Любовь Тюшева
Интегрированное занятие по художественно-эстетическому воспитанию «Музыка, движение, графика»
▼ Скачать + Заказать документы
«Музыка, движение, графика»
Цель: развитие творческих способностей детей в процессе ознакомления с музыкальными произведениями использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи: 1. Формировать устойчивый интерес к разным видам искусства;
2. Передавать самостоятельно настроение музыки в движении через пластику, интонацию;
3. Учить давать общую эмоциональную окраску музыки, подбирая разнообразные определения;
Публикация «Интегрированное занятие по художественно-эстетическому воспитанию „Музыка, движение, графика“» размещена в разделах
- Графика
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
4. Развивать дыхательную систему;
5. Развивать воображение и мышление, интерес к творческой деятельности.
Оборудование: музыка, мультимедиа, портреты композиторов, мольберт, принадлежности для рисования красками (гуашью). На мольберте три работы, выполненные педагогом приёмом «кляксография». Цвет и форма этих работ продиктованы музыкой, которая будет звучать на занятии, поэтому для выбора необходимо поэкспериментировать, опираясь на субъективное восприятие. Цветные ленты.
Подготовительная работа: рисование с детьми приёмом «кляксография», слушание произведений: Дворжак «Юмореска», Бах «Шутка», Чайковский «Скерцо», «Симфония №3», Кабалевский «Клоуны».
Слайд 1.
Музыкальный руководитель (М. Р.) :
«О грустном запела скрипка,
В пруду услыхала рыбка,
Услышали мак и ромашки,
Пастух на лугу и барашки.
На ветке зелёной птица,
Скворчиха, а может синица,
И чёрная важная кошка…
И все погрустили немножко» (И. Михайлова, «Чуть-чуть грустно»)
Воспитатель : Не знаю, умеют ли грустить мак и ромашки, но люди, все люди, живущие на земле, умеют чувствовать. Мы способны грустить и радоваться, страдать и удивляться, волноваться и негодовать. Это состояние души называется настроением. Скажите, ребята, вы любите шутить? (Дети отвечают). Не сомневаюсь в том, что и пошутить вы любите, и побаловаться, попроказничать не прочь. И это замечательно (в меру, конечно). Вот только задумывались ли вы над тем, что шутка может быть разной? Она может быть добродушной и светлой, остренькой и лукавой. Наконец, она может быть грубой и злой, и от такой шутки становится на душе обидно и больно.
Слайд 2.
Музыкальный руководитель : Сегодня мы слушаем шутку в музыке. Оказывается, эти солидные люди, композиторы, тоже умеют и любят шутить. Только рассказывают они об этом музыкальными звуками. Послушайте «Юмореску» Антонина Дворжака – чешского композитора. Что такое «Юмореска»? музыкальная пьеса, в названии которой есть слово «юмор». «Юмореска» - маленькая смешинка, шутка.
Звучит пьеса А. Дворжака «Юмореска».
М. Р. : Какой характер у этой шутки? Что можно сказать о настроении «Юморески»?
Слайд 3.
Дети: Музыка лёгкая, светлая, отрывистая, острая и мягкая, весёлая. Хитрая, лукавая… в средней части настроение меняется. Музыка более плавная. Спокойная… Сверкающая, прохладная, блестящая…
Воспитатель : Возьмите звуки «Юморески» в ладошку. Почувствуйте их. Какие они? На что похожи?
Дети: Лёгкие, круглые, как бусинки, как мячики… Твёрдые. Они сверкают и падают… Как снежинки… Нет, снежинки летают медленно, плавно… Как капельки воды…
М. Р. : Умницы. Звуки действительно, лёгкие, упругие. Падают, как капельки воды. А вот ещё одна музыкальная шутка. Её сочинил композитор Иоганн Себастьян Бах – немецкий композитор, запомните это имя. А пьеса так и называется: «Шутка».
Слайд 4.
Звучит «Шутка» И. С. Баха в исполнении флейты и камерного оркестра.
