Лилия Радакина
Познавательное занятие с элементами экспериментирования в старшей группе «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
дать представление о том, что воздух обладает свойствами (невидим, лёгкий, прозрачный, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; способствовать формированию у детей познавательного интереса; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Публикация «Познавательное занятие с элементами экспериментирования в старшей группе „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Развивающие:
развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия.
Воспитательные:
воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
воспитывать любознательность, взаимопомощь,
воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Оборудование:
музыкальное сопровождение;
магнитная доска;
полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
стаканчики с водой, коктейльные трубочки (по количеству детей);
кораблики из пенопласта с бумажными парусами;
сосуд – «море» для корабликов;
веера (по количеству детей);
воздушные шары (по количеству детей).
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Дети входят в групповую комнату.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание у нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их.
Воспитатель: Молодцы, а теперь пройдём на ковер.
Дети с воспитателем проходят на ковер и становятся полукругом. Вдруг из-за двери вылетает воздушный шарик.
Воспитатель: Ой, ребята, что это?
Дети: Воздушный шарик.
Воспитатель: Ребята, а почему шарик называют воздушным? (внутри у него воздух) Ответы детей.
Воспитатель: Воздух? А что это такое? Вы его сейчас видите?
Дети: Нет.
2. Основная часть
Воспитатель: Я вот тоже воздух не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас!
Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Сейчас я вам покажу. Дети подходят к столу, на котором лежат полиэтиленовые пакеты по количеству детей. Воспитатель берет пакет.
Воспитатель: Что это? Ответы детей.
Воспитатель: А, в пакете есть, что-нибудь? Ответы детей. (Нет, он пуст)
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он? Ответы детей. (Пакет тонкий)
Воспитатель: Теперь смотрите, что я делаю! Взмахну пакетом перед собой. Он стал похож на подушку. Почему? (пакет наполнился воздухом) Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, мы видим, что воздух заполнил весь пакет. Но, его не видим. Почему? Ответы детей. (Воздух невидимый, прозрачный, бесцветный)
Воспитатель: Теперь развяжу пакет. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Вот мы увидели, что перед нами есть воздух. А, теперь, давайте посмотрим, есть воздух возле цветов, возле окна, возле наших гостей.
Игра «Поймай воздух»
Дети берут пакеты и расходятся по группе. Подходят к окну, к цветам и ловят воздух.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вот мы доказали, что воздух вокруг нас есть. И если мы его не видим, то он какой? Как иначе можно сказать. (Невидимый, бесцветный, прозрачный). Ответы детей.
Вывод: воздух невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать!
Воспитатель: А теперь положим пакеты на стол и отправимся в нашу лабораторию, проведем опыты и узнаем много интересного о воздухе. А шарик будет за нами наблюдать. Я вам предлагаю, пройти и присесть за стол. Дети подходят и садятся за столы, на которых стоят стаканы с водой и коктейльные трубочки.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, что это?
Дети: Соломинки.
Воспитатель: Да, это соломинки и стакан с водой. А теперь попробуйте подуть в соломинки, опущенные в стаканчики.
Дети дуют в трубочки. В стаканах появляются пузырьки воздуха.
Воспитатель: Ой, что это? Как вы думаете? Ответы детей. (Пузырьки)
Воспитатель: А как они туда попали? Ответы детей. (Выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки)
Вывод: Вот мы и увидели: оказывается, воздух живет вокруг нас и внутри нас. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас? Но как он к вам попадает? Ответы детей.
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос.
Человек не может жить без воздуха. А, что бы нам легко было дышать, нужно всегда ухаживать за нашими носиками и ротиками. Напомните, ребята, как вы ухаживаете за своими носиками? (промывать нос водой, пользоваться носовым платком.) Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, подойдите к окну и обратите внимание на деревья. Почему веточки шевелятся? (дует ветер) Ответы детей.
Воспитатель: У нас в группе есть ветер? Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! (Дети берут веера из цветной бумаги и становятся в пары). Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? (в лицо дует ветерок) Ответы детей.
Воспитатель: В нашей лаборатории есть кораблики, с ними можно поиграть. Как? (Пускать их по воде) Ответы детей. Дети проходят к столам, где расположены ёмкости с водой,
берут кораблики и опускают их в воду.
Воспитатель: А как же они будут плыть? (можно на них подуть) Ответы детей.
Воспитатель: Смотрите: воздух не движется, и кораблики не плывут. Мы тихо машем веером, толкаем воздух, получается ветер, и он помогает парусникам плыть. Ребята, так что же такое ветер? Ответы детей.
Вывод: ветер - это движение воздуха.
Воспитатель: А, давайте еще раз посмотрим в окно. Как вы думаете, какой воздух сейчас на улице? Ответы детей. (Холодный, морозный)
Воспитатель: А, у нас в комнате воздух какой? Ответы детей. (Теплый)
Воспитатель: Ребята, а мы можем сейчас в легкой одежде выйти на улицу? Ответы детей. А, почему нельзя в холодную погоду гулять в легкой одежде? Ответы детей. (Замерзнешь и заболеешь)
Вывод: воздух меняет температуру, т. е. может быть холодным, теплым и даже горячим. Одеваться на прогулку нужно в зависимости от температуры воздуха.
3. Заключительная часть. Подведение итогов.
Воспитатель: Вот молодцы, ребята, вы сегодня так хорошо поработали. Давайте повторим, что вы узнали нового про воздух?
Если мы воздух не видим, то он какой?
- воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;
Чтобы воздух увидеть, что нужно сделать?
- чтоб увидеть воздух, его надо поймать;
Воздух находится вокруг нас, а еще где?
- воздух находится даже внутри людей;
А ещё мы наконец-то узнали, что такое ветер!
-ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: Молодцы, умники, теперь давайте с вами пройдем на ковер и отдохнем.
4. Оздоровительный момент
АУТОТРЕНИНГ
Дети проходят на ковер и садятся полукругом. Включается тихая музыка со звуками природы.
Воспитатель: Закройте глаза и представьте, что мы с вами в зимнем лесу. Ярко блестит снег. На лицо и на ладошки падает белый, пушистый снежок. Мы вдыхаем чистый, свежий воздух. Нам хорошо и приятно. Дует легкий ветерок. Тихо качаются деревья.
В это время воспитатель выносит воздушные шары по количеству детей.
Воспитатель: Ой, ребята, откройте глаза, посмотрите, нашему шарику так понравилось за нами наблюдать, что он пригласил своих друзей, чтобы вы с ними поиграли. (Дети разбирают шарики). Скажем всем гостям «спасибо за внимания». До свидания.