предполагается перспектива работы с детьми на месяц, н-р «Готовимся к ному году»;
«Закрепите дома»;
«Повторите с ребенком»;
«Поздравляем с днем рождения».
4.
Особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями.
Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр, направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к ДОУ.
Н-р:Проведение 1 собрания в виде «Устного журнала»
с разными страничками: педагогическая, медицинская, музыкальная, спортивная и т. д. Или проведения общего собрания в консультационной форме по одной из тем, н-р: «Берегиня» - родителям предлагается индивидуально прослушать лекцию или консультацию по одной из интересующих тем.
И современные программы:
«К барьеру!», «Пусть говорят», «Моменты истины», «2 стороны одной медали» или 5 минут правды, Ток-шоу можно заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания,подготовке к школе.
Дать слово «экспертам», возможность высказаться каждому желающему. Положительной стороной таких форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, собственный выход из сложившейся ситуаций.
Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова.
Автором выделяются следующие формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.
Часто применяются досуговые формы,они призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм относятся:
Современные праздники детей и родителей, как частью собрания или самостоятельно можно проводить нетрадиционные игры и развлечения вместе с родителями и детьми: «Все наоборот», «Папа, мама, я - спортивная семья».
Современные праздники: «Голос», «Кулинарный поединок»,"Мы – художники".
Можно использовать формы всех интересных телепередач, но содержание продумывать в зависимости от заданной темы.