лариса титова
Опыт работы «Формы работы с детьми старшей группы при подготовке руки к письму»
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма. При обучении письму возникают противоречия между психофизиологическими особенностями ребенка - его быстрой системой процессов возбуждения и торможения - и дидактическими задачами.
Публикация «Опыт работы „Формы работы с детьми старшей группы при подготовке руки к письму“» размещена в разделах
Чтобы избежать негативных последствий при подготовке руки, разработана система упражнений, позволяющая каждому ребенку постепенно, без перегрузки, с максимальным учетом его индивидуальных особенностей подготовиться к этому роду деятельности.
Для укрепления и развития руки, координации движений будем проводить следующие упражнения: застегивание и расстегивание пуговиц; завязывание и развязывание лент; плетение из ниток; завязывание узелков; перекладывание мелких игрушек и работа с мелкими деталями конструктора; всасывание пипеткой воды из стакана; пересыпание мелких круп и т. д.
Будем проводить гимнастику для рук с детьми в свободное от занятий время:
- сложить руки ладонями вместе и вытянуть их перед собой; развести кисти рук в стороны, не размыкая запястий;
- постепенно и поочередно сжимать пальцы сначала левой руки, а затем правой;
- сложить ладони вместе; развести и свести пальцы;
- руки вытянуть перед грудью; пальцы правой руки сжать в кулак, разжать пальцы правой руки и одновременно сжать пальцы левой руки;
- ладони вместе, пальцы переплетены; выполняются силовые движения вправо и влево;
- выпрямить кисть правой руки, плотно прижать пальцы друг к другу и медленно опускать их к ладони;
- выпрямить кисть правой руки, плотно прижать пальцы друг к другу и медленно опускать их к ладони;
- выпрямить кисть правой руки и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному и т. д. ;
- правую руку плотно положить на стол и постепенно сгибать то средний, то указательный, то безымянный пальцы, остальные при этом должны подниматься вверх;
- сжать пальцы в кулак и вращать кистью в разные стороны;
- пальцы разомкнуть как можно шире и, медленно соединяя их, опускать руку.
Для подготовки руки предложим детям работу по раскрашиванию рисунков (штриховку). Штриховка, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной мере и ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем она продолжает оставаться средством развития согласованных действий, зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки.
Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движений: раскрашивание короткими частыми штрихами; раскрашивание мелкими штрихами с возвратом; центрическую штриховку (круговая штриховка от центра рисунка); штриховку длинными параллельными отрезками. Ребенок выполняя работу по штриховке, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку штриховка не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче - на выращивании гигиенических правил письма, которые отличаются от гигиенических правил рисования. Коротко их можно оформить так :
• посадка при письме : дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола, ноги всей ступней стоят на полу или на подставке, голова немного наклонена влево;
• положение рук при письме : руки пишущего должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола, и правая рука свободно двигалась по строке, левая - лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист;
• положение кисти пишущей руки : кисть руки большей частью ладони должна быть обращена к поверхности стола, точками опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони;
• положение ручки: ручка кладется на средний палец правой руки, на его верхнюю ногтевую часть, ногтевая фаланга большого пальца придерживает ручку, а указательного - легко кладется сверху (расстояние - 1,5 см от пишущего узла) для управления ручкой при письме.
Выполняя различие упражнения при подготовке руки к школе, ребенок и обучающий его взрослый должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма. Соблюдение гигиенических правил помогает ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.
Для детей, которые пишут левой рукой, гигиенические правила будем соотносить с левой рукой как ведущей.
Методика работы над каждым гигиеническим правилом сводится к следующему: сначала взрослый объясняет правила, например, посадку при письме. Ребенок смотрит на посадку взрослого и обстоятельно анализирует положение всего корпуса при работе. Затем пробует сам применять правильную посадку, взрослый помогает ему.
Работу, направленную на развитие пространственных отношений будем давать в виде занимательных рисунков, отдельные элементы которых расположены вверху, внизу, в середине листа, слева, справа друг от друга.
Работу необходимо организовать в виде серии вопросов и заданий:
рассмотри картинку;
перечисли героев сказки;
что нарисовано в центре?
закрась рисунок частой штриховкой, соблюдая гигиенические правила письма;
для чего на картинке тот или иной предмет?
кто находится слева? Кто находится справа?
закрась предметы изображения на картинке, выбери соответствующий цвет карандаша.
Для данных упражнений используем книжки-раскраски или специально подготовленные пособия.
Знакомство с контуром начнем с контуров предметов, известных детям:
рассмотри рисунок;
какой формы солнышко?
обведи контур солнышка по точкам; найди лучи солнышка;
лучи, которые расположены от солнышка справа, обведи по контуру сверху вниз;
лучи, которые расположены от солнышка справа, обведи по контуру снизу вверх.
Познакомив ребенка с внешним контуром предмета, усложним задание и предложим работу внутри контура предмета:
рассмотри рисунок;
что изображено внутри контура луны?
обведи контур «лица» луны, соблюдая гигиенические правила письма.
После детальной проработки с детьми вышеописанных упражнений приступим к знакомству с рабочей строкой и правилами работы с ней. Ребенок научится работать в строке слева направо в ограниченном пространстве.
Заниматься шестилетний ребенок может не более двадцати минут.
Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, то это свидетельствовать о жесткой фиксации кисти руки. Это можно проверить, предложив нарисовать одним движением окружность диаметром 3-4 сантиметра (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку или поворачивая лист.
Для исправления неправильного навыка нужно воспользоваться следующими приемами:
На верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке.
Нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец.
Если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение или рисование крупных фигур, размером в треть альбомного листа, без отрыва руки.
Если к школе ваш ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание на сформированность навыка письма.
Для развития мелкой мускулатуры руки ребё нка воспользуемся следующими упражнениями:
Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, мять параллоновые шарики, губку.
Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе. Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.
Заводить будильник, игрушки ключиком.
Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т. д.
Резать ножницами.
Конструировать из бумаги (оригами, шить, вышивать, вязать.
Делать пальчиковую гимнастику.
Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
В пособии для воспитателей и родителей В. В. Цвинтарного можно взять следующие задания для развития мелкой моторики. К ним, прежде всего, относятся игры с пальчиками: "Собираем ягоды", "Пальчики здороваются", "Пальчики моются", "Замочек", "Колечко", "Зеркало", "Гармошка", "Бутончик" "Коза рогатая", Мишка косолапый", Лиса, "Волк", "Гусь, " Зайка", пальчиковая гимнастика (стихи для развития мелкой моторики, сопровождающиеся приказом движений с помощью пальцев рук) : "С веток ягоды снимаю. ", "Пальчики в футбол играют. "., "Кулачки мы вместе сложим. ","Тик - так., "" Целый день., " "Две свинки","Веселый кролик","Черепаха", "Птичка", "Кисти рябины", "Вот кудрявая овечка", "Пекарь", "Пять телят", "Пять маленьких мышат", "Скачет зайчик", "Где твой пальчик" и т. д.
Результатом нашей работы будет подведение итогов. В конце учебного нами будет проведена повторная диагностика.
Итак, использование специально подобранной системы работы, содержащей определенные игры и занятия, с включением их в учебную, совместную и самостоятельную деятельность детей, позволят осуществить развитие мелкой моторики рук и координации движений в детском саду.