Ирина Кондратова
Интегрированный урок учителя-дефектолога и учителя-логопеда с учителем нач. классов на уроке рус. языка в 3 классе «Антонимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Медведевская средняя общеобразовательная школа №2»
Интегрированный урок «Антонимы»
Методическая разработка
Медведево
2020г
Авторы
Кузнецова Ирина Алексеевна, учитель – дефектолог, учитель-логопед
МОБУ «Медведевская средняя общеобразовательная школа №2»;
Набиуллина Наиля Тахировна, учитель начальных классов
МОБУ «Медведевская средняя общеобразовательная школа №2»
Публикация «Интегрированный урок учителя-дефектолога и учителя-логопеда с учителем нач, классов на уроке рус, языка в 3 классе „Антонимы“» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Работа логопеда. Логопедия
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Кузнецова И. А., Набиуллина Н. Т.
Тема интегрированного урока «Антонимы», которая изучается на курсе «Русский язык» во 3-м классе по М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова «Перспективная начальная школа». На изучение данной темы отводится 2 урока. На первом уроке использовались технологии проблемного и интерактивного обучения. Знакомство учащихся с антонимами происходит с помощью различных методов и приёмов, таких, как приём «Отсроченная отгадка», парная работа, фронтальная работа, речевая разминка, словарная работа, работа с наглядным материалом, сравнительный анализ героев, работа с теоретическим материалом (учебником).
Содержание
1. Интегрированный урок «Антонимы»…. 3
2. Заключение…. 10
3. Библиографический источник…11
Итегрированный урок по теме «Антонимы»
Основная цель урока : знакомство учащихся с антонимами и формирование умения распознавать их как в устной, так и письменной речи.
Универсальные учебные действия:
Познавательные УУД:
1)сравнивать главных героев;
2) делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
3) ориентироваться в содержании и в самом учебнике;
Регулятивные УУД:
1) учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с видеоматериалом;
2) учиться слушать и слышать речь учителя, товарищей по классу;
3) с помощью учителя контролировать деятельность одноклассников
Коммуникативные УУД:
1) развивать умение слушать и понимать речь других;
3)оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре;
Личностные результаты:
1)развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;
2)проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
3)формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Тип урока : урок изучения нового материала.
Оборудование:
- раздаточный материал (27 маршрутных листов, 14 таблиц с материалом для парной работы, 3 ромашки с заданиями для групповой работы, 27 маленьких ромашек для рефлексии);
- компьютер;
- проектор;
- презентер;
- презентация на тему «Антонимы»
- видеоматериал (мультфильм «Ох и Ах»)
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель : Добрый день, ребята! Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, так за работу.
II. Словарная работа
Учитель : Ребята, вчера я получила телеграмму от великого и могучего предсказателя. Он приглашает нас с вами посетить его волшебный замок. Но в этом дворце живёт и ещё один волшебный предмет. Прочитайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения Ирины Пивоваровой и постарайтесь ответить на вопрос: «Какой волшебный предмет живёт в этом замке?».
- Старая лестница,
Что ж ты не спишь?
Что ты всё время
Скрипишь и скрипишь?
- Милый мой мальчик,
Когда же мне спать?
Надо людей
Провожать
И встречать,
Чтоб не устали,
Чтоб не упали,
Надо перила
Им подавать.
Учитель : Ребята, скажите, пожалуйста, какой волшебный предмет живёт в замке вместе с предсказателем?
Дети: В замке живёт лестница
Речевая разминка
Учитель – дефектолог : Друзья, чтобы лестница пустила нас с вами в замок, мы должны дружно, чётко произнести волшебное заклинание. Повторяйте за мной, чётко проговаривая каждый звук и слова.
Цы-цы-цы - заяц любит леденцы.
Ца-ца-ца – нет у зайца леденца.
Ец-ец-ец – где взять зайцу леденец?
Цу-цу-цу – посмотри под лестницу.
Цы-цы-цы – вот где леденцы!
Учитель – дефектолог : Молодцы, ребята! Вы порадовали нашего необычного жителя замка!
Учитель : Пододвиньте, пожалуйста, к себе рабочие листы и запишите слово лестница без ошибок и исправлений. Кто нам может подсказать, какая орфограмма спряталась в данном слове?
Дети: В слове «лестница» спряталась орфограмма непроизносимый согласный в корне слова.
Учитель : Ребята, подчеркнитету букву, которую мы должны запомнить. Обратите внимание, правильный ответ появился на экране.
Учитель : Ребята, найдите на маршрутных листах лестницу. Если вы задание выполнили верно, то поставьте себе на нижней ступеньке 2 балла, если у вас были ошибки, то 1 балл. А если вы не справились с заданием, то 0 баллов.
III. Введение в тему урока. Проблемная ситуация.
Учитель : Нашим экскурсоводом по замку сегодня будет волшебная лестница, которая и покажет нам путь к предсказателю. Ребята, она приготовила для нас игру «Найди друзей», которая поможет нам открыть волшебную дверь в следующий зал.
Парная работа
Учитель - дефектолог : Лестница предлагает нам выполнить следующее задание в парах. Пододвиньте карточки жёлтого цвета. Ваша задача найти пару словам и соединить их друг с другом с помощью стрелочек.
Грустный школьник
Мороз ребёнок
Ученик печальный
Добрый холод
Бросать скакать
Прыгать кидать
Малыш злой
Учитель - дефектолог : Ребята, давайте проверим, правильно ли выполнили задание (один учащийся зачитывает пары синонимов).
Дети: Грустный – печальный, мороз – холод, ученик – школьник, бросать – кидать, прыгать – скакать, малыш – ребёнок.
Учитель : Скажите, как мы называем пары этих слов?
Дети: Пары этих слов называются синонимами.
Учитель - дефектолог : Что такое синонимы?
Дети: Синонимы - это слова близкие по значению, но разные по написанию.
Учитель - дефектолог : Ребята, для каких слов мы не нашли с вами друзей?
Дети: Мы не нашли с вами друзей для слов «добрый – злой».
Учитель - дефектолог : А про эту пару слов мы можем сказать, что это синонимы? Почему? Какое у них значение одинаковое или противоположное?
Дети: Эту пару слов, мы не можем назвать синонимами, так как они имеют противоположное значение.
Учитель - дефектолог : Ребята, сегодня волшебная лестница познакомит нас со словами с противоположным значением. Но сначала давайте оценим, как мы справились с этим заданием. Если вы со своим товарищем, правильно выполнили задание, то на второй ступени поставьте 2 балла, если допустили 1-2 ошибки, то один балл. Если не справились с заданием – 0 баллов.
IV. Работа по теме урока
Работа с правилом
Учитель : Вот волшебная лестница и открыла перед нами дверь в следующий зал. А как он называется, мы с вами узнаем, когда откроем наши учебники на странице 95.
Учитель : Как называется наш новый экскурсионный зал?
Дети: новый экскурсионный зал называется «Антонимы».
Учитель : В этом зале живёт Летучая мышь, которая охраняет все правила русского языка. Прочитайте, пожалуйста, правило, с которым нас хочет познакомить Летучая мышь.
Дети самостоятельно читают правило.
Учитель : Ребята, постарайтесь своими словами объяснить, что такое антонимы?
Дети: Антонимы – это слова, которые имеют противоположное значение.
Учитель : Летучая мышь приготовила для нас с вами задание, чтобы проверить, как мы с Вами поняли, что такое антонимы. Ваша задача вычеркнуть неправильные пары антонимов в каждом ряду.
a) Правда – ложь, грустный - печальный, добрый – злой.
b) Родной – чужой, большой – маленький, замок – дворец.
c) Плакать – смеяться, белый – чёрный, врач – доктор.
Учитель : Ребята, какую неправильную пару вы нашли в первом ряду?
Дети: В первом ряду лишняя пара «грустный - печальный».
Учитель : А во втором ряду?
Дети: Во втором ряду –«замок – дворец».
Учитель : Какая лишняя пара осталась в третьем ряду?
Дети: В третьем ряду лишняя пара осталась «врач - доктор».
Учитель : Молодцы, ребята! Найдите третью ступень нашей лестницы и оцените свою работу. Вот и настало время продолжить нашу экскурсию. Но мы сможем отправиться в путь, когда выполним следующее упражнение вместе с Ириной Алексеевной.
V. Физкультминутка «Делай всё наоборот»
Ноги вместе. Раз, два.
Дети выполняют наоборот: ноги врозь.
Спинка кривая. Раз, два.
Спинка прямая
Руки вместе. Раз, два.
Руки в сторону
Хлопок внизу. Раз, два.
Хлопок вверху.
Шаг вперёд. Раз, два.
Шаг назад.
Давайте все друг другу нахмуримся!
Улыбаются друг другу.
VI. Работа по теме урока.
Учитель : Ребята, в одной волшебной стране жили два маленьких человечка Ох и Ах. Мы вам предлагаем посмотреть видеоролик про этих героев и охарактеризовать их тремя прилагательными.
Просмотр отрывка мультфильма «Ох и Ах».
Учитель : Ребята, какими качествами обладает Ох?
Дети: Ох всегда грустный, ленивый, ворчливый, злой.
Учитель : А какими Ах?
Дети: Ах – это весёлый, добрый, трудолюбивый герой.
Учитель : Ребята, давайте подумаем и ответим на следующий вопрос, чтобы попасть в комнату предсказателя: Ох и Ах являются героями – синонимами или героями – антонимами? Аргументируйте свой ответ.
Дети: Ох и Ах являются героями – антонимами, так как они обладают противоположными качествами.
