Вильдяйкина Елена
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Космическое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Расширить представления детей о космосе.
Образовательные задачи:
• Расширять знания детей о космосе, о планете Земля.
• Познакомить детей с понятием “Солнечная система”.
• Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей.
Развивающие задачи:
• Развивать мышление, внимание, память
Воспитательные задачи:
• Воспитывать познавательные интересы, умение слушать воспитателя и товарищей.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе „Космическое путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
• Рассматривание иллюстраций на тему “Космос”, беседа о космосе, о планетах; чтение стихотворений и рассказов о космосе, чтение энциклопедической литературы. Разгадывание загадок о космосе.
Материал:
Коробки с мукой, камушки;
Скачать конспект
Скачать презентацию
Воздушный шарик, прикрепленный к леске;
Емкости с молоком, пищевые красители, ватные палочки, средство для мытья посуды;
Модули;
Шелковые платочки;
Нарисованные тюбики, картинки с изображением продуктов питания;
Лист ватмана, тонированный черной краской; поролон, пропитанный желтой и красной краской
Презентация.
«КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
Ход:
Воспитатель:
Ребята, сегодня к нам на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Ребята, сегодня к нам пришло какое-то сообщение, давайте посмотрим.
На экране Инопланетянин:
Здравствуйте, ребята! Я Инопланетянин Громикс. Мне очень сказали, что дети на планете Земля очень добрые и отзывчивые. Мне нужна ваша помощь! На моей плане Марс изучаем Космос, но не можем понять, где находится какая планета? Нам сказали, что вы знаете все о Солнечной системе. Помогите и нам все узнать.
Воспитатель: Ребята, а мы можем помочь Громиксу? А как?
Дети: Да! Сделать карту Солнечной системы или макет!
Воспитатель: А вы хотели бы стать космонавтами и побывать в космосе? Я приглашаю вас в космическое путешествие. А на чём мы отправимся в путь, вы узнаете, отгадав загадку.
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая (ракета) (слайд 3)
Ребята, я предлагаю вам стать конструкторами. Давайте пройдём в «Конструкторское бюро», и построим космический корабль-ракету. (Дети строят из геометрических фигур ракету). Я вам буду говорить, какую геометрическую фигуру и какого цвета нужно положить.
Упражнение на ориентировку в пространстве.
Положить
1. голубой прямоугольник
2. под прямоугольником синий квадрат
3. над прямоугольником желтый квадрат
4. над желтым квадратом синий треугольник
5. слева от синего квадрата красный треугольник
6. справа от синего квадрата желтый треугольник
7. на прямоугольник тонкий красный круг
8. на желтый квадрат тонкий синий круг
9. на синий квадрат тонкий красный круг
Воспитатель: Молодцы ребята! Замечательные ракеты у вас получились! Наша ракета готова к старту!
Мы скафандры надеваем
Чтобы в космос полететь
Много нового узнаем
Нужно только захотеть!
- Наш экипаж к полету готов
Внимание! Внимание!
Отправляемся в полет!
Занимайте места в ракете. Приготовились к старту.
Пошел обратный отсчет (обратный счет) Полетели! (слайды). Дети считают от 10 до 0, называя по одной цифре. Сигнал на экране от инопланетянина.
Инопланетянин: А я все равно не понимаю, почему ракета летит вверх?
Воспитатель: Ребята, а вы как думаете?
Чтобы понять, почему ракета поднимается в космос, проведем эксперимент.
(Запускаем воздушный шарик.)
Запуск ракеты похож на запуск шарика. Из шарика вырывается воздух, а из ракеты вырывается газ, который толкает ее вверх, в космос.
Сигнал на экране. Инопланетянин: Теперь я все понял!
Воспитатель: Начинаем наше космическое путешествие к планетам Солнечной системы (слайд).
А что же такое Солнечная система?
Дети: Это Солнце, вокруг которого вращаются планеты. И каждая планета Солнечной Системы движется по своей орбите.
Воспитатель: Для того, чтобы сделать макет Солнечной системы, что нам понадобится?
Дети: Макеты планет, солнце, луна, кометы, метеориты, астероиды.
Воспитатель: Давайте пройдем в нашу «Исследовательскую лабораторию», для этого нам нужно надеть халаты.
Посмотрите, сколько здесь у нас всего интересного. Воспитатель показывает макет звездного неба. Ребята, на что это похоже?
Дети: Звездное небо!
Воспитатель: Теперь мы можем наше Солнце поставить в центр Звездного неба. Воспитатель показывает макеты планет. Для того чтобы правильно сделать Солнечную систему нам необходимо расставить планеты на свои места, а для этого мы полетим на нашей ракете на каждую планету.
Занимаем места в ракете и взлетаем (слайд)
Мы приближаемся к планете Меркурий (слайд)
Давайте вместе произнесем это слово и запомним название планеты!
