Светлана Сурмач
Интегрированное занятие с элементами кооперации «Его величество-электричество»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №2 «Кубаночка»
ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с элементами кооперации в подготовительной к школе группе по теме: «Его величество – электричество»
Воспитатель: С. Н. Сурмач
Тема: «Его величество - электричество».
Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Публикация «Интегрированное занятие с элементами кооперации „Его величество-электричество“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Образовательные задачи:
Закреплять и систематизировать представления детей об электричестве; закреплять правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту. Углублять представление детей о назначении предметов, облегчающих труд в быту.
Развивающие задачи:
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; содействовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности каждого ребенка при работе в малой группе; добиваться выполнения задания общими усилиями.
Воспитательные задачи:
Вызывать радость открытий от полученных опытов; воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Материал:
Дидактическая игра «Найди пару»; воздушный шарик; тонкая алюминиевая фольга (обертка от шоколада); ножницы; пластмассовые расчески (по количеству детей); раковина и водопроводный кран; шерстяные перчатки (по количеству детей); презентации по данной теме; литература по данной теме; 3конверта с заданиями, 9 фишек; предметные картинки с изображением электрической бытовой техники и предметов быта прошлого.
Предварительная работа:
Рассматривание альбомов с изображением бытовых электроприборов; чтение литературных произведений о «дружбе» человека и электричества.
Ход занятия.
Ребята, сегодня на электронную почту пришло письмо от жителей планеты Электрония – электронов. Они пишут что, хотят познакомиться и подружиться с детьми планеты земля. В письме жители рассказывают что, их планета настоящее чудо, вместо солнца их планету освещают и обогревают электроприборы, помогают им тоже разная электрическая техника. Электроны управляют этой техникой, соблюдая безопасность. Жители страны Электронии предлагают нам познакомиться с этим чудом - электричеством, как оно появилось на планете Земля. Жители планеты прислали очень много интересного, это игры, загадки и еще много интересного. Вы хотите приступить к знакомству? (Ответы детей.)
Вы ребята уже взрослые и уже знакомы с некоторыми электроприборами, но задумывались ли вы, что такое электричество?
Современное человечество не представляет жизни без электричества. Но давным-давно люди не были знакомы с электричеством, как же они тогда жили? (ответы детей)
-Давным-давно, когда наши предки жили в пещерах, источником тепла и света был живой огонь. Древние люди научились разжигать костёр, трением древесины и высеканием искры из камня. Костры в пещерах горели непрерывно, и днем и ночью. Специально поставленные люди следили, чтоб огонь в костре не погас. (Слайд№1)
-Костер разжигали в центре пещеры, чтоб согреться, приготовить еду, но для освещения дальних уголков пещеры он не годился. Тогда люди стали с помощью палки подносить огонь в разные места пещеры. Как вы думаете, как назвали эту палку? (факел) (Слайд№2)
Как вы думаете, ребята, всегда ли было удобно пользоваться факелом?
(опасно, его нужно держать в руках)
- Время шло, и люди стали строить себе жилища самостоятельно используя для этого подручный материал, который их окружал – дерево, глина, камыш. Такие избы, хаты было невозможно освещать и с помощью костра или факела. Когда наступал вечер, люди брали полено и расщепляли его на щепки и так получали лучину. (Слайд№3)
-Лучину ставили на специальную подставку светец. Так наши предки освещали свои жилища. Благодаря светцам лучины можно было переносить в любое место. Под светцами ставили ведро или корыто с водой, ведь дома были деревянные или турлучные и если с лучины упадёт искра дом мог сгореть, в те времена часто происходили пожары. (Слайд №4).
-Пожары случались часто, да и света от лучины было не много, она быстро сгорала, очень часто её надо было заменять. Потом люди придумали свечу (Слайд свечи №5) .
-Первые свечи появились около 2 тысяч лет назад, их делали из камыша. Камыш обмакивали в растопленное сало, когда сало застывало, поджигали камыш, и он грел как свечка. Интересно, что люди использовали свечи ещё и как часы. Они заметили, какая часть свечи сгорает за час, и делали на таком расстоянии отметины на свечке, так получались своеобразные часы.
