Оксана Бухтиарова
Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Золотая хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ИЗО в старшей группе
(Воспитатель встречает детей в русском народном костюме).
Здравствуйте, дорогие дети. Меня зовут бабушка Музеиха.
А почему меня так называют, я вам сейчас расскажу.
В своей просторной избе собрала я настоящий музей.
Проходите, дорогие гости, полюбуйтесь-ка на эту красоту.
(Дети проходят в группу, оформленную под музей хохломских изделий).
Публикация «Конспект НОД по ИЗО в старшей группе „Золотая хохлома“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
Воспитатель: Посмотрите вокруг, сколько разных предметов, украшенных яркими, нарядными узорами, которые отливают золотом. А у вас дома есть изделия с такими узорами?
(Предполагаемые ответы детей)
А хотите узнать, ребята, откуда взялась вся эта красота, кто её придумал?
Воспитатель: Все эти предметы сделаны из дерева. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области. В окрестностях города Нижний Новгород находится село с весёлым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из древесины липы, берёзы и ольхи. Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных сёлах, затем свозилась на ярмарку в Хохлому и оттуда уже расходилась расписная посуда по всему белому свету. Вот и прозвали её хохломской.
Говорят, что в тех местах жил давным — давно мужичок умелец. Варил он себе кашу, да птицам давал поклевать. Прилетела как-то жар – птица и стала из его миски клевать. Задела она миску золотым крылом, и стала чашка золотой. Это сказка. А на самом деле изготавливают посуду так: Вырезанный из дерева предмет вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и олифой. Потом пудрили посуду оловянным или алюминиевым порошком. А тогда уж мастер наносил свой замысловатый рисунок. После этого изделие вновь покрывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый оттенок. Поэтому хохлому называют золотой.
(Дети подходят к предметам, берут, рассматривают).
Воспитатель: Как волшебница Жар-птица,
Не выходит из ума
Чародейка-мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива,
Рада гостю от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Всё вобрала, словно память:
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древне суздальской парчи.
Листья рдеют, не редея,
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея,
В мир волшебной Хохломы.
(Воспитатель предлагает детям взять любое из понравившихся им изделий и внимательно рассмотреть).
Воспитатель: Какие цвета использовал художник?
(Ответы детей)
Воспитатель: Да, есть красный, чёрный. Встречается зелёный, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете, почему говорят «золотая Хохлома»? Какие элементы художники включают в свои узоры?
(Предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: В узорах есть разные ягоды, листья, декоративные цветы, но чаще всего встречается элемент «травка». Травка лёгкая, похожая на завитки с острыми кончиками (как осока на ветру). Травка занимает почти всю поверхность изделия. Из травки художники составляют самые разные композиции. Травка заполняет всё пространство между ягодами, листьями и цветами. Из травинок даже составляют изображения рыбок и птиц. Иногда из — под кисти художника выходят такие цветы и травы, что ни в каком лесу их не встретишь. Вот листья, похожие на перистых золотых рыбок. Плавают по дну чаши среди цветков-завитков и глазастых ягод. А этот жаркий цветок с чёрными и золотыми тычинками-усиками так и хочется назвать бабочкой махаоном. Он широко распахнул свои лепестки, взмахнул ими – и вот-вот улетит.
(Далее воспитатель предлагает детям высказать свои впечатления от увиденного, описать выбранные изделия по предложенному плану) :
Как называется?
Для чего предназначается?
Каким узором украшено?
Воспитатель: Скажите, ребята, какое настроение у вас вызывает эта посуда?
(ответы детей)
Воспитатель: А вы хотите научиться рисовать узоры по мотивам хохломской росписи? Вот этим мы и займёмся на следующем занятии.