Ерануи Маркарян
Урок для учащихся ДШИ «Малые жанры фольклора»
Тема урока : Малые жанры фольклора.
1. Ход урока.
2. Организационный момент.
Цель урока : «Знакомство с малыми жанрами фольклора».
Оборудование: сборники русских народных сказок, пословицы и поговорки, репродукции картин по фольклорным сюжетам, тексты малых фольклорных жанров (песни, частушки, пестушки, дразнилки, потешки, анекдоты, страшилки и т. д). Компьютер, проектор, презентация “Жанры русского фольклора”, музыкальная запись народных песен.
Публикация «Урок для учащихся ДШИ „Малые жанры фольклора“» размещена в разделах
Задачи урока :
Образовательные:
Знакомство с малыми жанрами фольклора;
Развивающие:
Учить анализировать сравнивать, высказывать свои умозаключения;
Улучшение дикции, развитие чувства ритма;
сформировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение.
Воспитательные:
воспитание умений и навыков работы в команде;
формирование качеств коллективного взаимодействия.
Опрос домашнего задания.
Методы: словесные, объяснительно – иллюстративные, слайд – шоу, показ.
Тип урока : комбинированный.
III. Подведение итогов, выводы.
Рефлексия (Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как их можно исправить).
IY. Домашнее задание.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Учитель:
Здравствуйте, ребята!
Тема урока : «Малые жанры фольклора». Слайд №1
Цели урока : Слайд №2
Знакомство с малыми жанрами русского фольклора;
Учить анализировать сравнивать, высказывать свои умозаключения;
Улучшение дикции, развитие чувства ритма;
сформировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
Формирование навыков работы в команде.
А для начала
продолжаем разговор об устном народном творчестве – фольклоре, что вы для себя усвоили с прошлого урока.
Учитель: Что такое устное народное творчество? Слайд №3
Ученики: Ответ.
Учитель: Кто является создателем произведений устного народного творчества?
Ученики. Ответы. Слайд №4.
Учитель. К устному народному творчеству, в отличие от художественной литературы, относятся произведения, сочиненные не одним человеком, а многими людьми. Песня или рассказ передаются из поколения в поколение, и каждый новый певец или рассказчик добавляет в них что - то свое.
Хорошо, молодцы! Я вижу, с этой темой вы справились.
А какие произведения устного народного творчества вам знакомы? Перечислите их? Слайд №5
Ответ учеников:
Песенки,прибаутки, заклички, приговорки, дразнилки,игры,скороговорки,небылицы - перевёртыши, загадки, сказки, частушки., пестушки.
Учитель: Итак, тема сегодняшнего нашего урока малые жанры фольклора.
Малые жанры фольклора — это небольшие по размеру фольклорные произведения. Все мы в детстве любили отгадывать загадки, мамы пели нам колыбельные песни, все мы знаем русские пословицы и поговорки. Все это — малые жанры фольклора. Исследователи также относят к ним пестушки, частушки, потешки, прибаутки, заклички, пословицы и поговорки.
Подробнее о каждом из них. Слайд№ 6
Учитель:
Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
Скажите пожалуйста, как поется колыбельная песня?
Ученики: (Ответы)
Учитель: Слайд №7
Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, таким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая: Слайд№8
Потягунушки,
Порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки – Ходунюшки,
А в ручки – хватунюшки,
А в роток – говорок,
А в головку – разумок.
Мама учит ребеночка ходить, поддерживая подмышками.
Большие ноги.
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки.
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Когда кормит ребенка.
Ладушки – ладушки,
Где были у бабушки.
Что ели? - Кашку.
Что пили? – Брашку.
Полетели – полетели,
На головку сели.
Слайд№ 9
Следующий вид малого жанра фольклора — это заклички. Один из видов закликательных песен. Такие песни имеют языческое происхождение. В них отражен крестьянский уклад. Например, через все песни проходит заклинание богатого урожая. Для себя дети и взрослые просили здоровья, счастья и богатства. Также это обращение к радуге, солнцу и дождю, другим явлениям природы. Часто обращались к животным и птицам. Птицы считались предвестниками весны.
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима наскучила,
Руки, ноги отморозила.
Также на Масленицу пели заклички. Призывали весну.
В исполнении детей звучит «Масленца» Слайд№ 10 поставить
Слайд №11
Скороговорка
– это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух. Кто знает скороговорку? Пожалуйста, Произнесите скороговорку медленно, отчётливо артикулируя, вдумываясь в смысл:
Ученики: Ответ.
Три сороки тараторки, тараторили на горке.
