Папки-передвижки

Урок для учащихся ДШИ «Малые жанры фольклора»

Ерануи Маркарян
Урок для учащихся ДШИ «Малые жанры фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема урока : Малые жанры фольклора.

1. Ход урока.

2. Организационный момент.

Цель урока : «Знакомство с малыми жанрами фольклора».

Оборудование: сборники русских народных сказок, пословицы и поговорки, репродукции картин по фольклорным сюжетам, тексты малых фольклорных жанров (песни, частушки, пестушки, дразнилки, потешки, анекдоты, страшилки и т. д). Компьютер, проектор, презентация “Жанры русского фольклора”, музыкальная запись народных песен.

Публикация «Урок для учащихся ДШИ „Малые жанры фольклора“» размещена в разделах

Задачи урока :

Образовательные:

Знакомство с малыми жанрами фольклора;

Развивающие:

Учить анализировать сравнивать, высказывать свои умозаключения;

Улучшение дикции, развитие чувства ритма;

сформировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение.

Воспитательные:

воспитание умений и навыков работы в команде;

формирование качеств коллективного взаимодействия.

Опрос домашнего задания.

Методы: словесные, объяснительно – иллюстративные, слайд – шоу, показ.

Тип урока : комбинированный.

III. Подведение итогов, выводы.

Рефлексия (Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как их можно исправить).

IY. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Учитель:

Здравствуйте, ребята!

Тема урока : «Малые жанры фольклора». Слайд №1

Цели урока : Слайд №2

Знакомство с малыми жанрами русского фольклора;

Учить анализировать сравнивать, высказывать свои умозаключения;

Улучшение дикции, развитие чувства ритма;

сформировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение.

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,

Формирование навыков работы в команде.

А для начала

продолжаем разговор об устном народном творчестве – фольклоре, что вы для себя усвоили с прошлого урока.

Учитель: Что такое устное народное творчество? Слайд №3

Ученики: Ответ.

Учитель: Кто является создателем произведений устного народного творчества?

Ученики. Ответы. Слайд №4.

Учитель. К устному народному творчеству, в отличие от художественной литературы, относятся произведения, сочиненные не одним человеком, а многими людьми. Песня или рассказ передаются из поколения в поколение, и каждый новый певец или рассказчик добавляет в них что - то свое.

Хорошо, молодцы! Я вижу, с этой темой вы справились.

А какие произведения устного народного творчества вам знакомы? Перечислите их? Слайд №5

Ответ учеников:

Песенки,прибаутки, заклички, приговорки, дразнилки,игры,скороговорки,небылицы - перевёртыши, загадки, сказки, частушки., пестушки.

Учитель: Итак, тема сегодняшнего нашего урока малые жанры фольклора.

Малые жанры фольклора — это небольшие по размеру фольклорные произведения. Все мы в детстве любили отгадывать загадки, мамы пели нам колыбельные песни, все мы знаем русские пословицы и поговорки. Все это — малые жанры фольклора. Исследователи также относят к ним пестушки, частушки, потешки, прибаутки, заклички, пословицы и поговорки.

Подробнее о каждом из них. Слайд№ 6

Учитель:

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Скажите пожалуйста, как поется колыбельная песня?

Ученики: (Ответы)

Учитель: Слайд №7

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, таким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая: Слайд№8

Потягунушки,

Порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ножки – Ходунюшки,

А в ручки – хватунюшки,

А в роток – говорок,

А в головку – разумок.

Мама учит ребеночка ходить, поддерживая подмышками.

Большие ноги.

Шли по дороге:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки.

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Когда кормит ребенка.

Ладушки – ладушки,

Где были у бабушки.

Что ели? - Кашку.

Что пили? – Брашку.

Полетели – полетели,

На головку сели.

Слайд№ 9

Следующий вид малого жанра фольклора — это заклички. Один из видов закликательных песен. Такие песни имеют языческое происхождение. В них отражен крестьянский уклад. Например, через все песни проходит заклинание богатого урожая. Для себя дети и взрослые просили здоровья, счастья и богатства. Также это обращение к радуге, солнцу и дождю, другим явлениям природы. Часто обращались к животным и птицам. Птицы считались предвестниками весны.

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима наскучила,

Руки, ноги отморозила.

Также на Масленицу пели заклички. Призывали весну.

В исполнении детей звучит «Масленца» Слайд№ 10 поставить

Слайд №11

Скороговорка

– это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух. Кто знает скороговорку? Пожалуйста, Произнесите скороговорку медленно, отчётливо артикулируя, вдумываясь в смысл:

Ученики: Ответ.

Три сороки тараторки, тараторили на горке.

Слайд №12

Учитель: – Есть ли в скороговорке непонятные слова?

Ученики: Ответ.

Учитель: – Произнесите скороговорку 3 раза в быстром темпе.

Ученики: Ответ.

Учитель: А давайте ка мы с вами поиграем. Но для того чтоб поиграть нам нужно выбрать водящего, как же мы его будем выбирать.

Ученики: Ответ.

Слайд№ 13

Учитель: Правильно, а знаете ли вы считалки.

Ученики: Ответ.

Учитель: Это еще один жанр малого фольклора. В детстве перед началом какой-либо игры, мы с вами рассчитывались. В этом нам помогали считалки. Считалки — это одна из форм жеребьевки, небольшой стишок, с помощью которой определяют ведущего. Считалка — это очень важный элемент, который помогает детям избежать ссоры и установить согласие и уважение к принятым правилам. Давайте считаться. Посчитались, пора и в игры играть.

Игра: Для игр существовали специальные песни.

Игра «Золотые ворота» (По 2 человека учащиеся проходят в ворота, напевая песню)

Золотые ворота!

Проходите, господа!

В первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!

Учитель: Поиграли, а теперь разминка для ума.

Загадки.

Учитель: Кто знает, а что такое загадки? Один из наиболее любимых жанров - это загадки. В загадках всегда заключен вопрос: что это? Знаете ли вы, что загадки появились в глубокой древности?

Человек хотел познать мир, объяснить себе явления природы. Гром, молния, дождь, звёздное небо, ветер - всё это было непонятно, пугало человека или радовало своим величием, всему этому надо было найти объяснение. И пытливый ум человека старался себе представить суть этих явлений. Загадка является народной забавой, и испытанием на смекалку, и сообразительность.

Всех кормлю с охотой я,

А сама безротая. (ложка)

Дочь лежит, и спать не хочет,

Мнёт бельё постельное.

Мать вокруг неё хлопочет

С песней ….(колыбельною).

Чтоб развеселить друг дружку,

Мы всегда поём ….(частушки).

Учитель:

Частушки.

Наверное, каждый из вас слышал, как исполняются частушки - веселые озорные куплеты, чаще всего сатирического содержания. Достается в них лодырям и лежебокам, неряхам и обманщикам. Бывают частушки шуточные, юмористические.

1. Вы нас долго ожидали

И, конечно же, скучали,

Так встречайте дружно нас,

Мы покажем высший класс.

2. Я - Маруся, я - Тамара!

Энергичная мы пара!

Веселимся без забот,

Нет сейчас важней работы.

3. Громко в ложки заиграем,

Чтобы все о нас узнали,

Как мы весело живем,

И танцуем и поем.

4. Ты играй, играй гармошка,

А я буду припевать.

Я не буду больше плакать

Буду только танцевать.

5. Интересно мы живем –

Дружно песенки поем!

До свидания, друзья!

Всем: пока, пока, пока!

(Дети рассаживаются по местам)

Рефлексия:

Учитель:

В заключение нашего урока подведем итог. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

(Ответы детей)

Учитель:

Давайте перечислим, какие жанры детского фольклора мы сегодня повторяли. Что понравилось больше всего?

(Ответы детей)

Учитель:

Что запомнилось лучше всего?

