Тамара Козлова
Интегрированное занятие «Я — человек»
▼ Скачать + Заказать документы
интегрированного занятия
по формированию эмоционально-волевой сферы и
развитию лексико - грамматических средств языка
с детьми
средней коррекционно-развивающей группы
«Я – человек»
Составили:
педагог – психолог: Козлова Т. Р.
педагог – дефектолог: Аникина Е. В.
г. Серпухов – 15
февраль, 2015 год
Цель: Познакомить детей с частями лица и тела человека. Развивать эмоционально-волевую сферу детей.
Публикация «Интегрированное занятие „Я — человек“» размещена в разделах
Задачи психолога:
1. Обучать детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».
2. Учить пониманию и сопереживанию другим людям.
3. Формировать навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой, средствами человеческого общения.
Задачи логопеда:
Познавательные:
1. Познакомить детей с частями тела и лица человека.
Коррекционные:
1. Расширять и активизировать словарь по теме «Человек».
2. Совершенствовать грамматический строй речи детей: умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; практическое усвоение категории винительного и творительного падежей существительных; формирование фразовой речи.
Развивающие:
1. Развитие слухового внимания и слуховой памяти.
2. Развитие мелкой моторики рук.
3. Развитие зрительно-пространственных ориентировок.
Воспитательные:
1. Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе.
2. Воспитывать умение выслушивать до конца товарища, не перебивая его.
3. Воспитание у детей умения и желания общаться друг с другом и со взрослыми.
4. Воспитание нравственных качеств (доброты, отзывчивости, желания помогать друг другу).
Технологии:
1. Игровая технология.
2. Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
3. Технология развития зрительно-пространственных ориентировок.
4. Технология логопедического массажа.
5. Сказкотерапия.
6. Песочная терапия.
Оборудование: музыкальный центр; отрывки из песен, где упоминаются различные части тела человека; геометрические фигуры для составления тела человека; волшебный песок; кукла Бабы-Яги и сундучок с деталями одежды для её превращения; цветной шнурок и разноцветные шарики для бус; логопедический куб и предметные картинки к нему; мягкая разноцветная проволока для цветов; разборные карандаши-сердечки для подарков.
Ход занятия:
1. Оргмомент.
Дети входят в группу под песню «Улыбка» и встают в круг.
(Звучит плавная, спокойная музыка)
Психолог: Здравствуйте, дорогие дети! Я очень рада вас видеть. А вы рады? Сегодня к нам на занятие пришло много гостей. Хотели бы вы с ними познакомиться? Наши гости готовы к общению?
(Дети приглашают в круг понравившегося гостя и берутся за руки).
Психолог: Предлагаю и гостям и ребятам поприветствовать друга. Давайте возьмёмся за руки и через рукопожатие передадим наше хорошее отношение друг к другу, нашу заботу, внимание и улыбки.
-Доброе утро, кто улыбнулся,
Глазки откройте и посмотрите:
Мы вас любим, и вы нас любите.
Чувствуете, как сразу стало уютнее и теплее от наших добрых улыбок и добрых слов. А где живут наши чувства? (В сердце) Покажите, какие вы все сердечные. Что вы можете подарить друг другу? ( Дети: «Я дарю свою заботу… и т. д.)
2. Знакомство с темой.
Логопед: Я тоже хочу подарить вам своё внимание и тепло. Проводите гостей и займите свои места, пожалуйста.
Логопед читает загадку: посмотрите на меня и послушайте загадку
-На Земле он всех сильней,
Потому что всех умней.
Как вы думаете, кто это? (Это человек.)
Логопед: О ком мы будем говорить? (О человеке.)
3. Выкладывание человека из геом. форм по инструкции логопеда: Положите круг, внизу круга - овал, внизу овала - две палочки. Кто у вас получается? (Человек) Какие части тела есть у нашего человека? (У него есть голова.) Какой формы голова? (У него круглая голова.) Какой формы туловище? (У него овальное туловище) А какой части тела не хватает? (У него нет рук.) Возьите ещё палочки и сделайте ему руки.
4. Логопед: Давайте вспомним названия других частей тела человека. А помогут нам в этом известные детские песни. Послушаем их внимательно и смотрим на меня.
(Дети слушают, называют и показывают на себе упомянутые части тела).
Отрывки из песенок:
-«Если я чешу в затылке – не беда, в голове моей опилки, да-да-да…» Какие части тела упоминались в песенке?
- «Он ладони тебе оближет, протянет руку, как другу….»
-«Губки бантиком, бровки домиком, похож на маленького сонного гномика…» Какие части тела упоминались в песенке?
- «А мне любое море по колено, а мне любые горы по плечо…»
- «Раз ладошка, два ладошка, я пока что не звезда…»
Логопед: Вот мы и вспомнили разные части тела человека. Мы будем говорить о человеке.
