Юлия Мартынова
Конспект интегрированной НОД по речевому и художественно-эстетическому развитию в средней группе «Прилёт скворца»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по речевому и художественно-эстетическому развитию
(интегрированное) «Прилёт скворца» в рамках комплексно-тематической недели «Скворцы прилетели, на крыльях весну принесли»
Составила: Мартынова Юлия Леонидовна
Воспитатель средней группы ГБДОУ№12 г. Новый Петергоф
Публикация «Конспект интегрированной НОД по речевому и художественно-эстетическому развитию в средней группе „Прилёт скворца“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Скворцы и скворечники. Мастерим домики для птиц
- Средняя группа
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Цель: Формирование у детей знаний о перелётных птицах, весенних изменениях в природе.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить и уточнить знания детей о сезонных изменениях в природе, названии весенних месяцев.
2. Формировать умение образовывать прилагательные и глаголы, антонимы от имен прилагательных и имен существительных
3. Познакомить с особенностями жизни скворца.
4. Закрепить обобщающее понятие «перелётные птицы».
5. Упражнять в использовании мнемотаблиц, отгадывании загадок.
Развивающие :
1. Продолжать развивать художественно-эстетическое восприятие.
2. Развивать внимание, мышление, память.
3. Развивать самостоятельность и творческую инициативу.
4. Развивать умение композиционно располагать готовые детали на листе бумаги, аккуратно пользоваться клеем и салфеткой.
Воспитательные:
1. Воспитывать желание помочь сказочному персонажу.
2. Воспитывать умение слышать и слушать, отвечать на вопросы воспитателя, не перебивать ответы товарищей.
3. Воспитывать любовь к живой природе.
Форма проведения: практическое занятие
Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная
Структура образовательной деятельности:
Вводная часть (оргмомент) 2 минуты
Активизация детей 2 минуты
Введение нового образовательного материала 13 минут
Обобщение, систематизация материала 4 минуты
Подведение итогов. Рефлексия. 4 минуты
Предварительная работа: чтение и разучивание стихотворений Плещеева А. Н. «Весна» и «Травка зеленеет», «Прилетайте скорей» Ладонщикова Г., разучивание пальчиковых упражнений «Птичка», «Собачка», физкультминутки «Скворушка», рассматривание иллюстраций перелётных птиц, беседа, дидактические игры, чтение рассказов «Птичий праздник» О. Дриз и «Воробьи и скворцы» Шорыгиной Т.
Материалы и оборудование: скворец (оригами, конверт со следами птиц и картинками (грача, скворца, ласточки, три мнемотаблицы с подставками, кисточка для клея, бумага и вырезанные детали для аппликации, баночка с клеем, салфетка.
Методические приемы:
Наглядные: показ и демонстрация мнемотаблиц, иллюстрации птиц, пример взрослого.
Словесные: объяснение, беседа, вопросы.
Практические: дидактическая игра, упражнения, работа с бумагой и приклеивание деталей.
Использованные технологии:
Игровая: игровой сюжет, дидактическая игра
Личностно-ориентированная;
Здоровьесберегающая: физминутка «Скворушка»
Мнемотехника.
Планируемые результаты:
У детей формируются знания о перелетных птицах, развиваются навыки в рассказывании стихотворений с использованием мнемотаблицы, в отгадывании загадок, формируется умение образовывать глаголы, антонимы от имен прилагательных и имен существительных, имеют представление об обобщающем понятии «перелётные птицы», формируется умение композиционно располагать предметы круглой и овальной формы.
Литература:
Методическая: Н. С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий средней группы». Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. Программа «Детство».
Рекомендованная детям: «Как птицы домой летели» Г. Сапгир, «Птичка» А. Н. Плещеев.
Ход НОД:
Оргмомент: Игра «Назови ласково». (Дети стоят в кругу, взявшись за руки)
-Ребята, сегодня к нам пришла Анастасия Александровна, чтобы посмотреть, как вы занимаетесь, играете, поздоровайтесь с ней. (Дети здороваются).
Ребята, садитесь на стульчики.
-Ребята, сегодня по дороге в детский сад, я встретила скворца (показываю птицу, заранее спрятанную под салфеткой на столе, на подставке). Пока скворец летел к нам из дальних стран, он устал и забыл, зачем летел, какое время года у нас. (Весна)
***Вы случайно не знаете, почему скворец прилетел к нам из теплых стран? (Наступила весна, солнышко пригревает, стало тепло, для птиц появляется еда-насекомые, скворец вернулся домой на Родину)
-Ребята, что самое главное появляется весной, скажите скворцу! (Солнышко)
-А какое оно солнце? (Весеннее, тёплое, ласковое, лучистое, весёлое, яркое, ослепительное, жёлтое)
-Молодцы, много интересных слов назвали о солнышке.
***Ребята, может быть, вы знаете стихотворение о весне, где говорится о признаках весны? («Весна» Плещеев А. Н., на подставке заранее стоит таблица, на полке повыше от скворца)
-Молодец, Лиза, выразительно рассказала стихотворение! Наш скворец вспомнил о весенних признаках, только он не знает, что такое лазурь, подскажите? (Чистое голубое небо при солнечной погоде)
-Ребята, скворец, говорит вам спасибо, теперь знает, что такое лазурь.
-Ребята, сколько весенних месяцев? назовите их. (Март, апрель, май)
(Прошу повторить нескольких детей)
-Ребята, выходите, мы сейчас с вами превратимся в скворцов.
Физминутка «Скворушка»
Ой, летали скворушки-скворцы.
Все летели, песни распевали,
Крыльями махали. (С помощью рук показывают птицу.)
Стайкою на землю сели,
Червячков они поели.
Клю, клю, клю, клю, (Сесть на корточки.)
Клю, клю, клю, клю, Как я червячков люблю.
(Указательными пальцами постучать по полу.)
Перышки почистим, Чтобы были чище.
(Руками потереть предплечья, как бы обнимая себя.)
Вот так, вот так, Вот так, вот так, Чтобы были чище.
Прыгаем по веткам, Чтоб сильней стать деткам.
Прыг-скок, прыг-скок, Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгаем по веткам. (Прыжки на месте)
Тут собака прибежала
И скворцов всех распугала (рукой показывают голову собачки)
Гав-гав-гав, скворцы взлетели,
И в скворечник полетели. «Летим» на стульчики.
(Махи руками.)
Дидактическая игра «Когда, что происходит?».
-Ребята, скворец хочет поиграть с вами в игру. Каждому из вас по очереди будет задавать вопрос, а вы отвечайте.
- Зима ушла, а весна (пришла)
- Зимой насекомые спят, а весной (просыпаются)
- Зимой медведь спит, а весной (просыпается)
- Зима холодная, а весна (тёплая)
- Зимой солнце светит, а весной (греет)
- Зимой растения спят, а весной (просыпаются)
- Зимой снег выпадает, а весной (тает)
- Зимой заяц белый, а весной (серый)
- Зимой дни короткие, а весной (длинные)
- Зимой деревья спят, а весной (просыпаются).
-Зима снежная, а весна (дождливая)
-Зимой белка серая, а весной (рыжая)
-Скворцы осенью улетают, а весной (прилетают)
Воспитатель, ребята, скворец рад, вы правильно отвечали!
-Скажите пожалуйста, какие птицы к нам ещё прилетают? (Грачи, ласточки, трясогузки, соловьи, жаворонки)
Весной птицы возвращаются домой из жарких стран потому, что на улице стало тепло. Появились жучки, червячки, букашки. Стало больше корма для птиц. Птицы рады возвращению домой, они весело щебечут. Утром они будят нас своим пением, прилетев домой, птицы ищут себе домик или строят себе гнёзда.
***Если все эти птицы прилетают к нам из теплых стран, как же их называют? (Перелётные, потому что они перелетают из одного края в другой)
- Да, они при наступлении холодов улетают в теплые края, а когда у нас
наступает весна, перелетные птицы к нам возвращаются.
- А почему они улетают в теплые края? (ответы детей) Конечно, им не
хватает корма, т. к. они питаются насекомыми, а зимой насекомые прячутся и
впадают в спячку. Именно поэтому птицы вынуждены улетать, чтобы не
погибнуть.
-Ребята, скворец умеет петь очень необычно, подражая в пении кваканью лягушек или лаю собак. Хорошо подражает он и человеческому голосу.
-А, как вы думаете, у скворца есть домик? Как он называется? (Скворечник) Откуда появляются скворечники? (Заботливые люди делают домики для скворцов)
***Ребята, скворец приготовил сюрприз! Как вы думаете, что там? Открываю конверт, Что это? (птичьи следы) Узнать хозяев, помогут нам загадки!
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач)
-Молодцы, догадались! (Показываю картинку грача)
Она летом мошек ловит, гнёздышко из глины строит
Коль летает высоко, значит дождик далеко.
Если же летает низко, это значит, дождик низко. (Ласточка показываю картинку)
-Какие, вы молодцы, правильно отгадали загадки!
-Ой, скворушка, наши дети знают стихотворение про ласточку и грача!
-Ребята, кто расскажет про ласточку с помощью таблицы-подсказки? (таблица стоят недалеко от конверта)
-Молодец, Злата, выразительно рассказала стихотворение!
-Вижу, Тёма хочет рассказать про грача стихотворение!
-Молодец, Тёма, скворцу и нам понравилось твое стихотворение!
Аппликация
-Ребята, посмотрите, что то скворец наш загрустил, что случилось?
-Скворушка, говорит, грустно ему без своих друзей скворцов, не прилетели они ещё.
***Ребята, мы можем как-то помочь нашему скворцу? Подумайте, что мы можем сделать для скворца? (Если затрудняются, помогаю: позвать, нарисовать или наклеить)
(Можем позвать остальных скворцов и наклеить стаю из бумаги)
-Да, это вы отлично придумали, давайте позовём скворцов «Скворцы, прилетайте скорее!»
-А сейчас, я вам расскажу, как можно сделать стаю скворцов из бумаги!
-Ребята, садитесь на стульчики. (Стоят на ковре)
У вас на столах лежат подносы с готовыми деталями, (говорю и показываю, заранее приготовлена последовательность приклеивания деталей)
- туловище, его вы приклеиваете на веточку, затем голову, клюв и хвостик. Детали намазываете на скатерти, а когда приклеиваете, не забудьте приглаживать салфеткой, чтобы лишний клей впитался в салфетку. Перед тем как приклеивать, покажите, мне, пожалуйста, как вы расположили детали птицы на веточке, только потом можно приклеивать.
-Девочки, берите стульчики, садитесь и приступайте к работе, затем отправляю мальчиков.
В ходе аппликации слежу за посадкой детей, помогаю по необходимости. (Кто выполняет работу быстро, предлагаю вымыть кисточки, собрать подносы, разместить готовые работы на наборном полотне)
***Ребята, как вы думаете, скворец рад новым друзьям? Почему вы так думаете?
(Он теперь не один, со своими друзьями, они могут вместе летать и искать червячков, разные семена)
Воспитатель: Ребята, а вам понравилось помогать скворцу и рассказывать о приметах весны? (Ответы детей) Что понравилось тебе Лиза? А тебе Максим? Кому было трудно? Почему? А что было легко? Молодцы! Мне тоже очень понравилось, как вы помогали скворцу, рассказывали о признаках весны, как читали стихи о весне, отгадывали загадки, клеили скворцов!