Татьяна Калинина
Интеллект-карта как средство развития связной речи у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня в ФГОС определены конкретные характеристики и качества личности, какими должен обладать дошкольник, готовый к переходу на следующую ступень образования.
Поэтому, само введение ФГОС и проблемы в обучении дошкольников подчеркивают необходимость поиска новых средств, а именно применение различных образовательных технологий и методик.
Публикация «Интеллект-карта как средство развития связной речи у старших дошкольников» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
В педагогической практике кандидат педагогических наук, доцент В. М. Акименко предложил метод интеллект-карт в использовании развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Именно в связанной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи.
На первый план выступает формирование умения составлять рассказ, соблюдая структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания. Исходя из наблюдений за речью детей группы, отмечается недостаточное речевое общение, нарушение логики построения рассказов, пропуск частей. Речь детей не развернута, ответы на вопросы односложны, что не соответствует возрастному развитию детей.
Интеллектуальная карта – это простой и в тоже время уникальный метод систематизации и запоминания информации, с помощью которого развиваются как речевые, так и творческие способности детей, активизируется память и мышление. Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.
Применение интеллект-карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира.
Моделирование интеллект-карт отвечает всем требованиям, которые предъявляются к методам образовательной работы с детьми: простота, конкретность, доступность, четкость.
Алгоритм создания интеллект карт :
Постановка цели – рождение идеи
«Мозговой штурм», цель которого — записать все ассоциативно появившиеся идеи, связанные с создаваемым интеллектуальным продуктом.
Создание интеллект карты – структурирование информации, продумывание хода «детского исследования»
Оформление интеллект карты в ходе «детского исследования».
Результативность применения метода интеллект-карт достигается :
наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом, ее интересно рассматривать;
запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Общие требования к составлению интеллект – карты.
Лист располагается горизонтально
Главная идея располагается в центре
Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении, используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета
В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации
Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков
«Оформление» интеллект карты в ходе «детского исследования»
Первое направление
Сбор материала о предмете или объекте.
Создание интеллект – карты в ходе обсуждения предмета или темы
Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, обобщение.
Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Второе направление - закрепление и обобщение материала.
Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам.
Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминать ранее изученное. У ребят развивается умение составлять предложения, совершенствуются процессы мышления – сравнение, классификация.
Работа проводится как индивидуально, так и фронтально.
Третье направление: составление предложений и рассказов по интеллект - карте.
Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.
Составляя предложения и рассказы по интеллект - карте дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, у них формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.