Обухова Елена
Конспект НОД по речевому развитию «Загадки Осени» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по речевому развитию с применением мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста.
1. Тема: «Загадки осени».
2. Образовательная область: Речевое развитие.
3. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
4. Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Загадки Осени“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
- обобщать и систематизировать знания детей об осени как времени года;
- определять время года по иллюстрации и стихотворению по основным признакам;
- активизировать употребление в речи прилагательных, совершенствовать умение согласовывать слова в предложении;
- закреплять умение пользоваться мнемотаблицей при составлении описательного рассказа об осени;
- побуждать детей устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных.
Развивающие :
- развивать связную речь, внимание, память, мышление;
-развивать поисковую деятельность для решения поставленной проблемы;
-развивать партнерские отношения, координацию речи и движения.
Воспитывающие:
- воспитывать бережное отношение к родной природе;
- воспитывать дружеские отношения, навыки взаимодействия и сотрудничества;
- формировать эстетическое восприятие окружающей действительности, воспитывать творческую активность.
5. Форма организации: групповая.
6. Форма проведения: игры-загадки, дидактические игры, рассказывание по мнемотаблице.
7. Материал: красочный конверт, 4 иллюстрации с разными временами года, 3 осенние картины (поздняя, золотая, ранняя); яркий кленовый лист, мольберт, рамка, разные по цвету картонные изображения земли, неба, деревьев, кустарников (на липучках, 2 изображения зайца (серый и белый); мнемотаблица, ноутбук; желтые и красные листья по количеству детей.
8. Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе на прогулке; целевая прогулка по осеннему городу; рассматривание картины И. Левитан «Золотая осень»; слушание П. Чайковский» «Октябрь. Осенняя песня»; чтение с последующим обсуждением : М. Волошин «Осенью», А. Плещеев «Осень наступила», В. Бианки «Синичкин календарь», М. Пришвин «Осенний листопад», работа с мнемотаблицей; дидактические игра «Какое время года?».
9. Ход:
1. Мотивационно-ориентировочный этап.
1. Организационный момент.
Воспитатель – Доброе утро, дети! Я хочу подарить вам теплые лучики солнца. Солнышко мне эти лучики дало, но их всего два (показывает руки, а это мало. Ребята, что нужно сделать, чтобы лучиков стало больше? (дети поднимают свои руки, подарим свои теплые лучи всем тем, кто находится рядом с нами.
2. Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно? Тогда отгадайте загадку :
Несу я урожаи,
Птиц к югу отправляю,
Деревья укрываю,
Но не касаюсь елочек и сосен,
Кто я такая? (осень)
Воспитатель: - Да, ребята, это письмо от Осени. Давайте посмотрим, что же в конверте?
Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, дети! Я знаю что вы очень любознательные дети, любите и умеете отгадывать загадки. А сможете ли вы отгадать мои загадки?»
Воспитатель: - Дети, осень приготовила нам загадки. Хотите их отгадать, сможете? (да)
Воспитатель: -А что это в конверте лежит? Это наверное и есть загадки осени. Давайте их посмотрим.
2. Основной этап.
1 задание «Найди осень на картинке».
Детям предлагается несколько иллюстраций времен года.
Воспитатель: - Отгадайте, на какой картинке изображена осень. Почему? (ответы детей
2 задание «Найди картинку по стихотворению».
Детям предлагается 3 разные изображения осени (ранняя, золотая, поздняя осень)
Воспитатель читает стихотворение:
Наступила осень,
Пожелтел наш сад.
Листья на березе
Золотом горят.
Не слыхать веселых
Песен соловья,
Улетели птицы в дальние края. (А. Ерикеев)
Воспитатель: -Покажите, про какую картинку я прочитала стихотворение? Какая осень на картинке (ранняя, поздняя, золотая)
3 задание «Нарисуем картину словами».
Воспитатель достает из конверта красивый осенний листок.
Воспитатель: - Осень нам послала волшебный осенний листочек и предлагает превратиться в настоящих художников. Хотите? (да)
- А чем же рисуют художники? (кистью, красками).
- Правильно, а мы будем необычными художниками, и рисовать будем не красками, а словами.
-Сейчас я взмахну волшебным листочком и превращу вас в художников.
-1,2,3,4,5 — мы начинаем рисовать!
Звучит музыка «Осенний блюз» А. Ермолова. Перед детьми выставляется пустая рамка на мольберте.
Воспитатель: - Сначала мы нарисуем землю. Какая по цвету бывает земля осенью? (серая, коричневая, желтая, черная).
Дети называют прилагательные, выбирается один цвет. Воспитатель прикрепляет на рамку изображение земли.
- Молодцы, а сейчас мы нарисуем осеннее небо. Какого цвета оно бывает? (голубое, серое, белое, темно-синее).
Дети выбирают цвет, прикрепляется изображение неба.
- А сейчас давайте поговорим о деревьях осенью и нарисуем их. (деревья голые, без листочков). А где же листочки? (на земле). Какого они цвета? (желтые, красные, коричневые).
Воспитатель предлагает детям выбрать осенние деревья и кустарники, прикрепить на картину.
Воспитатель: - Молодцы! Какая чудесная у нас получилась картина. Вы настоящие художники!
- Наш волшебный листочек предлагает нам отдохнуть.
Физминутка «Листочки»
Листья осенние тихо кружатся, (дети кружатся на носочках по группе)
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят, (движения руками влево, вправо)
Будто опять закружится хотят. (поднимаются на носочки, кружатся)
4 задание «Расскажем зайчонку об осени».
Дети садятся на стулья. Слышится звуковой сигнал на ноутбуке.
Воспитатель: - Дети, нам кто-то звонит. Посмотрим?
На экране появляется зайчонок.
Зайчонок: -Здравствуйте дети! У вас такая картина замечательная получилась, что мне захотелось в нее попасть. Но я не знаю какую шубку мне надеть. Вы так интересно рассказываете и столько много знаете, помогите мне пожалуйста и расскажите мне еще об осени.
Воспитатель: -Дети, поможем зайчонку, расскажем ему о времени года — осень? (да)
А поможет нам рассказать таблица.
Выставляется мнемотаблица «Осень».
Образец рассказа.
Наступила осень. На небе солнце светит, но уже не греет. Часто идет дождь. Листья на деревьях пожелтели, опадают на землю. Деревья стоят голые. Перелетные птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Насекомые спрятались. Люди надевают осеннюю одежду. В огородах убирают урожай. Животные в лесу делают запасы на зиму, меняют свои шубки.
Дети рассказывают об осени по мнемотаблице (3-4 ребенка).
Воспитатель обращает внимание на экран ноутбука.
Зайчонок: -Спасибо дети! Сейчас я все знаю об осени. Побегу шубку себе искать. До свидания!
Воспитатель незаметно прикрепляет изображение зайчика на картину.
Воспитатель: - Дети, посмотрите, а вот и наш зайчонок! И шубку успел поменять.
- Давайте нашу картину оставим в группе и будем менять осенний пейзаж!
3. Рефлексивно-оценочный этап.
- Молодцы дети! Вы все задания -загадки Осени выполнили и зайчонку помогли!
Воспитатель: - Дети, понравились вам загадки Осени? Почему вы смогли выполнить все задания? Что особенно вам понравилось?
-На столе лежат красные и желтые листочки. Кому было интересно на занятии и кто справился со всеми заданиями - возьмите желтые листочки, а у кого возникли затруднения - красные.
Дети оценивают себя цветовыми символами.