Елена Фёдорова
Интегрированное занятие в подготовительной логопедической группе «Золотая хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
обобщать знания детей о народном промысле – хохломская роспись – и её особенностях.
Задачи:
- Закреплять знания детей о народном художественном промысле – Хохлома, её истории, формах, орнаменте.
- Способствовать развитию навыков пения, движений под музыку, игры на детских музыкальных инструментах (ложках).
- Развивать навыки вырезывания с закруглениями из бумаги, сложенной в несколько раз.
Публикация «Интегрированное занятие в подготовительной логопедической группе „Золотая хохлома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
- Развивать интерес детей, любознательность; учить детей видеть и выделять характерные элементы хохломской росписи.
- Развивать эстетические чувства цвета, формы, композиции.
- Способствовать усвоению основных приёмов наклеивания (пользование кистью, клеем, тряпочкой; умение последовательно наклеивать формы)
- Помочь освоению навыков пользования ножницами.
- Развивать память, мышление, мелкую моторику.
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность, доброжелательные отношения к окружающим.
- Развивать зрительный контроль действия рук, давать возможность каждому из детей проявлять самостоятельность в выборе способов украшения работы
Словарная работа:
хохломская роспись, мастера-умельцы, «золотая» хохлома, элементы росписи, орнамент, завиток, «криуль», осочки, травки, усики, ягодки.
Оборудование:
Изделия с хохломской росписью, шаблоны изделий (кувшинчики, бочонки, клеевые кисточки, стаканчики для кисточек, ножницы, салфетки трикотажные, клеёночки, полоски цветной бумаги (красная, зелёная, завиток, тарелочки для мусора, картинка «Жар-птица», осенние веточки, хохломские ложки.
Предварительная работа:
Выставка изделий с хохломской росписью, беседа «Хохлома. История появления этого прекрасного вида росписи», рассматривание элементов хохломской росписи, рисование
«Завиток», роспись «Кувшинчика», лепка «Кувшинчик», Д/игра «Доскажи словечко», «Скажи красиво о хохломе», слушание русской народной музыки.
«Золотая Хохлома»
Входят воспитатель и дети. Здороваются.
Воспитатель.
Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
Хозяйка (воспитатель в красивом платке на плечах)
Здравствуйте, ребятушки дорогие, пожалуйте ко мне в гости.
Проходите да поглядите какие здесь изделия собраны.
(дети подходят, рассматривают)
Эти вещи нынче в гости к нам пришли
Чтоб поведать нам секреты древней чудо красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра,
Чтоб сказать, что есть в России чудо- люди- мастера
- Вы конечно же узнали – это… (дети) Хохлома.
Дети:
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Удивительной красы
Блестят они как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Золотая Хохлома!
И богата и красива,
Гостю рады от души
Кубки, чаши и ковши
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой!
Композиция с листьями.
(дети садятся на стульчики)
А сейчас мы вчетвером
Вам частушки пропоём.
Частушки.
Я вчера такое видел
Не расскажешь никому
Сидит заяц на берёзе
И рисует Хохлому!
Хохлома, да Хохлома-
Разукрашу все дома,
А потом всю улицу,
Петуха да курицу.
Бабка деда до обеда
Заставляла рисовать-
Ведь в красивую посуду
Щи приятно наливать!
Надою я молока
И налью котёнку,
Разрисую Хохломой
Милую Бурёнку!
Хозяйка.
Ребята, а каким предметом в старину щи да кашу ели, а теперь он нам знаком как музыкальный инструмент?
Ударили ложки, как звонкие ладошки!
Эй, жги-говори, заиграли ложкари!
Игра на ложках.
Эти изделия радуют взор.
Богат и наряден чудесный узор
По золоту фона затейливой змейкой
Орнаменты вьются - так сделать сумей-ка
А где-то кудрины по чёрному полю
Мерцают, как звёзды в небесном раздолье
Волшебной травою любуемся мы-
Как главным узором для всей хохломы!
Ходьба змейкой.
Ребята, а какой волшебный персонаж научил мастера расписывать посуду хохломой?
Дети (Жар-птица)
(звучит музыка, воспитатель достает из-за настольной ширмы нарисованную жар-птицу).
Воспитатель (хозяйка)
– Вот и к нам на помощь Жар-птица прилетела, давайте вместе с вами скажем волшебные слова и сделаем волшебные движения, и тогда мы тоже превратимся в мастеров Хохломы.
Игра.
Птица хохломская крыльями махала
Крыльями махала – злато рассыпала.
Головой качала, в стороны качала
Да, с землицы русской травы собирала.
Травы собирала, чаши украшала,
Мастерство с любовью нам передавала. Руки в стороны, махи
Махи, встряхиваем кисти рук
Наклоны голы
Наклоны в пол, собираем
Собираем, обводим руками круг
Руки к сердцу, руки вперед.
Хозяйка (воспитатель)
Гости дорогие, пожалуйте в мою мастерскую. Она у меня светлая, просторная всем места хватит.
(Дети проходят, садятся за столы).
Воспитатель.
Проходите, садитесь по удобнее.
(дети садятся за столы)
Закройте глаза. «Раз-два-три мастерами стали вы»
Откройте глаза - вот вы и стали мастерами умельцами.
Что вы видите на своих столах?
(ответы детей)
Это, ребята, заготовки «посуды», которую вы будете украшать хохломскими узорами.
Давайте вспомним, какие цвета использовали хохломские мастера, украшая свои изделия?
(красный, чёрный, золотой)
Какие узоры мы видели на посуде?
(завитки, ягодки, листочки, цветочки)
Какой формы у нас ягодки?
(круглые)
Из какой геометрической фигуры мы сможем вырезать круг?
(квадрат)
Какой формы листочки?
(овальной)
Из какой геометрической фигуры мы вырежем овал?
(прямоугольник)
Как мы будем вырезать кружки и овалы?
(плавно закругляя уголочки)
А сейчас, ребята, мы приступим к работе. Чтобы наши ручки хорошо работали давайте разомнем их.
Пальчиковая гимнастика.
«Наши алые цветки распускают лепестки (медленно разгибают пальцы из кулаков)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (покачивание кистями рук вправо, влево)
Наши алые цветки закрывают лепестки (медленное сжимание пальцев в кулаки)
Головой качают, тихо засыпают» (покачивание кулачков вперёд, назад)
Какой основной элемент орнамента мы наклеим в первую очередь?
(завиток)
Положите его на кувшинчик и наклейте.
(дети выполняют)
Теперь вырезаем ягодки и листочки.
(Дети выполняют)
(Напомнить технику безопасности при работе с ножницами)
Располагаем их на основном завитке (стебле, веточке, ритмично чередуя ягодки, листочки.
(дети вначале выкладывают рисунок, затем наклеивают)
Во время работы звучит русская народная музыка
И вот мои народные умельцы заканчивают свою работу и готовы продемонстрировать свои изделия своим коллегам и уважаемой публике.
Посмотрите, какие чудесные работы у вас получились. Они получились яркими, радостными и немного сказочными.
Сегодня вы постарались на славу, как настоящие мастера!
Моя мастерская с вашими работами стала ещё краше и светлее.
Спасибо вам, ребята. До свидания.
(дети выходят из «мастерской»)