Елена Рыбакова
Интегрированное занятие «Беседа об осени» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: закрепить и обобщить знания детей об осенних приметах: похолодание, листопад, день становится короче, ночь длиннее, о том как изменяется жизнь растений, животных и птиц осенью, как человек готовится к зиме; развивать диалогическую речь, коммуникативные навыки, наблюдательность, умение анализировать, воспитывать культуру общения, любовь к природе, чувство прекрасного.
Словарная работа: листопад, заморозки, ненастье, багряный, лиловый, золотая осень, перелетные и зимующие птицы.
Публикация «Интегрированное занятие „Беседа об осени“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за деревьями (смена окраски листьев, листопад, растениями, насекомыми, птицами, за изменениями в одежде людей; ведение календаря природы, экскурсия в парк (сбор природного материала для поделок, составление осеннего букета, уборка листьев на участке, сезонные работы на огороде: сбор урожая, семян для посева и подкормки птиц, загадывание и отгадывание загадок об осени, чтение и заучивание стихотворений об осени А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье.», А. Н. Плещеев «Осень», К. Бальмонт «Осень», рассматривание картин об осени «Золотая осень» И. Левитан, «Поздняя осень» И. Бродский.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Оборудование: демонстрационный материал: репродукция картины И. Левитана «Золотая осень, календарь природы, магнитофон, запись музыки «Осенняя песня» (из цикла времена года) П. Чайковского, разноцветные листья от разных деревьев, картинки с изображениями перелетных и зимующих птиц, серия сюжетных картин «Труд людей осенью»; раздаточный материал: листы А4, карандаши, фломастеры, мелки (пастель, влажные салфетки.
Ход:
1 часть
Звучит музыка «Осенняя песня» (из цикла времена года) П. Чайковского.
В. : Несу я урожаи
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю
Не касаясь сосен
И елочек. Я….
Д. : Осень.
2 часть
В. : Да, ребята, давайте поговорим сегодня об осени. Какие месяцы осени вы знаете?
Д. : Сентябрь, октябрь, ноябрь.
В. : Осень бывает ранней и поздней, посмотрите на картину (показывает картину И. Левитана «Золотая осень») и скажите, какую осень изобразил художник?
Д. : Это ранняя осень.
В. : Почему вы так решили?
Д. : Еще много листьев на деревьях.
В. : Как по-другому называют раннюю осень?
Д. : Золотая осень.
В. : Почему так говорят?
Д. : Листья на деревьях желтеют, становятся словно золотыми.
В. : Золотую осень очень любил А. С. Пушкин. Он написал много стихотворений про осень. Какое стихотворение А. С. Пушкина вы знаете?
Д. : «Унылая пора! Очей очарованье»
В. : Наташа, прочитай нам это стихотворение (чтение стихотворения).
Д. : В. : Листья на деревьях не только желтеют осенью, как они еще меняют цвет?
Д. : Становятся разноцветными, багряными, лиловыми.
В. : Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай с какого дерева листок». (Воспитатель показывает осенние листья разных деревьев, дети угадывают)
В. : Листья желтые летят,
Падают кружатся
И под ноги просто так
Как ковер ложатся.
Как же называется это явление природы?
Д. : Листопад.
В. : Как опадают листья, как летят, с чем их можно сравнить?
Д. : Тихо, плавно, медленно, как бабочки, самолетики, вертолетики.
В. : Почему происходит листопад?
Д. : Деревья сбрасывают осенью листья, так они готовятся к зиме, веткам деревьев без листьев легче будет выдержать снег зимой, они не сломаются под его тяжестью.
В. : Когда заканчивается листопад начинают часто идти дожди, дует холодный ветер, на улице становится сыро и холодно. Как называем мы такую погоду осенью?
Д. : Ненастье.
В. : Какие еще приметы осени вы знаете?
Д. : Дни становятся короче, а ночи длиннее, люди тепло одеваются, ночью бывают заморозки, лужи покрываются тонкой корочкой льда.
В. : Да, ребята, погода осенью становится холоднее и дождливее. Это хорошо видно на нашем календаре природы (рассматривание календаря природы). В сентябре было теплее, чем в октябре и ноябре. Значок – фигурка человека показывает, что в сентябре мы легко одевались, а в ноябре – поздней осенью стало намного холоднее и одеваемся мы почти по зимнему. Осенью день укорачивается, ночь становится длиннее. Утром в сентябре было светло, а теперь темно, свет вечером включали поздно, когда приходили домой, а теперь включаем уже в детском саду. Мы с вами увидели, что ранняя и поздняя осень сильно отличаются друг от друга. Давайте попробуем словами нарисовать портрет ранней осени, какая она?
Д. : Золотая, теплая, красивая, рыжая, багряная, пестрая, разноцветная.
В. : А поздняя осень, какая?
Д. : Грустная, унылая, печальная, дождливая, холодная, хмурая, ветряная.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.)
В. : Скоро белые метели снег подымут от земли,
Улетают, улетели, улетели журавли
Не слыхать кукушки в роще, и скворечник опустел,
Аист крыльями полощет, улетает, улетел.
Куда же улетают птицы?
Д. : В теплые края?
В. : Почему они улетают?
Д. : Они питаются насекомыми, а насекомые от холода спрятались под кору деревьев, в щели домов - и птицам стало нечего есть.
В. : Все ли птицы улетают?
Д. : Нет.
В. : Посмотрите, (на доске прикреплены картинки разных птиц) как много птиц, какие же из них улетят осенью, а какие останутся? Уберите картинки с теми птицами, которые улетают осенью. Таня, картинки с каким птицами вы убрали?
Т. : Ласточки, журавли, аисты, кукушки.
В. : Как мы называем этих птиц?
Д. : Перелетные птицы.
В. : А тех, которые остаются?
Д. : Зимующие.
В. : Назовите их.
Д. : Голуби, вороны, синицы, воробьи.
В. : Да, ребята, осенью происходят изменения в жизни птиц: перелетные улетают на юг, а зимующие остаются, прилетают ближе к жилью человека, чтобы легче было найти корм и пережить холодную зиму. А как же животные готовятся к зиме?
Д. : Белочки сушат грибы, собирают орехи желуди, медведь много ест, накапливает жир и присматривает себе берлогу, заяц меняет шубку с серой на белою, ежик собирает плоды, готовится к зимней спячке.
В. : И растения, и животные и птицы готовятся к зиме, Посмотрите на представленные картины и расскажите, а как это делают люди?
Д. : Утепляют квартиры, консервируют овощи и фрукты, убирают урожай, перекапывают землю, сгребают в парке листья, высаживают молодые растения.
3 часть
В. : Ребята, мы сегодня говорили с вами об осени, вспомнили ее приметы, нарисовали словами портрет ранней и поздней осени, вспомнили как готовятся к зиме растения, животные, птицы, люди. Ребята, как вы думаете, а за что мы любим осень?
Д. : за тихие солнечные последние деньки, золотой, багряный убор на деревьях, грибы, яблоки и т. д.
В. : Нельзя нам на свете прожить без чудес,
Они нас повсюду встречают.
Волшебный осенний и сказочный лес
Нас в гости к себе приглашает.
Ребята, давайте представим, что мы попали в осенний лес и нарисуем его.
Звучит музыка «Осенняя песня» (из цикла времена года) П. Чайковского, дети рисуют.