Эта планета находится ближе всех к солнцу, но она и самая маленькая. При этом почти все время поворачивается к Солнцу одной стороной. Поэтому на одной стороне Меркурия очень жарко, а на другой очень холодно.
Вся её поверхность покрыта впадинами – кратерами. Вам интересно узнать, как они образовались? Я прошу вас пройти в «Исследовательскую лабораторию».
(Дети подходят к столам, на которых находятся коробки с мукой и камни разного размера)
Представьте, что это поверхность Меркурия (мука, а это метеориты (камни). Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. (Воспитатель бросает камень в муку). Посмотрите, что образовалось на поверхности планеты – углубление, ямы, кратеры. Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образовался кратер.
А сейчас попробуйте сами, бросьте камни. Что получилось?
Дети: Впадины.
Воспитатель: Давайте найдем Меркурий среди макетов наших планет. Дети находят Меркурий и устанавливают на макете Солнечной системы.
Воспитатель: Вот и первая планета появилась в нашей Солнечной системе.
Пожалуй, нам пора размяться.
Физ. минутка
Раз- два стоит ракета, (руки в стороны)
Три — четыре скоро взлет (руки вверх)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год (качают головой)
Но дорогой нам не страшно (наклоны вправо, влево)
Каждый ведь из нас атлет, (сгибают руки в локтях)
Пролетая над Землею (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет (машут руками)
Воспитатель: Летим дальше?
Дети: Да!
Воспитатель: Занимаем свои места в ракете и продолжаем наш полет (слайд)
А сейчас мы пролетаем мимо самой красивой планеты Венера (слайд)
Давайте произнесем это слово и запомним его.
Венера окутана серными облаками. Здесь очень, очень жарко, поэтому нет на ней ни растений, ни животных, ни бактерий.
Продолжаем путешествие.
Воспитатель:
Ребята, мы приближаемся к планете под названием Марс (слайд)
Давайте произнесем ее название и запомним его. Вся поверхность Марса покрыта пылью красного цвета, поэтому планета выглядит красной и видна на небе, как красноватая звезда.
Сигнал на экране. Инопланетянин: Вот вы долетели и до нас, Марсиане хотят проверить вас на сообразительность и просят отгадать загадки. Готовы? (слайды)
1. Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит (космонавт)
2. Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в … (телескоп)
3. Желтая тарелка
на небе висит.
Желтая тарелка
всем тепло дарит (солнце)
4. Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлет всем подряд.
Как одинокий таинственный путник,
Летит по орбите искусственный … (спутник)
5. В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его — полоска света,
А зовут объект… (комета)
6. На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на … (ракете)
Инопланетянин: Молодцы! Вы очень сообразительные!
Воспитатель: Молодцы! С заданием справились! Продолжаем наш полет (слайд).
Воспитатель: Мы приближаемся к планете Юпитер (слайд).
Это самая большая планета в Солнечной системе. На планете Юпитер нет твёрдой поверхности. Она состоит из ядовитых газов, поэтому жить там невозможно. На его поверхности постоянно происходят бури и вихри ветров, а сама планета, несмотря на размеры, очень быстро вращается вокруг своей оси, как волчок.
Воспитатель: Ребята, мне кажется нам подкрепиться! Кто знает, как выглядит еда у космонавтов в Космосе?
Дети: Вся еда у космонавтов упакована в тюбики или в специальные пакеты (слайд) иначе она вся улетит.
Воспитатель: Вот и мы будем упаковывать еду в тюбики.
Упражнение «Космический завтрак». Возвращаемся в «Исследовательскую лабораторию» (на столе лежат картинки продуктов питания и блюда). Вам необходимо назвать слово и если в слове один слог, поместите ее в тюбик с цифрой 1. Если 2 слога – в тюбик с цифрой 2. Если 3 слога – в тюбик с цифрой 3.
Воспитатель: Мы подкрепились и нам пора лететь дальше (слайд).
Воспитатель: Мы подлетаем к следующей планете (слайд)
Кто знает название этой планеты? Что отличает её от других планет?
Дети: Это Сатурн. У него есть кольца.
Воспитатель: Правильно. Это планета Сатурн. Давайте произнесем название планеты и запомним его.
Сатурн одна из самых удивительных планет солнечной системы. Таких больших и красивых колец нет больше ни у одной планеты.
Смотрите, здесь живет Звездочет, и он нам приготовил задание (слайд).
Надо посмотреть на наборы картинок и определить, что лишнее и почему (слайд)
Упражнение «Четвертый лишний»
Земля, Венера, Марс, Африка
Комета, метеорит, звезда, глобус
Ракета, спутник, лодка, луноход.
Воспитатель: И с этим заданием мы справились, Звездочет разрешает нам лететь дальше (слайд)
Воспитатель: Впереди я вижу следующую необычную планету — Уран (слайд). Таинственная планета, седьмая по счету, которая по непонятным причинам лежит на боку и вращается совсем не так, как другие планеты. У Урана необычный синий цвет и он выглядит, как круглый с ровной поверхностью мячик. На ней ребята очень холодно и сухо.
