Елена Таранина
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе детского сада.
Цель – закреплять знания детей о временах года, их признаках; систематизировать представления детей о цикличности времен года.
Задачи:
Образовательные
Публикация «Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе ДОУ» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
1. Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.
2. Закреплять названия месяцев.
3. Закреплять пространственные представления детей (вверху-внизу, справа-слева).
4. Закреплять навыки счета (прямой и обратный счет, цифровой ряд до 10.
Коррекционно-развивающие
1. Развивать мышление : учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, учить анализировать и делать выводы, составлять целое из частей, учить отгадывать загадки.
2. Развивать зрительное внимание и восприятие.
3. Развивать речь детей : развивать умение отвечать на вопрос полным предложением, развивать координацию речи с движением.
Воспитательные:
1. Создание положительного эмоционального фона, доброжелательности, умение видеть красоту природы.
2. Развивать коммуникативные навыки - желание совместно выполнять задания и получать результат.
3. Воспитывать заботливое отношение к природе и её обитателям.
Материалы: нарисованные в тетрадях градинки, картинки с временами года, картинки с изображением снежинок, кленовых листов, подснежников, ромашек, картинка с изображением Старика-годовика.
Ход занятия.
1. Орг. момент:
Три градинки упали. Вы слышите?
Три градинки попали на столики к вам. Видите?
А в градинках задания для умненьких ребят.
Быстрее выполняйте их, спешить они велят.
Растают эти градинки
Ведь им так жарко, маленьким.
2. Загадки о временах года.
Посмотрите на доску, на ней картинки с временами года. Я загадаю загадки, а вы отгадайте, когда это бывает.
- Стоят в поле сестрички:
Желтый глазок, большие реснички. (Ромашки. Лето)
- Шум в лесу большой стоит.
Не медведь ли к нам спешит?
- Это я,-бормочет Еж- нынче тихо на пройдешь.
И под лапками ежат листья палые шуршат. (Осень)
Назовите осенние месяцы.
- Как на горке снег, снег, и под горкой снег, снег
И на елке снег, снег. А под елкой спит медведь.
Тихо, тихо, не шуметь! (Зима)
Назовите зимние месяцы.
- Снег теперь уже не тот, потемнел он в поле.
На озерах треснул лед, будто раскололи.
Облака бегут быстрей, небо стало выше.
Зачирикал воробей веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем стежки и дорожки
И на ветках серебром светятся сережки. (Весна)
Назовите весенние месяцы.
Молодцы, все загадки разгадали, все времена года назвали. С первым заданием справились, можно раскрасить первую градинку в тетради.
Сегодня к нам в гости пришел Старик-годовик.
Он приготовил вам подарки:
-тем, кто родился летом - ромашки;
- кто весной - подснежник;
- зимой - снежинку;
- осенью - осенний кленовый листочек.
Называйте свой День Рождения и получайте подарок.
3. Сказка «Почему год круглый?»
Еще Старик-годовик приготовил для вас сказку «Почему год круглый?», написал ее Николай Сладков. Давайте послушаем.
«Почему год круглый?
- Потому год круглый, - сказало Солнце, - что Земля вокруг меня мчится по кругу. Как полный круг сделает, так и год проходит.
- И совсем не потому! – проскрипел Дуб.
- Год потому круглый, что за год на всех деревьях годовое кольцо нарастает. Как год – так новое кольцо. А кольцо тоже круг!
- Нет, друзья, - прошептала Елка, - ведь всем известно, что мы елки, круглый год зеленые. А как же мы могли быть зелеными, если бы год не был круглым?»
-А вы как думаете, почему же год круглый? (Времена года идут друг за другом по кругу, не прерываясь, как стрелки на часах)
- Какое время года идет за зимой? За весной? За летом? За осенью?
4. Физминутка
- Лети, лети, лепесток, через запад на восток (делаем махи руками слева направо)
Через север, через юг (делаем махи руками вверх-вниз)
Лишь коснешься ты земли, быть по моему вели (приседаем и касаемся пола руками)
- Вели, чтобы все времена года перепутались!
А мы послушаем про это рассказ.
5. «Всему свое время» Сладков.
«Надоела зима Сороке. Вот бы лето сейчас!
— Эй, Свиристель, ты бы лету обрадовался?
— Спрашиваешь ещё? — Свиристель отвечает. — Перебиваюсь с рябины на калину, оскомина на языке!