Но прогресс не стоит на месте. Шли годы, люди познакомились с таким материалом как воск, познакомившись с его свойствами люди стали изготовлять свечи из воска. Такими свечами пользуемся и мы с вами.
-Но использовать свечи было неудобно. Когда свеча горела, расплавленный воск капал на мебель, на ткань, на пол. Было очень сложно избавиться от капель расплавленного воска. Тогда наши предки придумали специальные подставки под них – канделябры. (Слайд – канделябров).
Канделябр – это французское слово, и означает подставка с разветвлением для нескольких свечей. Раньше в богатых семьях любили говорить на французском языке, поэтому слово оттуда и взяли. Свечи вставляли в канделябры, и по количеству свечей можно было определить - насколько богата семья.
- Шло время, люди познакомились со стеклом, научились изготавливать из него предметы разной формы. А так же познакомились с горючими жидкостями – с керосином. Так появились керосиновые лампы, они горели ярче чем свечи и были безопаснее. (Слайд керосиновой лампы №6)
Эти лампы люди использовали для освещения жилья, на улицах стояли керосиновые фонари. Эти лампы люди подвешивали к потолку как люстру. Ребята как вы думаете, что же пришло на смену керосиновым лампам? (Ответы детей.)
Правильно, электрическая лампочка. (Слайд №7) .
Хочется особо отметить, что изобретателем электрическую лампочку накаливания изобрел наш русский изобретатель — Александр Николаевич Лодыгин. (Слайд)
Что же заставляет гореть электрическую лампочку? Ответить на этот вопрос вы сможете отгадав загадку:
К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество!
Это … (электричество)
Ребята, вот и узнали, как в нашей жизни появилось электричество. Современные люди не представляют себя без электричества. Электричество приносит нам большую пользу. У каждого из вас дома есть бытовые электрические приборы, которые помогают вам и вашим родителям справляться с работой по дому. Назовите знакомую вам бытовую технику? (пылесос, мультиварка, хлебопечь, стиральная машина, блендор и т. д.)
-Люди получают электроэнергию на электростанциях. На электростанциях электроэнергию получают разными способами. На гидроэлектростанциях получают энергию, используя силу воды; на ветряных электростанциях – используя силу ветра, на атомных – силу атома. (Слайд электростанций №8, (гидроэлектростанциях, ветряных электростанциях, атомных электростанциях).
К нам в дом электричество приходит по проводам. (Слайд №9) .
Внутри провода находится пучок тонких медных проволочек, вот по этим проволочкам электрический ток попадает в дома. Снаружи провод обернут резиновой оболочкой, это сделано для безопасности и прочности.
Ток течет как вода по проводам, попадает к нам в дом и заставляет работать электрическую технику. Электрический ток состоит из маленьких частичек – электронов.
В школе на уроках физики вы подробнее узнаете об электричестве.
Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Ток бежит по проводам».
Бежит ток как вода (бегают друг за другом змейкой)
Вы ребята провода
Змейкой прямо через лес
Вот и к нам он в дом залез
Ну-ка ток замри (замирают)
И вентилятор включи (изображают разную бытовую технику)
- Ребята, вы слышали такое выражение: «Уходя гасите свет!» А, иногда, родители просят вас выключить свет даже, если вы ненадолго выходите из комнаты? Почему? (Ответы детей.)
- Ребята, как вы думаете, что произойдет, если электричество исчезнет из нашей жизни? (Ответы детей).
Игра "Найди пару". Вы знаете, что давным-давно человечество не было знакомо с электричеством. Давайте на несколько минут вернемся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества.
Перед вами картинки с изображением современной бытовой техникой, которая помогает папам, мамам и вам. Возьмите любую карточку и подумайте, какой предмет заменял его до появления электричества. (Раскладываются карточки, составляющие пару).
Веник-пылесос.
Стиральная доска - стиральная машина.
Утюг - рубель.
Вентилятор – веер.
Эл. швейная машина – иголка с ниткой.
Эл. мясорубка – ручная мясорубка.
Миксер – венчик.
Электробритва – опасная бритва.
Ребята, вы обратили внимание, что многие предметы, не электрические, дошли до наших дней, и мы очень часто ими пользуемся, назовите их. (Ответы детей).
Каждый из вас знает, что электричество бывает очень опасным, когда люди не соблюдают правила безопасности. Используя схемы, мы повторим правила безопасного обращения с электричеством. Слайды (Схемы по безопасности).
А сейчас ребята, я предлагаю превратиться в волшебников и попробовать исследовать самим электричество.
Закрыть глаза и посчитать - 1, 2, 3, 4, 5 хотим волшебниками стать.
Вот мы и превратились в волшебников. Подойдите к столу, на котом разложены разные предметы - расчески, кусочки тонкой фольги, ножницы, воздушные шарики, шерстяные перчатки. Все эти предметы не простые, они нам помогут исследовать электричество.
Опыты:
1. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер и попробуем дотронуться шариком до различных предметов в комнате. Получился настоящий фокус! Шарик начинает прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное –
к человеку. Почему?
(Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. Но есть предметы, например - шерсть, которые очень легко теряют свои электроны).
2. Следующий наш опыт называется «Танцующая фольга». Показать, что отрицательные и положительные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.
Высыпаем полоски фольги на бумажное полотенце. Проведем несколько раз пластмассовой расческой по своим волосам, а затем поднесем ее вплотную к полоскам фольги. Полоски начнут "танцевать". Почему так происходит? Волосы, о которые мы потерли пластмассовую расческу, очень легко теряют свои электроны.
(Волосы также имеют электрический заряд, который легко передают другим предметам).
3. «Волшебная вода».
Проведя следующий опыт, мы узнаем, что в воде то же есть электрические заряды.
Откроем водопроводный кран таким образом, чтобы струя воды была очень тонкой. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к струйке воды. Струя воды отклонится в сторону шарика.
Чтобы перемещение струи было видимым, она должна быть тонкой. Статическое электричество, скапливающееся на шарике, относительно мало, и ему не под силу переместить большое количество воды. Если струйка воды коснется шарика, он потеряет свой заряд, поэтому струйка снова потечет ровно.
Нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза, посчитайте до пяти. Один, два, три, четыре, пять вот мы в садике опять!
Ребята, мы свами сегодня узнали, что было до того как появилось электричество, но мы с вами не говорили о том, что будет когда все предметы которые нас окружают станут электрическими.
( Слайды: одеяло, носовой платок, варежки, портфель, подушки). Какую работу эти предметы будут делать?
На столе разложены геометрические фигуры трех цветов (красного, синего и желтого цветов). Детям предлагается разделиться на три команды и выбрать капитанов команды. Для этого, каждому ребёнку нужно взять одну цветную геометрическую фигуру (цвет фигуры соответствует цвету конвертов, и сесть за тот стол, на котором лежит конверт соответствующего цвета. В конверте находится предметная картинка с изображением предметов электрической бытовой техники.
Задание детям:
Составить рассказ об этих предметах, рассказать его от их имени, не называя названия предмета, чтобы другие дети догадались, о чем идет речь. Пример: Я незаменимый помощник, я помогаю чисто убрать в комнате, я могу быть разной формы и разного размера, у меня есть длинный шланг, который похож на хобот слона. Кто я.
Педагог предлагает стать детям в круг, каждому бросая мяч, задает вопрос:
Что понравилось, что для тебя было самое сложное, как ты справился с заданием и т. д. Тем самым подводя итог и намечая индивидуальную работу по данному занятию.
Ребята, я вижу, что вам было очень интересно знакомиться с тем материалом который нам прислали жители планеты Электронии – электроны. Как мы с вам можем их поблагодарить за это? (Ответы детей.) Дети предлагают нарисовать любимые предметы бытовой техники, те которыми они уже умеют пользоваться, и отправить жителям планеты Электронии по элетронной почте.
Исходные данные используемых источников
1. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду О. М. Ельцова, Н. Н. Горбачевская, А. Н. Терехова.
2. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Авдеева Н. Н. ,
Князева Н. Л., Стеркина Р. Б.