Приложение МААМ

Интерактивное обучение — специальная форма организации познавательной деятельности

Петухова Анастасия
Интерактивное обучение — специальная форма организации познавательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 2

Проблема активизации познавательной деятельности детей, развитие коммуникативных умений и навыков, самостоятельности и творчества дошкольников, их мотивационной готовности к межличностному взаимодействию – была и остается одной из актуальных задач педагогики.

Известно, что дошкольный возраст – это сензитивный период для расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира, для формирования фонематического восприятия детей, для развития всех сторон речи. Поэтому задача детского сада – обогатить представления дошкольника об окружающем мире, научить его видеть в нем закономерности, зависимости, взаимовлияния, научить свободно и грамотно строить свои высказывания, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитаннику, пробуждать познавательный интерес. Важную роль в решении данной задачи играет интерактивное обучение, которое влияет на структуру непосредственной образовательной деятельности с детьми, требует особой организации и особого выбора необходимых интерактивных методов и приемов обучения.

Публикация «Интерактивное обучение — специальная форма организации познавательной деятельности» размещена в разделах

Слайд 3

Целесообразность использования интерактивного обучения в познавательном развитии дошкольников подтверждают и работы зарубежных и отечественных исследователей. Например, педагоги Г. А. Репина и Л. А. Парамонова высказывают мнение, что использование компьютерных средств в ДОУ позволяет развивать психофизиологические функции, обеспечивающие готовность ребёнка к обучению в школе (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту умений (сериация, классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.

Слайд 4

Технологии интерактивного обучения дают возможность одновременно реализовать познавательные, коммуникативно–развивающие и социально-ориентационные аспекты образовательного процесса. Это позволяет педагогу решать комплекс обучающих задач за более короткое время и с более высоким качеством усвоения материала. Основные методические инновации связаны с применением активных или, как их еще называют, интерактивных методов обучения.

Слайд 5

Хотелось бы уточнить само понятие «интерактивное обучение». Слово "интерактив" пришло к нам из английского от слова interact (inter - взаимный, act -действовать). Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

Слайд 6

Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. При этом "погруженное" не означает "замещенное". Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т. е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.

Слайд 7

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей - создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых воспитанник чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает

продуктивным сам процесс обучения.

Слайд 8

Организация познавательной деятельности детей в форме интерактивного обучения позволяет решать следующие задачи:

• развивает коммуникативные умения и навыки,

• помогает установлению эмоциональных контактов между детьми;

• решает информационную задачу, поскольку обеспечивает воспитанников необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

• развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр., то есть обеспечивает решение обучающих задач;

• обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.

Слайд 9

Цель интерактивного обучения будет достигнута при соблюдении основных правил организации интерактивного обучения :

1. Необходимо использовать такие технологии образования, которые позволяют вовлечь всех детей.

2. Психологическое сопровождение организованной образовательной деятельности в виде разминок, поощрения и стимулирования, предоставление возможности для самореализации способствуют включению в работу всех обучающихся.

3. Количество обучающихся в интерактивном обучении ограничено до 25 человек.

4. Необходимо проектирование образовательного пространства для групповых и парных форм работы.

5. Важно обозначение плана работы, правил и регламента.

Слайд 10

Технология интерактивного обучения предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми. Также возможны следующие коммуникационные взаимодействия: «ребенок – ребенок» (работа в парах, «ребенок – группа детей» (работа в группах, «ребенок – аудитория» или «группа детей – аудитория» (презентация работы в группах) и т. д. При работе в малых группах дети учатся распределять роли, становятся соавторами, учитывают пожелания друг друга, формулируют общие выводы и заключения, защищают свой выбор перед товарищами.

Слайд 11

Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.

• II младшая группа – работа в парах, хоровод;

• средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;

• старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках, аквариум;

• подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках, аквариум, большой круг, дерево знаний.

Эти формы эффективны в том случае, если на занятии обсуждаются какие – либо проблемы, о которых у воспитанников есть первоначальные знания и представления. Кроме того обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими.

При использовании интерактивных моделей обучения меняется и взаимодействие педагога с детьми: его активность уступает место активности ребенка. Педагог лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, косвенно руководит процессом (работой в малых группах, даёт консультации, контролирует время и порядок.

Слайд 12

Можно выделить три вида методов интерактивного обучения :

• Пассивный метод предполагает, что фигура воспитателя — главная на занятии, а дети исполняют роль слушателей т. е. для них нет активного творчества, нет алгоритма взаимодействия друг с другом.

• Активный метод предполагает, что роль воспитателя не столь доминирующая, как в первом случае. Он побуждает детей к сотрудничеству, общению, поиску, и те, соответственно, в большей степени находятся в положении субъектов деятельности.

Интерактивный метод подразумевает активное взаимодействие всех субъектов процесса. Воспитатель здесь нaxoдится в той позиции, которая предназначена для организации процесса «усвоения» знаний детьми. В ходе этого процесса они должны взаимодействовать, общаться, изобретать, применять имеющийся у них опыт.

Выбрав для себя метод интерактивного обучения, можно на занятиях строго соблюдать основные его принципы.