Учитель : Вы правильно смогли охарактеризовать наших героев.
VII. Закрепление изученных знаний
Групповая работа
Учитель - дефектолог : Ребята, вот мы с Вами и попали в комнату великого и могучего предсказателя. С давних времён люди гадали на ромашках. Поэтому и наш волшебник оставил для нас великолепную ромашку. Каждая группа вытянет свой лепесток и выполнит задание. Задание выполняем в течение 3 минут. Будьте внимательными!
Учитель – дефектолог : Первая команда, какие пары картинок – антонимов вы нашли?
Дети: Мы соединили такие картинки как, большой мяч с маленьким, высокую куклу с низкой, день и ночь.
Учитель - дефектолог : Молодцы! Вторая группа, какие пары антонимов вы нашли в предложении?
Дети: В предложении мы нашли пару антонимов «меньше - больше».
Учитель – дефектолог : Я рада, что вы правильно выполнили это задание. Следующая команда решала кроссворд, вставляя антонимы.
Дети: Жара – холод, радостно – грустно, широкий - узкий, прямой – кривой, свет – тьма.
Учитель – дефектолог : Следующая группа соединяет пары антонимов стрелочками.
Дети: Мы соединили такие пары: «горячий – холодный, радостно – грустно, толстый – худой, лето - зима».
Учитель – дефектолог : Последняя команда заканчивает наше волшебное гадание, записав недостающие пары антонимов.
Дети: Недостающие пары антонимов мы записали : «твёрдый – мягкий, открытая – закрытая, сухой - сырой».
Учитель – дефектолог : Вот мы приблизились к предпоследней ступени. Оцените свою работу.
VIII. Итоги урока. Рефлексия
Учитель : Вот и подходит наш урок к завершению. У нас с вами осталась одинокой финальная ступень. Сосчитайте сколько баллов вы заработали сегодня за урок и запишите. Ребята, если вы получили 8 баллов, то сегодня за урок вы получаете пять. Если 6-7 баллов – четвёрку. А если меньше, то мы поработаем над антонимами еще и на следующем уроке.
Учитель : У великого предсказателя появились срочные дела, и он оставил для нас волшебную баночку знаний и маленькие ромашки, так как это его любимые цветы. Он просит нас с вами записать то, чему мы сегодня научились на уроке и заполнить нашу баночку знаний. Она заполнилась не до конца, так как каждый урок, каждую минуту мы с Вами учимся и познаём что-то новое и увлекательное.
Заключение
Выбранные технологии, приемы и методы обучения, использованные при изучении данной темы, повышают интерес обучающихся к изучаемому материалу, стимулируют их мыслительную деятельность. Внедрение современных образовательных технологий, применение интерактивной презентации PowerPoint, применение музыкальных и наглядных сопровождений делают урок более насыщенным, наглядным, современным. Применение ИКТ позволило доступно объяснить сложные моменты изучаемого материала.
Обучение шло через постановку познавательных проблем; использование технологии самостоятельного созидания (роль учителя – организатор учебно-познавательной деятельности обучающихся, групповой, парной работы.
Работа проходила в сотрудничестве с учителем и с учителем - дефктологом. Структурные элементы занятия взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.
Мотивация учащихся поддерживалась благодаря смене видов деятельности.
Материал занятия подобран так, чтобы он был доступен и интересен каждому участнику процесса обучения, а также учитывался психологический аспект обучающихся: для визуалов – наглядный материал, для аудиалов – беседа, рассказ учителя, мультфильм.
Речевая разминка и спрятанный волшебный предмет в стихотворении помогли заинтересовать учащихся к изучению нового материала с первых минут урока, необычный экскурсовод способствовал привлечению внимания детей на весь урок, аудиоматериал способствовал формированию умения анализировать характер героев, игра «Ромашка» учила сотрудничать, отстаивать свою точку зрения. Задания, представленные на маршрутном листе, помогали в формировании навыков самоконтроля и взаимоконтроля.
Учащиеся не остались равнодушными к данной теме, они расширили свои знания обантонимах, и, самое главное, сформировали умение находить пары антонимов как в письменной, так и в устной речи, анализировать характеры героев.
Ценность такого опыта применения занятий – возможность организовать работу по формированию ключевых компетенции обучающихся; позволяет выстроить бесконфликтную педагогику.
Библиографический список
1. Каленчук М. Л. Русский язык :[Текст] : 3 класс : Учебник: В 3 ч. / М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова – 3-е изд. – М. : Академкнига/Учебник, 2013. – Ч. 1. – С. 95
2. Садкина, И. В. 101 педагогическая идея. Как создать урок / И. В. Садкина. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д. : Феникс, 2015. – 87 с.
3. Мультфиль «Ох и Ах»[Электронный режим. ] Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=PgoZd3i3CUE ( дата обращения: 18 ноября 2019 года)
4. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. –М. : Просвещение, 1991.-239 с.