Наталья Елисеева
Занятие по развитию речи с элементами экспериментирования «Зимняя сказка»
«Зимняя Сказка»
Задачи:
1. Уточнить знания детей о зиме как о времени года, о зимних забавах;
2. развивать умение подбирать прилагательные к существительным; составлять предложения с заданным словом; изменять слова по падежам; способствовать развитию речевого дыхания, мышления, памяти, воображения;
Публикация «Занятие по развитию речи с элементами экспериментирования „Зимняя сказка“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
3. закреплять произношения звука [с] в изолированном виде и в словах, формировать умение произносить звук длительно на выдохе, слова - отчетливо и внятно; умение выделять первый звук в слове; закрепить знания детей о свойствах снега и льда (лёгкий-тяжёлый, прозрачный-непрозрачный); выдвигать гипотезу и доказывать;
4. воспитывать желание к сотрудничеству в процессе совместной экспериментальной деятельности;
Оборудование: компьютер, проектор, оборудование для экспериментирования со снегом и льдом (ёмкости для снега и льда, подносы, стаканы с водой, картинки для детей со звуком [С]; геометрические фигуры;
Предварительная работа: чтение художественной литературы, игры со словами, беседы о зиме.
Интеграция областей: ОО «Познавательное развитие», ОО «Физическая культура», ОО «Социально-коммуникативное развитие».
Ход занятия.
(слайд №1)
Дети: Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, беленький снежок!
Воспитатель: Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки!
Здравствуйте, я вам скажу, всех я вас приветствую
Ребята, я сегодня с вами хочу поговорить о чем-то интересном. Вы знаете, … (звонит телефон).
Подождите, мне кажется, что пришло смс сообщение. Интересно от кого? Ой, да оно не только для меня, но и для вас. Прочитаем?
«Уважаемая Наталья Ивановна и ребята! Я, лев Банифаций, живу в далёкой Африке, где никогда не бывает зимы. Мне очень хочется узнать и посмотреть, что такое настоящая зима. Если вы пригласите меня к себе в гости, я очень буду рад. Скажите волшебные слова. Они и помогут мне очутиться у вас».
Воспитатель: Ну, что ребята, вы знаете такого Льва. (ответы детей). Хотите, чтобы он к нам в гости пришёл? Тогда начинаем колдовать. Повторяйте за мной.
Начинаем колдовать,
Раз-два-три-четыре-пять.
На другой руке опять,
Раз-два-три-четыре-пять,
Надо льва нам позвать.
(слайд №2).
Лев Банифаций: Здравствуйте, ребята! Спасибо, что пригласили меня к себе в гости. Как у вас здесь интересно. Скорее покажите и расскажите мне всё о настоящей зиме.
Воспитатель: Ребята, расскажите, какая у нас бывает зима? Банифаций, мы сейчас поиграем с ребятами, и ты узнаешь какая ещё бывает зима. Я буду бросать снежок и задавать вопросы, вы должны будите подобрать ответы на вопросы: «Какой? Какая? Какое?».
- Если утром мороз, то утро (какое) – морозное.
- Если горка сделана изо льда, то она (какая) - ледяная.
- Если ночью холодно, то ночь (какая) – холодная.
- Если днём светит солнце, то день (какой) – солнечный.
-Если зимой много снега, то она (какая) – снежная.
- Если мы долго ждали зиму, то она (какая) – долгожданная.
- Если зимой дует ветер, то зима (какая) – ветреная.
Воспитатель: Да вы правы зимой часто дуют ветры. Когда дует слабый ветерок, он дует тихо вот так (тихо и длительно) у-ууу-ууу (дети повторяют). Бывает и сильный ветер, да как загудит (громко и длительно) у-ууу-ууу. Вот такие у нас бывают ветра.
Воспитатель: Расскажите, ребята Банифацию, чем вы любите заниматься зимой.
Дети: Кататься с горки, на лыжах, на коньках, лепить снеговиков и др.
Лев Банифаций: Как красиво вы рассказываете мне про свою зиму. Я принёс вам альбом с фотографиями, а что на них я не знаю. Может вы мне поможете разобраться.
Воспитатель: Поможем?
(на столах у детей картина, на которой изображена зима: снег, снеговик, солнце, снежинки, сосульки, сугроб). Дети называют.
Воспитатель: Какой первый звук слышится в этих словах?
Дети: с-с-с-с-с.
Воспитатель: Правильно, во всех словах слышится звук «с».
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем! Игра называется Доскажи словечко». Вам нужно будет только досказать одно слово – СНЕГОВИК. Но назвать его правильно.
- Мы решили слепить….
- Мы приделали нос нашему….
- Мы показали мамам нашего…
- Мы играем со….
- Растаял наш….
Не забудем нашего…
А сейчас составе самостоятельно предложение, в котором будет слово – снеговик.
Лев Банифаций: Как здорово, спасибо что вы помогли мне разобраться. Эти фотографии будут мне напоминать о вас и о вашей чудесной зиме.
Воспитатель: Банифаций, а мы можем тебя познакомить и с Матушкой – Зимой.
Лев Банифаций: Я буду очень рад.
Воспитатель: давайте позовём Матушку- Зиму.
Физкультминутка: «Зима»
Ждали зиму мы давно пружинка, руки на поясе.
Всё смотрели мы в окно. Руки ко лбу.
Наконец она пришла. Хлопаем в ладоши.
Здравствуй, Зимушка-Зима!
Всюду снег на ветках пышных. Руки медленно вверх.
Ветерка почти не слышно руки вниз
Словно лёгкие пушинки кружатся на месте
В танце кружатся снежинки.
(слайд №3)
Зима: Спасибо за приглашение, я за вами уже давно наблюдаю. Вы молодцы! Много знаете обо мне. Но вот забыли рассказать о моих нарядах, о том, какая я по цвету. Скажите, каким цветом бывает снег? (ответы детей)
Зима: Всё вы правильно говорите, но я оказывается люблю разные наряды и о них я хочу показать фильм.
(показ фильма)
Воспитатель: Видите, оказывается у зимы не только белые наряды, а какие ещё?
Воспитатель: А от чего зависит цвет снега?
Воспитатель: Зима — это чудесное время года. Скажите, почему зима это, хорощо, и почему плохо.
(слайд №4)
Зима: Какие вы внимательные. Но я к вам пришла не с пустыми руками.
Не стекло и не хрусталь,
А блестит, как будто сталь.
Занесёшь в тепло, домой.
Станет сразу он водой.
Холод от него идёт.
Ну конечно это (лёд)
В холод белый и колючий,
В оттепель сырой, липучий.
Принесёшь его домой —
Станет талою водой. (снег)
Воспитатель: Смотрите это снег и лёд. Возьмите лупы и внимательно рассмотрите снег скажите из чего он состоит? (из множества снежинок).
- А что такое снег и лёд? (это вода)
- Как вы думаете снег и лёд прозрачные? Давайте это проверим. Для этого мы должны с вами положить снег на прямоугольник, а лёд на круг. Что вы видим? (снег не прозрачный, а лёд прозрачный).
- Ребята, правильно вы сказали, что снег и лёд — это состояние воды. А как вы думаете, что тяжелее снег или лёд? Как можно это проверить? Я предлагаю вам положить немного снега в стакан с водой, а лёд в другой стакан с водой, что мы видим? Что утонуло, а что осталось плавать? Так что тяжелее лёд или снег? Почему
Воспитатель: Давайте ещё раз назовём свойства снега и льда, которые мы с вами сегодня обнаружили: Снег и лёд – это состояние воды. Снег какой? – непрозрачный и тяжелее воды. А лёд – прозрачный и легче воды.
Зима: Вижу, что обо мне вы всё знаете. Но мне уже пора уходить. Было приятно познакомиться с вами ребята и с тобой Лев Банифаций. До свидания!
(слайд №5)
Лев Банифаций: Я тоже хочу сказать вам большое спасибо я очень рад, что познакомился с Матушкой-зимой. Мне тоже пора возвращаться домой я обязательно расскажу всем жителям Африки о вашей прекрасной зиме. Я приготовил вам подарок, привёз вам фрукты, которые растут у нас в Африке, они богаты витаминами. Ешьте их, и вы не будите болеть. До свидания!
Воспитатель: Вот и наши гости отправились каждый в свою страну, Зима на север к снегам, а лев к себе в Африку. Скажите вам понравились наши гости? Что вам понравилось больше всего? Я очень довольна вами сегодня.
Список используемой литературы:
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 4-е изд., испр. И доп. - М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014.
2. Развитие речи детей 4-5 лет. Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / Под ред. У. С. Ушаковой, Е. Н. Струнина,- Москва; 2008г.
3. Сайт «Всё для детей»
4. Социальная сеть работников образования nsportal. ru .