Людмила Фомина
Программа по художественно-эстетическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский садо №8 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Программа
образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
на 2015-2016 учебный год
Принято
на педагогическом совете
МБДОУ «Детский сад №8»
Протокол № 1
от «» 2015 г.
г. Лениногорск РТ
2015 г.
Возрастная группа: вторая младшая, для детей с 3 до 4 лет
Специфика группы:одновозрастная
Публикация «Программа по художественно-эстетическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Разработчики программы :
Фомина Людмила Витальевна, воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
Республика Татарстан
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа (далее – Программа) разработана для второй младшей группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 10 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан (далее – ДОО).
Рабочая программа – это документ, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса и обеспечивающий возможность учёта региональных, национальных и этнокультурных особенностей.
1.1. Нормативно-правовая база
Программа группы разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Конституция Российской Федерации (принята референдумом 12.12.93)
2. Декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959 г.)
3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89) (Вступила в силу для СССР 15.09.90)
4. Конституция Республики Татарстан от 06.11.92.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
6. Закон РФ от 25.10.1991 г. N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации"
7. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 (ред. от 05.05.2014 с изменениями, вступившими в силу с 01.07.2014) «О защите прав потребителей»,
8. Закон Республики Татарстан от 22.07.2013 N 68-ЗРТ «Об образовании»
9. Закон РТ от 08.07.1992 N 1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан»
10. Закон Республики Татарстан от 12 января 2013 года №1-ЗРТ «Об использовании татарского языка как государственного языка Республики Татарстан»
11. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30. 08. 2013 г. № 1014
12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
13. Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 №706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»
14. Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 N 163-р «О концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы»
15. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ "Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" от 15 мая 2013 года №26
16. Письмо Минобрнауки РФ № 06-1844 от 11.12.2006 г. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
17. Стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы «Килчк» – «Будущее», утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан №1174 от 30.12.2010
18. Постановление Кабинета Министров РТ от 25 октября 2013 г. N 794 «Об утверждении государственной программы "Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014-2020 годы»
19. Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 10 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан.
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цель реализации Программы : развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей.
3. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
4. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
5. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
6. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
7. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
8. Создание условий для обучения дошкольников двум государственным языкам РТ, совершенствование их коммуникативных, интеллектуальных и духовных качеств, достижение такого уровня владения речью, который необходим для обучения в школе.
9. Формирование у ребенка дошкольного возраста качеств, способствующих ориентации в современном поликультурном обществе.
Принципы, сформулированные на основе особенностей программы «Истоки» :
1. Ориентировка на потенциальные возможности ребенка, на «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский, которую он как бы проходит вместесо взрослым.
2. Реализация деятельностного подхода — это развитие самой деятельности, основных ее компонентов (мотивов, целей, действий, способов действий или операций, что способствует развитию ребенка как субъекта деятельности (деятеля).
3. Реализация принципа «от общего к частному», специфика которого в этом возрасте заключается в том, что всякое частное должно выступать перед ребенком как проявление чего-то общего, т. е. не само по себе, а в системе других объектов или явлений, на основе чего познаются разные их свойства, взаимозависимости.
4. Интегрированный принцип организации освоения предлагаемого содержания, который, с одной стороны, не нарушает целостность каждой из областей знаний (природа, родной язык, рисование и др., а с другой — существенно их взаимообогащает, способствует их смысловому углублению, расширяет ассоциативное информационное поле детей.
5. Создание проблемных ситуаций, характеризующихся определенным уровнем трудности, связанной с отсутствием у ребенка готовых способов их разрешения и необходимостью их самостоятельного поиска.
6. Наглядное моделирование, демонстрирующее детям некоторые скрытые зависимости и отношения, например, математические (часть-целое, одна вторая, одна четвертая и т. п., что способствует началу формирования общих категорий, становлению логического мышления.
7. Создание условий для практического экспериментирования с разными материалами: как самостоятельного, вне предъявления взрослым какой-либо задачи, так и диктуемого условиями задачи, предложенной педагогом.
8. Продуктивное и игровое взаимодействие детей между собой и со взрослыми (диалогическое общение, благодаря чему формируется играющееся и обучающееся детское сообщество, в котором каждый ребенок чувствует себя успешным, умелым, уверенным в случае необходимости в помощи товарищей и взрослого.
9. Учет индивидуальных особенностей, как личностных (лидерство, инициативность, уверенность, решительность и т. п., так и различий в возможностях и в темпе выполнения заданий и др. Это способствует успешному развитию каждого ребенка и его эмоциональному благополучию.
10. Учет основных когнитивных стилей или модальностей обучения: одни дети лучше усваивают содержание с опорой на зрительное восприятие (визуальное, другие — на слуховое (аудиальное, а третьи — на двигательное и тактильное (кинестетическое).
11. Создание условий для востребованности самими детьми освоенного на занятиях содержания в дальнейшей свободной деятельности (игре, рисовании, конструировании, в создании карнавальных костюмов и т. п.).
12. Учет специфики в развитии мальчиков и девочек.
Сформулированные выше принципы, безусловно, носят здоровьесберегающий характер, обеспечивая полноценное психическое развитие, сохранение эмоциональной сферы, формирование базисных характеристик личности.
1.4. Содержание образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
Обязательная часть программы
Цель: Достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Задачи:
1) Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы.
2) Становление эстетического отношения к окружающему миру.
3) Формирование элементарных представлений о видах искусства.
4) Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
5) Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
6) Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Список литературы:
1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. М. : Просвещение, 2005.-127с.
2. Алексеев П. Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем / П. Г. Алексеев // Проектирование в образовании: Проблемы, поиски, решения. — М. : Владос, 2012.-98 с.
3. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольника. М., 1998.-242с.
4. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 6. — С. 57–67.
5. Борев Ю. Б. Эстетика. М. : Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2011.-829с.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М. : Педагогика,2009.
7. Григорович Л. А. Развитие творческого воображения. — М. ,2007.-175 с.