А впереди перед нами туманность (слайд).
Посмотрите, какая она красивая, разноцветная.
Ребята, а вы хотите поэкспериментировать и создать свою туманность?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте пройдем в «Исследовательскую лабораторию» (рисование на молоке).
Какие красивые туманности у вас получились. А нам пора лететь дальше (слайд).
Воспитатель: Дети, я чувствую, что повеяло холодом! А вы? А знаете почему? Потому что мы пролетаем мимо самых холодных планет Нептун и Плутон (слайд).
Ледяная очень холодная планета Нептун, восьмая по счету, находится очень далеко от Солнца, поэтому солнечные лучи почти не достигают поверхности этой синей планеты. На Нептуне дуют сильнейшие ветра и поэтому погода на ней не просто зимняя, а по космическим меркам, совсем холодная, так, что все на ней, даже газ превращается в лёд. А Плутон такой маленький, что его называют карликовой планетой. Его поверхность тоже окутана облаками из ледяных кристаллов.
Воспитатель: Посмотрите в иллюминаторы, мы подлетаем к самой чудесной, к самой красивой и любимой планете Земля (слайд).
Воспитатель: Ребята, а что это рядом у планеты Земля?
Дети: Спутник, Луна.
Мы в космосе, и сейчас у нас состояние невесомости. А вы знаете, что это такое? Невесомость – странное состояние, когда сам космонавт и его вещи ничего не весят и плавают в корабле, словно рыбы в аквариуме. Там нет ни верха, ни низа. Там пролитая вода не растекается лужицей по полу, а собирается в шар, и шар висит в воздухе. Когда ракета с огромной скоростью уносит человека от Земли, он становится очень тяжёлым, а в космосе человек не весит ни грамма. Встаньте и попробуйте полетать: медленно, плавно, красиво под музыку. А теперь возьмите платочки, они нежные и легкие, подбрасывайте их и ловите всеми частями тела: плечиками, ручками, носиком, коленками, носочками (слайд).
Понравилась вам невесомость?
Дети: Да!
Воспитатель: На всех планетах мы побывали, а теперь давайте пройдем в нашу «Исследовательскую лабораторию». Давайте разместим все планеты, на которых мы побывали. Самая красивая планета?
Дети: Венера.
Воспитатель: Красная планета?
Дети: Марс.
Воспитатель: Самая большая планета в Солнечной системе?
Дети: Юпитер.
Воспитатель: Планета, у которой есть кольца?
Дети: Сатурн.
Воспитатель: Планета, которая лежит на боку?
Дети: Уран.
Воспитатель: Самая холодная планета?
Дети: Нептун.
Воспитатель: Карликовая планета?
Дети: Плутон.
Воспитатель: Какие небесные тела мы можем еще добавить?
Дети: Туманность, астероиды, метеориты, кометы.
Воспитатель: Вот и получился у нас макет Солнечной системы. Теперь они тоже будут знать все о Космосе.
Сигнал на экране.
Воспитатель: Ребята сделали макет Солнечной системы.
А еще ребята хотят рассказать:
- Какая самая большая и горячая звезда во вселенной (Солнце).
- Человек, который летает в космос (космонавт).
- Как называется, летательный аппарат, в котором летят в космос?
(Космический корабль).
- Почему на земле есть день и ночь? (Планета вращается вокруг себя)
- Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Юрий Гагарин).
- Кто еще побывал в космосе кроме людей? (Собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже шимпанзе).
- Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет? («Восток»)
- Какой праздник наша страна празднует каждый год 12 апреля?
(День космонавтики).
Инопланетянин: Спасибо большое ребята, вы нам очень помогли! Теперь мы будем знать о Космосе все! До свидания!
Дети: До свидания!
Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие?
Дети: Да!
Воспитатель: Что нового вы узнали? Что больше всего вам понравилось?
Воспитатель: Я очень рада, что вы вернулись из путешествия в хорошем настроении.
Рисование на молоке
Нам потребуется:
• молоко
• жидкие красители
• жидкое мыло или средство для мытья посуды
• плоская миска
• ватные палочки
- пипетка.
Что делаем:
1. нальем в миску молоко
2. при помощи пипетки добавим цветной краситель так, чтобы образовались цветные пятна
3. смоченной в жидком мыле палочкой, коснемся цветных пятен; они придут в движение и образуют красивые узоры!
Запускаем шарик
Для проведения опыта потребуются:
- воздушный шарик
- пластиковая трубочка
- скотч
- толстая нить или леска
План работы:
1. Надуть воздушный шарик, закрепить так, чтобы было легко развязать
2. Скотчем прикрепить трубочку к шарику
3. Продеть через трубочку нитку или леску
4. Нитку можно натянуть между двумя стульями. Я один конец привязывала к стулу, а другой конец к потолку, чтобы «ракета» летела вверх.
5. Теперь отпустите шарик. Он, как настоящая ракета, полетит от одного конца нити к другому.