Середкина Валентина
Интегрированное занятие «Путешествие по Батюшке — Байкалу»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель:
Середкина В. В
2023
Тема:«Путешествие по батюшке – Байкалу»
Цель: Развитие познавательного интереса к уникальному озеру Байкал.
Задачи:
Образовательная:
Формировать познавательный интерес к уникальному озеру – Байкал;
познакомить с животным миром Байкала (с сухопутными и водными обитателями);
рассмотреть особенность экологических проблем Байкала и возможные пути их решения;
дать представление о свойствах пресной воды;
Публикация «Интегрированное занятие „Путешествие по Батюшке — Байкалу“» размещена в разделах
Развивающая:
Продолжать развивать навыки с разрезными картинками;
развитие компонентов устной речи детей в различных формах и видах деятельности, обогащение словарного запаса новыми словами (продухи, бельки);
пополнение двигательного опыта физминутками, сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
Воспитательная:
Воспитывать бережное отношение к живой природе, желание заботиться о ней.
Интеграция образовательных областей:
Развитие речи, художественно – эстетическое (музыка, физическое (физминутка, социально – коммуникативное (общение)
Демонстрационный материал: презентация, картинки с изображением озера Байкал, шкатулка, конфеты - морские камешки, бутылка Байкальской воды, конверт с письмом, дидактическое пособие «Собери картинку» на каждого ребенка, паруса, ватные диски, воронка, стаканы с чистой и грязной водой.
Раздаточный материал: конверты с разрезными картинками «Кораблик»
Технические средства: мультимедийный проектор, музыкальный центр
Предварительная работа:
знакомство с группой детей и педагогом, предложить детям выучить стихи по теме занятия и слова песни «Я рисую море»
Ход образовательной деятельности:
Вводная часть (мотивационный подготовительный этап)
Звучит мелодия - шум моря.
Воспитатель: (читает стихотворение)
А что это такое?
Такое голубое,
Холодное, как льдинка,
Прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо
За склоны зацепилось
И на землю стекло?
А что это такое?
Всё время в не покое,
Быть может, это туча,
Застряла среди скал?
А это и не туча,
А это и не небо,
А это и не солнце,
А озеро Байкал!
Вопросы детям:
На что похоже озеро Байкал, если посмотреть с самолёта или из космоса? (Показ картинки Байкала из космоса).
Предполагаемые ответы детей:
- похож на месяц;
- на лодку и т. д.
Ребята, а вы знаете, что в переводе означает слово «Байкал»? (Богатое озеро)
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о малой Родине, а именно познакомимся с уникальным озером, расположенным в нашей области, озером Байкал.
Создание проблемной ситуации (стук в дверь, большой конверт в нем письмо)
«Здравствуйте, дети. Меня зовут Сибирячок. Я знаю, что вы любознательные дети, много играете, путешествуете. Поэтому я решил пригласить вас совершить увлекательное путешествие по Байкалу в поисках сокровища. Байкал действительно хранит в себе очень много разных сокровищ. Узнать о них вы сможете, если будете следовать по карте маршрута. Я верю, что вам понравиться путешествие. Вперед! Доброго пути!»
Основная часть:
Воспитатель: Ну что, ребята. Хотите совершить увлекательное путешествие? А вот на чем мы отправимся в путешествие, узнаем после того, как выполним одно сложное, но увлекательное задание: «Собери картинку»
(У каждого ребенка под стульчиком лежит конверт с разрезной картинкой – кораблик, дети слаживают картинку на стульчике).
Вопросы детям:
Что у вас получилось?
Правильно – кораблик. (Показ картинки)
(Воспитатель приглашает детей присесть в центре ковра)
А теперь ребята, давайте представим водную гладь Байкала, и отправимся в наше путешествие на корабле. Мы отправляемся на поиски сокровищ Байкала!
Поднять паруса!
(Дети поднимают макеты парусов)
Перед путешествием вам необходимо зарядиться бодростью и не забыть взять с собой хорошее настроение. Ну вот, я вижу, что вы все готовы, и мы отправляемся!
(Звучит музыка, шум прибоя, дети выполняют движения волн)
Наш корабль прибывает на первую станцию «Историческая», выходим на берег озера Байкал.
(Дети располагаются на стульчиках. Начинается просмотр презентации «Байкал»)
Воспитатель:
Древен род его в природе,
Кличут озером в народе,
Волны моря плещут в нем-
Как его мы назовем?
(Озеро Байкал)
(Показ слайда)
Это озеро – священный дар природы. Я хочу рассказать вам о Байкале, чтобы вы могли гордиться, что живёте рядом с таким замечательным озером. Посмотрите, как красив Байкал, как разнообразна его природа. Чистая прозрачная вода, окруженная скалами, необычной красоты деревья. Вода в озере настолько чиста, что можно разглядеть камушки на его дне и плавающих рыбок. Байкал – одно из древнейших озёр планеты. Часто Байкал в песнях и сказках называют «Батюшкой», и мы представляем себе озеро этаким старцем. На самом деле, на Байкале нет никаких признаков старения. И хотя его возраст примерно 25 миллионов лет, он ещё молод. Со всех сторон озеро окружают горы и нагорья с многообразием растительности – тайгой.
Физминутка «Умывайся»
Продолжим наше путешествие к озеру Байкал.
Встаньте пожалуйста в круг
Представьте себе:
Вот мы к озеру спустились: (Шаги на месте)
Наклонились и умылись: (Имитация умывания)
Раз, два, три, четыре: (Изображают, что брызгают себе водой в лицо)
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно: (Взмахи руками)
Делать так руками нужно:
Веселее загребай, и с нерпенком поиграй.
Воспитатель:
Обратите внимание, перед нами вторая
станция «Животный мир Байкала»
(Воспитатель загадывает загадки, которые сопровождаются показом слайдов)
Загадки (Ответы представлены на слайдах)
Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул как огонек? (Белка)
Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь)
Посмотрите-ка, какая:
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лиса)
Шубка серая – для лета,
Для зимы – другого цвета. (Заяц)
Хищный маленький зверёк,
Но не норка, не хорёк.
Белочка в дупле боится,
Что ее найдет… (Куница)
Вот это чудо! С виду - крупная лиса.
И откуда, ну, откуда, Эта невидаль пришла?
Вот природа пошутила, навертела, как могла,
Лихо волка обрядила в шубу рыжую она! (Красный волк)
Ребята я хочу поговорить с вами о некоторых животных, обитающих на Байкале.
Куница — ловкий, красивый и хищный зверек. Шубка пушистая, теплая, густая. На горле и груди есть украшение — желтое или с оранжевым оттенком пятно. А на лапах крепкие острые когти. Весь день куница спит, лишь с наступлением ночи выходит на поиски добычи.
(Показ слайда)
Воспитатель:
Нежнейший мех одет на нем,
Блестящий, шелковистый,
Лентяй и соня кроха днем,
А ночью ловкий, быстрый.
В природе он в тайге живет,
Не царствует там тополь,
Где хвойный лес, сосна растет,
Мелькнет красавец соболь.
Хищный небольшой зверек похож на куницу.
Соболь — ловкий, красивый и быстрый зверек. Он любит жить там, где много поваленных деревьев, коряг, зарослей. У соболя гибкое сильное тело, небольшой пушистый хвост, широкие лапы с острыми коготками. На голове с узкой мордочкой небольшие, почти круглые ушки.
Воспитатель:
Следующая станция «Подводный мир»
Мы прибываем в бухту «Подводный мир». Здесь мы с вами познакомимся с подводным миром Байкала. Посмотрите, кто это плывет мимо нас!
(Показ слайда)
В снежном логове родятся.
Простудиться не боятся.
Подрастут – начнут нырять,
Шубки белые менять.
Если очень повезёт –
Лет полсотни проживёт.
Что за зверь такой с усами?
Ну, подумайте-ка, сами!
У нас на пути байкальская нерпа. Нерпа - это тюлень, живущий в пресной воде. На берегу, нерпа передвигается с трудом, шагом человек может её догнать, зато в воде ловкая и быстрая. Нерпа прекрасно плавает и ныряет. Дышит она воздухом, поэтому каждые 8-12 минут поднимается к поверхности воды, набирая в лёгкие воздух. Пищу зверя составляют рыбы (бычки и голомянка). Чтобы добывать корм они устраивают себе лунки во льду – продухи. Продухи нужны чтобы дышать воздухом, ведь зимой Байкал покрыт льдом. В марте, в снежном логове среди глыб замерзшего льда нерпа рождает 1-2 детёнышей. Первые дни нерпята белого цвета, а через месяц – серебристо серые. Белых нерпят называют бельками. Бельки незаметны на льду, благодаря своей белой шкуре. Мама-нерпа плавает, ловит рыбу, но обязательно выходит на лёд покормить детёныша молоком.
Психогимнастика
(Дети садятся в круг на пол)
Давайте закроем глаза и представим, что мы находимся на берегу озера ( звучит музыка: шум прибоя, плещут волны, слышно как они ударяются о камни, разбиваются на мелкие брызги и с тихим шёпотом откатываются назад. Ярко светит солнышко, его тёплые лучи ласкают наши лица и яркими бликами играют на воде. Представьте, что вы присели на нагретый солнцем песок, а мимо вас проплывают уникальные рыбки. Они обитают только здесь, в нашем озере Байкал. А теперь откройте глаза, потянитесь, отдохнули
Воспитатель: я хочу познакомить вас с загадками о рыбах, обитающих в Байкале. (Сопровождаю показом картинок на слайдах)
Начинается на «о»,
Ох, и любят же его!
Говорят – живет в Байкале.
Вы, случайно, не слыхали? (Омуль)
Омуль это рыба, которая обитает только в Байкале. Омуль уходит в реки на нерест - это значит откладывать икру, потому что в реках вода теплее, чем в озере. Когда из икры появятся мальки, они начинают путь обратно в озеро.
Воспитатель:
Что за рыбка-невеличка –
меньше вашей рукавички?
Бледно-розова, нежна-
Студеная вода нужна.
А на солнце рыбка тает,
Рыбьим жиром истекает.
Что за рыбка-иностранка? Рыбка эта… (голомянка)
Голомянка – это чудо Байкала, красивая рыба. Эта рыбка будто бы стеклянная. Она прозрачная, потому что состоит почти из одного жира. У голомянки к тому же нет чешуи.
Воспитатель:
Молодцы, ребята, давайте отправимся дальше, мы прибываем в бухту «Экологическая».
Послушайте рассказ об одном роднике, который впадает в Байкал.
С давних пор на земле, недалеко от Байкала жил весёлый и щедрый родничок. Чистой студёной водой он поил корни трав, кустов и деревьев, наполнял воды Байкала. Люди и животные приходили к роднику утолить жажду. Всем приносил пользу родник. Как-то раз дружная компания присела отдохнуть около родника. Напившись воды, наевшись еды, они пошли дальше. После себя путники оставили очень много мусора, железных банок, наломанных веток. Весь этот мусор попал в родник.
И его вода стала грязной и мутной. И вот грязная вода попала в озеро Байкал.
(Воспитатель и ребенок читают стихи0
Воспитатель:
О чем грустишь, Байкал любимый,
О чем вздыхает твой прибой?
Иль кто-то злой, неумолимый
Порой глумится над тобой?
И мне Байкал вздыхал в ответ :
Ребенок:
«Я жил на свете тыщи лет…
Никто меня не обижал,
Напротив, всякий уважал…
Но за последние полвека…
Не узнаю я человека!
Как будто чистая водица
Ему вовек не пригодится…»
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, что будет с людьми и обитателями озера, если вода в нем станет грязной?
(Предполагаемые ответы детей)
Опыт «Очищение воды с помощью фильтрации»
Воспитатель:
Что ж, давайте поможем озеру. Подойдите к столу, рассмотрите воду. (Показ грязной воды). Какая она? Ее можно пить? В ней можно жить рыбам, нерпам? Рассуждения детей.
Как можно воду сделать чистой? Ответы детей. Давайте попробуем провести опыт. Возьмем воронку, положим в нее ватный диск – это будет фильтр. Потихоньку переливаем воду. Что происходит? Ответы детей.
Правильно, вода становится чистой, прозрачной, пригодной для жизни водных обитателей. Молодцы. Ребята, нужно беречь природу Байкала? А вы это будете делать?
Воспитатель:
Продолжаем наше путешествие Станция «Сюрпризная».
Вместе с детьми находим шкатулку с сюрпризами (конфетки — морские камушки, бутылку Байкальской воды).
Ребята давайте мы с вами подарим песню нашему озеру.
(Исполнение песни воспитателя с детьми «Я рисую море»).
Теперь ребята, я предлагаю нам всем вернуться в детский сад. Поднимен паруса нашего корабля и вперед!
(Звучит мелодия)
Итог:
Вопросы детям
(Дети отвечают полным ответом)
- Куда мы совершили путешествие?
- Каких обитателей озера вы встретили на пути?
- Вам понравилось путешествие? Хотели бы вы еще раз отправиться в путешествие по озеру Байкал?
А теперь давайте откроем шкатулку с сюрпризом.
Эти камешки не простые, а с секретом, они и эта Байкальская вода, приносят заряд бодрости, силы и здоровья. Я поздравляю вас с окончанием нашего интересного путешествия.
На этом наше занятие – путешествие окончено.