А Сорока уже Косача спрашивает. Жалуется и Косач:
— Сплю в снегу, на обед одна каша берёзовая! Брови красные — отморозил!
Сорока к Медведю стучится: как, мол, зиму зимуешь?
— Так себе! — Миша ворчит. — С боку на бок. На правом боку лежу — малина мерещится, на левом — мёд липовый.
— Понятно! — Сорока стрекочет. — Всем зима надоела! Чтоб ты, зима, провалилась!
И зима провалилась…
Ахнуть не успели — лето вокруг! Теплынь, цветы, листья. Веселись, лесной народ!
А лесной народ закручинился…
— Растерялся я что-то, Сорока! — Свиристель говорит. — В какое ты меня поставила положение? Я к вам с севера по рябину примчался, а у вас листья одни. С другой стороны, я летом на севере должен быть, а я тут торчу! Голова кругом. И есть нечего…
— Натворила Сорока дел! — шипит сердито Косач. — Что за чушь? Куда весну подевала? Весной я песни пою и танцы танцую. Самое развесёлое времечко! А летом только линять, перья терять. Что за чушь?
— Так вы же сами о лете мечтали! — вскрикивала Сорока.
— Мало ли что! — Медведь говорит. — Мечтали мы о лете с мёдом да с малиной. А где они, если ты через весну перепрыгнула? Ни малина, ни липа зацвести не успели, — стало быть, ни малины, ни мёда липового не будет! Поворачивайся хвостом — я его тебе сейчас выщиплю!
Ух как рассердилась Сорока! Вильнула, подпрыгнула, на ё лку взлетела и крикнула:
— Провалитесь вы вместе с летом!
И провалилось нежданное лето. И снова в лесу зима. Снова Свиристель рябину клюёт… Но терпят. Настоящую весну ждут.»
6. Обсуждение сказки.
- Это рассказ или сказка?
- Что же по-настоящему произойдет, если времена года перепутаются?
Представьте, что после лета наступит зима. Какое время года пропадет? Кому от этого станет плохо?
Деревьям: они погибнут, т. к. снег ляжет на каждый листик. А это тонны снега. У дерева не выдержат ветки, они сломаются.
Медведям: они не успеют лечь в берлогу, будут бродить голодными и злыми – ведь их корм будет под снегом. Медведь-шатун очень опасен для людей.
Зайцам: они не успеют поменять шубу и их будет хорошо видно на снегу- попадут лисе на обед.
Белкам: они тоже не успеют шубку поменять, совы и вороны их заклюют.
Мышкам: не успеют сделать запасы на зиму.
Людям: не успеют собрать урожай.
А если после весны наступит осень? Какое время года пропадет? Кому будет плохо?
Медведям: не успеют жир накопить, для этого нужно лето.
Птенцам: не успеют окрепнуть, не научатся летать, не улетят в теплые края и погибнут.
Людям: не поспеет урожай.
Вывод: у каждого времени года свой черед, и они сменяют друг друга в строгом порядке.
Молодцы! Справились и с этим заданием. Раскрасьте еще одну градинку в тетрадке.
7. Работа по картине. Составление рассказа.
- Какое время года изображено на картине? Почему вы думаете, что это весна? Назовите приметы весны.
- Кто нарисован на картинке?
- Чем занимаются дети?
- Как вы думаете, откуда появился на улице ручеек?
Тает снег, бегут ручьи, на дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
- В какое время года бывает такое? Назовите весенние месяцы.
- Как вы думаете, почему весной тает снег?
- Что делает папа на картинке?
- Какие птицы возвращаются весной в родные края? Как они называются? (перелетные)
- Во что одеты дети? Почему у них на ногах резиновые сапоги?
Найдите и назовите на картинке весенние слова (подснежник, скворечник, проталины, ручьи, перелетные птицы)
- Кто слева от ручья? Кто справа?
- Кто перед деревом? Что расположено перед домами? Что есть в ручейке? Что в руках у папы? Что на голове у мальчика?
Давайте с вами составим рассказ по картинке.
Умницы! Мы выполнили последнее задание. Можно раскрасить градинку.
Время быстро пробежало,
И вдруг градинок не стало.
Где ж они? Растаяли, мокрый след оставили.
8. Итог занятия.
- Вот и закончилась наша экскурсия по временам года.
- Сколько всего времён года? Назовите их.
- А сколько месяцев в году?