Слайд 13

Основные принципы интерактивного обучения

Свобода выбора - право выбора любого субъекта деятельности, которое пре доставляется во всё м: и в выборе форм, и в возможности представить собственную точку зрения.

Принцип открытости — не только давать знания, но и показывать их границы. Ставить детей перед проблемами, решения которых лежат за пределами исследуемого вопроса.

Принцип деятельности — обучение для детей и через их опыт. Создавать условия для исследования границ применения полученных знаний.

Принцип идеальности — предоставление возможности дальнейшего взаимодействия и взаимообогащения новой информацией в педагогическом процессе.

Обратная связь — регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы обратной связи: подводить итоги дня, оценивать проведение занятия, вводить в обучение возможность вопроса обсуждения самого процесса обучения.

Слайд 14

В организации интерактивного обучения с детьми дошкольного возраста следует отметить обязательные условия:

благоприятный психологический климат: между участниками образовательного процесса должны быть доверительные, позитивные отношения;

гибкий стиль общения, с преобладанием демократического стиля взаимодействия педагога и воспитанников;

одна из основ взаимодействия на НОД – сотрудничество педагога и воспитанников как равных партнёров;

опора на личный опыт воспитанников, включение в образовательный процесс ярких примеров, фактов, образов;

разнообразие форм и методов представления информации, форм деятельности детей, их мобильность;

учё т личностных особенностей дошкольников: создание ситуаций успеха и ситуаций выбора, учёт интересов.

Слайд 15

Особенности интерактивного обучения в организации познавательной деятельности дошкольников.

1. Интерактивное педагогическое взаимодействие характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями сменой и разнообразием их видов, форм я приемов.

2. Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии детей со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращаются к опыту самого ребенка. Новое знание, умение формируется на основе и в связи с таким опытом.

З. Часто задания не предполагают одного правильного ответа, исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения. И тогда важен процесс нахождения решения, который всегда основывается на опыте ребенка.

4. Для интерактивного обучения характерна целенаправленная рефлексия участниками своей деятельности и состоявшегося взаимодействия.

5. Интерактивное обучение направлено на изменение, совершенствование моделей поведения и деятельности участников образовательного процесса.

6. В ходе интерактивного обучения дети учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию слушать другого человека, уважать альтернативное мнение.

7. В ходе диалогового общения у участников формируются умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств, они учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения. При такой организации работы ребенок может не только выразить своё мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы «коллег», отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее.

Слайд 16

К сожалению, интерактивное обучение пока недостаточно используется в работе с дошкольниками. Причинами этого А. Кононко считает следующие факторы:

привычка многих воспитателей использовать в работе объяснительно-иллюстративные, монологические методы, проявлять конформизм, беспрекословно подчиняться требованиям и принципам других;

недоверие определенной части педагогов к инновационным диалоговым методам, опасения их;

дефицит опыта их эффективного применения, активного самоопределения, принятия ответственных решений, предоставление преимуществ кому-то (чему-то);

опасение выглядеть в глазах других «белой вороной», смешной, беспомощной, неумелой;

заниженная самооценка, чрезмерная тревожность педагогов;

склонность к чрезмерной критике;

неумение быстро переключаться, приспосабливаться к новым условиям и требованиям.

Таким образом, можно сделать вывод: интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивной технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.

Публикации по теме:

Мини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУМини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУ Сегодня я хочу предложить рассмотреть тему: «Мини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУ». Предметно-развивающая.

«Новая форма освоения материала — интерактивное пособие, технология «Лэпбук». Мой подход к работе с детьми и их родителями«Новая форма освоения материала — интерактивное пособие, технология «Лэпбук». Мой подход к работе с детьми и их родителями .

«Обучение младших школьников исследовательской деятельности». Выступление на педсовете Слайд 1 «Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектно-исследовательская деятельность учащихся – сфера, где.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Весна» как форма совместной деятельности детей и взрослыхИнтерактивное пособие «Лэпбук «Весна» как форма совместной деятельности детей и взрослых Я хочу познакомить вас с интересным способом представления продукта совместной деятельности детей и взрослых по реализации той или иной.

Педагогический совет «Игровая образовательная технология-как способ организации познавательной деятельности детей» "Игровая образовательная технология – как способ организации познавательной деятельности детей"В своей работе я применяю игровую образовательную.

Родительский клуб как современная форма организации взаимодействия ДОО и семьи На современном этапе функционирования дошкольных образовательных организаций направление «работа с родителями» расширяет спектр задач. ДОО.

Квест-игра как эффективная форма организации работы с детьми старшего дошкольного возраста На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и их.

Уголок «Скоро лето» как форма консультативной помощи семье в организации летнего отдыха детей.Уголок «Скоро лето» как форма консультативной помощи семье в организации летнего отдыха детей. Скоро лето. Самая прекрасная пора для детей и родителей. Время отпусков, беззаботного отдыха, незабываемых поездок на природу, на дачу.

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Интерактивное обучение — специальная форма организации познавательной деятельности
Опубликовано: 22 марта 2021 в 21:27
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интерактивное обучение — специальная форма организации познавательной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Петухова Анастасия (УИ 696950) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД