Ирина Кустова
Конспект интегрированной ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Загадки мудрой совы»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Речевое развитие».
Интеграция с образовательными областями: «Познавательное развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».
«Цель» : «Развитие речевого творчества у детей».
«Задачи» :
- Активизировать речевую и мыслительную деятельность детей;
Публикация «Конспект интегрированной ООД по речевому развитию в подготовительной группе „Загадки мудрой совы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сова, совушка, совенок, совята
- Темочки
- Поддерживать использование в речи средств языковой выразительности.
- Развивать диалогическую и монологическую формы речи;
- Содействовать гармоничному развитию детей;
- Продолжать развивать у детей интерес к устному народному творчеству через знакомство с пословицами, поговорками, скороговорками и интерес к изменениям, происходящим в природе;
- Познакомить с таким видом творческого рассказывания, как сказки-загадки, сказки-почемучки, сказки с подсказками;
- Воспитывать любовь к родной природе через художественное слово.
Предварительная работа:
- Беседа об осени, её признаках;
- Чтение произведения В. Бианки «Синичкин календарь» (осенние месяцы);
- Загадывание и отгадывание загадок по данной теме;
- Рассматривание репродукций с осенними пейзажами русских художников;
- Заучивание стихотворения «Осень» А. С. Пушкина, а также заучивание стихов современных поэтов: Т. Шорыгиной, Г. Ладонщикова, В. Приходько, Е. Трутневой;
- Объяснение смысла пословиц о дружбе, труде, человеке, доброте;
- Разучивание текстов-речёвок.
Словарная работа:
Осень-золотая, ранняя, поздняя, дождливая, ветреная;
Листья-разноцветные, жёлтые, красные, багряные, пурпурные, берёзовые, кленовые;
Трава – жухлая, пожелтевшая;
Погода – грустная, пасмурная, унылая;
Птицы – готовятся к отлёту, улетают;
Звери – линяют, запасают, залегают в норы;
Насекомые – прячутся, засыпают;
Люди – убирают урожай, делают заготовки.
Материал и оборудование:
Шкатулка, подбор загадок, пословиц об осенних явлениях природы, о дружбе, о труде, о человеке, о доброте; мнемотаблица на тему «Осень» (для составления рассказа-описания); сказка с подсказками для пересказа; проэктор с экраном, презентация.
Ход ООД.
Дети заходят в музыкальный зал, здороваются с гостями.
В. : (загадывает загадку) :
«Мудрейшая птица на свете - …
Всё слышит, но очень скупа на слова,
Чем больше услышит,
Тем меньше болтает.
Ах, этого многим из нас не хватает!»
В. : О какой птице идёт речь?
Дети: О сове.
В. : Правильно, сова. Сегодня Сова приглашает нас в свои владения. Но, чтобы туда попасть, надо произнести волшебные слова…
«Раз, два, три, четыре, пять
Снова мы пойдём гулять.
Но не в парке и не в сквере,
Во владения Совы мы откроем двери.
Раз, два, три, четыре
Глазки мы закрыли,
Повернулись влево – вправо
Во владениях Совы – очутились…»
В. (надевает шапку Совы).
- Издавна Сову называют мудрой птицей. Почему её так называют и о многом другом, хотите узнать!
(Дети присаживаются на стульчики)
Рассказ воспитателя о сове.
… Есть такое выражение: «Мудрый, как сова». Так говорят о человеке, который много наблюдает и делает правильные выводы, меньше говорит, а больше слушает. А также о тех, кто знает много полезного. Но почему же именно с совой сравнивают таких людей, а не с другой птицей?
Всё дело в том, что сова имеет очень необычную внешность и сильно отличается своим поведением от других птиц.
…Большая круглая голова, которой она может крутить в разные стороны.
Большие глаза расположены на голове рядом, а не по бокам, как у других птиц. Глядит сова пристально, не мигая. Наверное, за её большую голову и внимательный взгляд – люди назвали сову мудрой.
Это ночная птица, охотится ночью. Любимое лакомство совы – мыши. Она способна улавливать даже едва заметные передвижения мыши.
Польза от сов огромная – они уничтожают грызунов.
Неуклюжая, на первый взгляд, сова летает очень быстро. Оперение у сов очень пушистое, что делает птицу больше, чем она на самом деле.
Её перья лёгкие, поэтому полёт совы бесшумный.
(ребё нок читает стихотворение: «Полёт совы»)
«Сова бесшумной тенью,
Крылья распластав,
Скользит во тьме осенней
Над зарослями трав.
Спасайтесь бегством, мыши!
С совой нельзя шутить.
Она ваш писк услышит
И может вас схватить!»
В. (сова) : …Так сова «обросла» всевозможными легендами и стала символом мудрости, разума и познания.
- Как вы считаете, пословицы и поговорки можно назвать мудрыми мыслями?
Дети: Да, можно.
В. (сова) : Наш великий русский народ много пословиц и поговорок сочинил. А вы их знаете?
Дети: Знаем.
В. (сова). : Хорошо. Каждый из вас произносит пословицу и кладёт её ладошками в волшебную шкатулку.
В. (сова) : …Сегодня, пролетая над лесом, я обнаружила под елью необычные картинки. Помогите мне разобраться, что же на них изображено?
В. (сова) : берёт ребусы и предлагает детям их разгадать.
- Что такое ребусы?
Дети: Это зашифрованные слова.
В. (сова) : «А теперь, друзья, не ленитесь,
Язычок свой разомните,
Скороговорку проговорите!»
(дети с места по одному произносят скороговорки)
Речь с движениями.
«Ветер северный подул: с-с-с-с.
Все листочки с веток сдул.
Полетели, закружились и на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать: кап-кап-кап, кап-кап-кап!
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил,
Снег потом припорошил, одеялом их накрыл.»
В. : Ветер не только листочки с веток сдул, но и слова в предложениях рассыпал. Давайте правильно построим предложения.
Составление предложений из деформированной фразы.
- Дует, осень, ветер, холодный. (Осенью дует холодный ветер.)
- Желтеют, на, листья, деревья. (На деревьях желтеют листья).
- Земля, трава, на, увядает. (На земле увядает трава).
- Улетают, юг, на, птицы. (На юг улетают птицы).
- Мелкий, осень, часто, моросит, дождь. (Осенью часто моросит мелкий дождь).
- Звери, зима, к, готовятся. (Звери готовятся к зиме).
В. (сова) : Я приготовила для вас загадку о времени года. Каком? Сейчас узнаете.
Дети: Это осень.
В. (сова) : Давайте вспомним и расскажем о признаках осени.
Составление описательного рассказа об осени.
(по мнемотаблице)
В. (сова) : Да-а-а…уж небо осенью дышало…
(Ребёнок читает стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало.»
Д/И «Скажи со словом «осенний»
- Небо (какое) – осеннее;
- Погода (какая) – осенняя;
- Ветер (какой) – осенний;
- Пальто (какое) – осеннее;
- Сапоги (какие) – осенние;
- Лес (какой) – осенний;
- Аллея (какая) – осенняя.
Д/И «Один-много»
- Дождь (много чего) – дождей;
- Зонт (много чего) – зонтов;
- Фрукт (много чего) – фруктов;
- Листья (много чего) – листьев;
- Птица (много чего) – птиц;
-Дерево (много чего) – лесов;
- Лес (много чего) – лесов;
- Лужа (много чего) – луж.
(Ребёнок читает стихотворение Татьяны Керстен «Серые стихи»)
В. (сова) : А теперь немного отдохнём.
Речь с движениями.
Совушка-сова – большая голова.
На суку сова сидит, головой своей вертит.
Посмотрела вправо… посмотрела влево,
Посмотрела вверх…посмотрела вниз.
Ничего не разглядела…
И пустилась ввысь-ввысь-ввысь.
«Сказка с подсказками»
В. (сова) : Ребята, у меня для вас ещё одна загадка – «Сказка с подсказками».
Я читаю, а вы «оживляете рисунки», т. е. заменяете рисунки словами.
Вопросы по содержанию :
- Осень наступает после какого времени года? /после лета/
- Как же изменились деревья осенью? /у берёзы листья стали золотыми, у клёна – красными, а рябина надела бусы из рябиновых ягод.
- А есть дерево, которое не поменяло своей окраски? /ёлка/
В. (сова) : Ещё раз прочитаем, а потом вы перескажете.
В. (сова) : Закончилась осень, приходит зима, но …
«Ещё с листвою не простился лес,
А снег посыпал – первый, чистый, ранний,
И листья запоздалые с небес
Слетают бесконечной щедрой данью.
И стала пёстрою осенняя земля –
Нарядная, вся снежно – золотая,
Как будто мехом выстланы поля
Из шкурок соболей и горностаев.
(Ребёнок читает стихотворение).
Рефлексия: - У кого вы были в гостях?
- Вам понравилось?
- Что больше всего понравилось?
- Что нового узнали?
В. (сова) : Подошло время, когда нам надо возвращаться в детский сад.
Раз, два, три, четыре
Глазки мы закрыли,
Повернулись вправо-влево,
В д/саду мы оказались.
Мудрая Сова благодарит вас за ваши ответы. Вы – молодцы: разгадали все мои загадки, немало знаете пословиц, скороговорок, выразительно читаете стихи. А это от меня вам пожелания с сюрпризом.