5. Психолог: Каких людей вы больше любите? ( Дети: Я люблю добрых людей. Я люблю весёлых людей.)
Психолог: А сейчас, придвиньте песок, закройте глаза и послушайте рассказ о Бабе – Яге. Страшно? Для смелости опустите руки в песок, он придаст вам силы. Можете сжимать и разжимать их.
(Используется арттерапия – упражнения с песком)
Психолог: Открывайте глазки, разгладьте песок. Что вы представили? Какие чувства испытывали? (Было страшно.)
А почему вам было страшно? Какая Баба-Яга? (Она злая. Она некрасивая.) А знаете, что злой человек, плохой человек – это несчастный человек. А почему несчастный?
Дети: Живёт одна, в лесу, её никто не любит, все её боятся.
6. Логопед: (Массаж мимической мускулатуры)
А теперь посмотрели на меня. Да, Баба - Яга злая, а дети у нас самые добрые, самые счастливые. У вас есть семья и друзья. Давайте поиграем с друзьями. Посмотрите на свои квадратики, найдите, у кого такой же по цвету и встаньте рядом.
(Дети работают в парах, стоя за столами).
Я - человек и ты – человек. (показывают сначала на себя, затем на товарища)
Мы ладошки растираем и лицо обогреваем. (растирают свои ладони)
У меня лобик, и у тебя лобик. (массируют сначала свой лоб, затем лоб соседа)
У меня носик, и у тебя носик. (массируют сверху-вниз сначала свой нос, затем товарища)
У меня ушки и у тебя ушки. (массируют ушки)
У меня щёчки гладкие и у тебя гладкие. (круговыми движениями гладят свои щеки, затем товарища)
У меня губки сладкие и у тебя сладкие. (указательными пальцами прикасаются к уголкам своего рта, затем соседа)
Я – друг, и ты – друг, вместе нам хорошо! (прикладывают обе руки к своей груди, затем к груди товарища и обнимаются)
7. Психолог: Друзья всегда помогают друг другу. Давайте посочувствуем Бабе-Яге, позаботимся о ней, поможем ей стать добрее и не будем её бояться. Но вот беда. Ей нечего надеть. Она не хочет появляться перед нами в старой одежде.
(Дети подходят к столу педагога, открывают сундучок и вместе украшают Бабу-Ягу, превращают её в добрую. Работа с куклой – делают улыбку, надевают фартук, платочек сапожки и т. д.)
Дети: Я одену платочек. Я сделаю улыбку и т. д.
Психолог: Вот и стала Бабушка – Яга красивой. Мы её боимся? (Нет.) У неё теперь так много заботливых внуков.
8. Психолог: Давайте подарим бабушке - Яге бусы.
( Дети одевают разноцветные шарики на леску и говорят: «Я взял красную бусинку».)
Какие бусы у нас получились? (Разноцветные)
А чтобы она стала совсем доброй, подарим ей свои чувства. (Я дарю заботу и т. д.)
9. Физкультминутка
Логопед: Бабушка Яга готова посмотреть, как вы играете.
Речь с движением
Вот у нас игра какая!
Хлоп, ладошка. Хлоп, другая!
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
По коленкам-шлёп, шлёп!
И по плечикам похлопай!
По бокам себя пошлёпай!
Можем хлопнуть за спиной!
Хлопаем перед собой!
10. Дети садятся на подушки.
Логопед: Покажем Бабе- Яге, ещё одну интересную игру.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем кубик мы вращать.
Дети перекатывают кубик друг другу и говорят: «Это красная сторона. Здесь нарисован глаз. Телевизор смотрим глазами. Книгу читаем глазами».
( Аналогичная работа проводится с картинками: глаза, уши, нос, руки)
11. Психолог: А теперь посмотрели на меня. Баба – Яга тоже стала доброй и хочет помогать людям, как и мы. Возьмите волшебный песок, пошепчите-расскажите ему, чего вы боитесь. Теперь закопайте страхи в песок и отдайте Бабе - Яге.
( Дети бросают страхи в сумку к Бабе-Яге и говорят: «Я смелый, теперь я не боюсь».)
12. Психолог: Давайте подарим ей яркий букет цветов.
(Дети под музыку наматывают разноцветную проволоку на пальчик и делают из неё цветы, собираем цветы в букет.)
Дети: Я сделал синий, красный, зеленый, желтый цветочек.
Психолог: уточняет, что у них получился разноцветный букет.
13. Конец занятия
Психолог: Встали в круг, взялись за руки, сделали «цепочку доброты». Какие мы молодцы, сколько добрых дел сделали. Пора прощаться. Будем добрыми и дружными. Подарим кусочек своего счастья гостям (дети по желанию вручают гостям маленькие сердечки) и попрощаемся с ними.
(Вручаем подарки детям).