М. Р. : А какая это музыка по настроению? Вы узнали, какой инструмент солирует?
Дети: Флейта. Музыка радостная, весёлая, подвижная, яркая, ликующая, солнечная, живая…
Воспитатель : Какая из двух шуток ярче? «Шутка» Баха или «Юмореска» Дворжака?
Дети: «Шутка» Баха.
воспитатель : Попробуйте «войти» в эту музыку. Закройте глаза, слушайте и фантазируйте. Что может так звучать? Что вы видите?
Слайд 5.
Звучит фрагмент «Шутки» Баха.
Дети: Это звенит ручей… Поют птицы… капают сосульки… Танцуют и прыгают солнечные зайчики…
Воспитатель : Какое время года?
Дети: Весна… Лето…
Воспитатель : Где можно всё это увидеть? И ручей, и птиц, и солнечных зайчиков?
Дети: В лесу, на поляне, в саду…
Воспитатель : Что ещё там может быть? Такое радостное и солнечное?
Слайд 6.
Дети: Яркие цветы и зелёная трава… Зелёные листья деревьев… Свежая, молодая зелень… Голубое небо и лёгкие облака… Солнце. Бабочки, жуки, стрекозы, божьи коровки, лесные звери… Прекрасные феи и эльфы…
М. Р. : Замечательно! А чего в этой музыке больше – песенности или «танцевальности»?
Дети: Танцевальности.
М. Р. : Какие движения мы возьмём для этой музыки?
Дети: Лёгкие… Прыжки, бег, подскоки, кружение, боковой галоп… Балетные.
М. Р. : Пожалуйста, я приглашаю вас танцевать!
Импровизация танца на музыку И. С. Баха «Шутка».
(Для импровизации можно использовать цветные ленты, дождик).
М. Р. : В каких ещё знакомых вам танцевальных композициях есть шутка?
Дети: «Кукляндия», «Весёлый мячик», «Клоуны». (Дети называют те танцевальные композиции, с которыми познакомились в течении года).
Упражнение под музыку «Кисточка»
(Чайковский симфония №3)
(Упражнение помогает развитию воображения. Сделаем вид, будто мы «обмакнули» правую ладонь, изображающую кисточку, в «краску». Затем несколько раз проведём «кисточкой» по столу — к себе (внутренней стороной ладони, от себя (тыльной стороной). После этого еще раз «обмакнём кисточку в краску» и повторим движения).
М. Р. : Давайте послушаем ещё одну шутку. Эту музыку написал П. И. Чайковский – русский композитор. Пьеса называется «Скерцо». «Скерцо» - значит «шутка» на итальянском языке. Слушайте.
Слайд 7.
Звучит первая часть «Скерцо» П. И. Чайковского в исполнении скрипки и фортепиано.
М. Р. : Весёлой ли получилась шутка у композитора?
Дети: Нет. Она ворчливая, грубая, надоедливая, сердитая, злая, тревожная, как Баба Яга, жужжащая, недобрая, беспокойная.
Воспитатель снимает покрывало с мольберта.
На нём – три работы, выполненные приёмом «кляксографии».
Воспитатель : Волшебная кисточка тоже внимательно слушала музыку и попробовала её нарисовать. Посмотрите, в этих работах спрятана музыка. Здесь есть и лукавая «Юмореска», и радостная «Шутка», и ворчащее «скерцо». Вот только волшебная кисточка поторопилась, и рисунки остались незаконченными. Мы с вами можем увидеть музыку и закончит работы. Какой приём использовала кисточка?
Слайд 8.
Дети: Кляксография!
Дети и воспитатель рассматривают работы, анализируют форму и цвет, ассоциируют и анализируют, дополняя друг друга. Вместе ищут варианты «на что это похоже». Тут же, на мольберте, заканчивают работы, дорисовывают то, что увидели и придумали. Затем дети выполняют свои работы тем же приёмом «кляксографии».
Итог: А теперь посмотрите работы друг у друга, что же у вас получилось. Теперь все вместе оформим выставку «Клякса и музыка».