Слайд №12
Учитель: – Есть ли в скороговорке непонятные слова?
Ученики: Ответ.
Учитель: – Произнесите скороговорку 3 раза в быстром темпе.
Ученики: Ответ.
Учитель: А давайте ка мы с вами поиграем. Но для того чтоб поиграть нам нужно выбрать водящего, как же мы его будем выбирать.
Ученики: Ответ.
Слайд№ 13
Учитель: Правильно, а знаете ли вы считалки.
Ученики: Ответ.
Учитель: Это еще один жанр малого фольклора. В детстве перед началом какой-либо игры, мы с вами рассчитывались. В этом нам помогали считалки. Считалки — это одна из форм жеребьевки, небольшой стишок, с помощью которой определяют ведущего. Считалка — это очень важный элемент, который помогает детям избежать ссоры и установить согласие и уважение к принятым правилам. Давайте считаться. Посчитались, пора и в игры играть.
Игра: Для игр существовали специальные песни.
Игра «Золотые ворота» (По 2 человека учащиеся проходят в ворота, напевая песню)
Золотые ворота!
Проходите, господа!
В первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
Учитель: Поиграли, а теперь разминка для ума.
Загадки.
Учитель: Кто знает, а что такое загадки? Один из наиболее любимых жанров - это загадки. В загадках всегда заключен вопрос: что это? Знаете ли вы, что загадки появились в глубокой древности?
Человек хотел познать мир, объяснить себе явления природы. Гром, молния, дождь, звёздное небо, ветер - всё это было непонятно, пугало человека или радовало своим величием, всему этому надо было найти объяснение. И пытливый ум человека старался себе представить суть этих явлений. Загадка является народной забавой, и испытанием на смекалку, и сообразительность.
Всех кормлю с охотой я,
А сама безротая. (ложка)
Дочь лежит, и спать не хочет,
Мнёт бельё постельное.
Мать вокруг неё хлопочет
С песней ….(колыбельною).
Чтоб развеселить друг дружку,
Мы всегда поём ….(частушки).
Учитель:
Частушки.
Наверное, каждый из вас слышал, как исполняются частушки - веселые озорные куплеты, чаще всего сатирического содержания. Достается в них лодырям и лежебокам, неряхам и обманщикам. Бывают частушки шуточные, юмористические.
1. Вы нас долго ожидали
И, конечно же, скучали,
Так встречайте дружно нас,
Мы покажем высший класс.
2. Я - Маруся, я - Тамара!
Энергичная мы пара!
Веселимся без забот,
Нет сейчас важней работы.
3. Громко в ложки заиграем,
Чтобы все о нас узнали,
Как мы весело живем,
И танцуем и поем.
4. Ты играй, играй гармошка,
А я буду припевать.
Я не буду больше плакать
Буду только танцевать.
5. Интересно мы живем –
Дружно песенки поем!
До свидания, друзья!
Всем: пока, пока, пока!
(Дети рассаживаются по местам)
Рефлексия:
Учитель:
В заключение нашего урока подведем итог. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
(Ответы детей)
Учитель:
Давайте перечислим, какие жанры детского фольклора мы сегодня повторяли. Что понравилось больше всего?
(Ответы детей)
Учитель:
Что запомнилось лучше всего?
(Ответы детей)
Учитель:
Скажите, пожалуйста, какое настроение у вас возникло после нашего урока?
(Ответы детей)
Учитель:
Какой вывод мы с вами можем сделать?
Народ собирает и бережно хранить произведения устного народного творчества. В фольклорных произведениях заложено народное представление о добре и зле, о хорошем и плохом. Это очень важно помнить, чтобы не остаться людьми без истории, без памяти, без нравственных принципов.
(Оценочно-мотивационная деятельность).
Ребята, вы сегодня молодцы, очень хорошо работали.
Домашнее задание.
Найдите и запишите в тетради произведения понравившегося жанра. Обратитесь за помощью к бабушкам, дедушкам, родителям, посетите библиотеку.
№ Вопросы Ответы
Да Нет Не знаю
1 Считаете ли вы тему урока интересной?
2 Урок вам понравился?
3 Остались ли вопросы, на которые вы сегодня не получили ответа?
Итог урока.
Какой вывод мы с вами можем сделать?
Народ собирает и бережно хранить произведения устного народного творчества, которые совершенствовались и оттачивались замечательными мастерами слова.
В фольклорных произведениях заложено народное представление о добре и зле, хорошем и плохом. Это очень важно помнить, чтобы не остаться людьми без истории, без памяти, без нравственных принципов.