(Ответы детей)

Учитель:

Скажите, пожалуйста, какое настроение у вас возникло после нашего урока?

(Ответы детей)

Учитель:

Какой вывод мы с вами можем сделать?

Народ собирает и бережно хранить произведения устного народного творчества. В фольклорных произведениях заложено народное представление о добре и зле, о хорошем и плохом. Это очень важно помнить, чтобы не остаться людьми без истории, без памяти, без нравственных принципов.

(Оценочно-мотивационная деятельность).

Ребята, вы сегодня молодцы, очень хорошо работали.

Домашнее задание.

Найдите и запишите в тетради произведения понравившегося жанра. Обратитесь за помощью к бабушкам, дедушкам, родителям, посетите библиотеку.

№ Вопросы Ответы

Да Нет Не знаю

1 Считаете ли вы тему урока интересной?

2 Урок вам понравился?

3 Остались ли вопросы, на которые вы сегодня не получили ответа?

Итог урока.

Какой вывод мы с вами можем сделать?

Народ собирает и бережно хранить произведения устного народного творчества, которые совершенствовались и оттачивались замечательными мастерами слова.

В фольклорных произведениях заложено народное представление о добре и зле, хорошем и плохом. Это очень важно помнить, чтобы не остаться людьми без истории, без памяти, без нравственных принципов.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Классный час на Урок знаний 1 сентября с презентацией для учащихся начальной школы Классный час 1 сентября 2018 «Выбор есть всегда!» Цель: формирование социально активной позиции учащихся младшего школьного возраста..

Консультация для родителей «Малые формы фольклора как средство пребывания ребенка в детском саду» «Малые формы фольклора, как средство пребывания ребёнка в детском саду». Серьёзную психологическую проблему для ребёнка и его родителей.

Малые фольклорные жанры как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в работе с детьми необходимо читать.

Открытый урок «Введение в образовательную программу» для учащихся ДШИ 8–9 лет МАУ ДО «Детская школа искусств им. А. И. Плотнова» г. Данков, Липецкая область КОНСПЕКТ открытого занятия по предмету «Прикладное.

Проект по предмету «Изобразительная деятельность» для учащихся ДШИ «Изготовление и декорирование кокошника»Проект по предмету «Изобразительная деятельность» для учащихся ДШИ «Изготовление и декорирование кокошника» Проект по предмету изобразительная деятельность (подготовительная группа 9-10 лет) Урок изобразительной деятельности. Подготовительная.

Урок мужества для учащихся «Помнить, чтобы жизнь продолжалась!» Цели: познакомить учащихся с героями-земляками, принимавшими участие в чеченской войне, воспитывать патриотизм. Воспитатель: Бурдюгова О. С.

Урок-спектакль по повести Б. Васильева для учащихся 7–9 классов «А зори здесь тихие…» Урок-спектакль по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие.» Тема:. А зори здесь тихие. Цель: формирование у учащихся патриотизма на.

Конспект занятия по квиллингу для учащихся ДШИ «Вазочки для конфет»Конспект занятия по квиллингу для учащихся ДШИ «Вазочки для конфет» Тема "Вазочки для конфет. Квиллинг" Цель: изготовить вазочку для конфет в технике квиллинга. Задачи работы: познакомить учащихся с техникой.

Загадки-обманки. Жанры детского фольклора Одно из направлений Детского Фольклора - ЗАГАДКИ! Загадки - это удивительный жанр не только детского фольклора, но и всего народа. Жанр.

Жанры детского фольклора. Весенние загадки 1. Солнцем радует погода, Просыпается природа, Соловьи разводят трель, С крыши капает (капель) 2. Плачет – заливается, Солнце ей не нравится,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок для учащихся ДШИ «Малые жанры фольклора»
Опубликовано: 1 октября 2018 в 21:01
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок для учащихся ДШИ «Малые жанры фольклора»» (включая файлы) размещена пользователем Ерануи Маркарян в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД