Наталья Казова
Коррекционное познавательно-речевое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР «Я-человек!»
Коррекционное познавательно-речевое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР
Автор: учитель-логопед Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 17 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга Казова Наталья Анатольевна.
Цель: Сформировать у детей представление о положительных личностных качествах, необходимых будущему школьнику.
Задачи:
Образовательные:
1. Развитие устной речи и коррекция предпосылок письменной речи:
Публикация «Коррекционное познавательно-речевое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР „Я-человек!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Совершенствование фонетической стороны речи (контроль за чётким произношением звуков в собственной речи детей, закрепление знаний детей о гласных и согласных звуках и их характеристике).
• Расширение словаря по теме занятия, активизация антонимов, совершенствование умения построения речевого высказывания и развитие связной речи (составление рассказа о весне по алгоритму).
• Закрепление и совершенствование навыка звуко-слогового анализа слов, навыка составления и анализа предложения из деформированных слов.
2. Закрепление первоначальных навыков чтения и порядкового счета.
Развивающие:
1. Развитие слухового и зрительного внимания, речевого слуха.
2. Закрепление навыка правильного дыхания.
3. Развитие воображения, наглядно-образного и логического мышления.
4. Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умения слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Воспитательные:
1. Формирование у детей представления о социальной значимости человека и его важнейших положительных качествах.
2. Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, умения работать коллективно.
3. Формировать привычку соблюдать правила здорового образа жизни.
4. Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимания к качеству собственной речи.
Демонстрационный материал: презентация к занятию, цветные магниты (синие, зеленые, красные, магнитофон, диск с музыкой Д. Воскресенского «Вот солнышко проснулось».
Ход занятия:
I. Организационный момент
Логопед: Ребята, у нас сегодня гости. Подойдите, поздоровайтесь с ними с душой и сердцем. (Дети здороваются).
Вы не просто поздоровались, а подарили нашим гостям частичку здоровья, потому, что сказали: «Здравствуйте!», т. е. «Желаем здоровья!»
II. Основная часть
Логопед: Сегодня я расскажу вам старую легенду:
Давным-давно, на горе Олимп жили боги (Слайд). Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек? (Слайд).
Один из богов сказал: «Человек должен быть внимательным». (Слайд). А, что значит быть внимательным? (Это значит все хорошо слышать и видеть)
Другой бог сказал: «Человек должен быть умным». (Слайд). Скажите, что значит быть умным? (Это значит хорошо думать, много знать и понимать).
Третий бог сказал: «Человек должен быть добрым». (Слайд). А какого человека можно назвать добрым? (Ответы детей).
Четвертый бог сказал: «Человек должен быть сильным».
(Слайд). Пятый бог сказал: «Давайте подарим человеку речь, что бы он мог общаться с другими людьми и познавать мир». (Слайд).
Шестой бог сказал: «Человек должен быть здоровым».
(Слайд).
Но вдруг один из богов сказал так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам – богам. Давайте спрячем внутрь человека не только внимание, но и, наоборот, (ребенок добавляет «рассеянность», не только ум, но и («глупость», не только добро, но и («зло», не только силу, но и («слабость», не только здоровье, но и («болезни»). И теперь каждому из нас надо много трудиться, что бы положительные качества одержали верх и, что бы каждый из нас мог с гордостью сказать «Я - человек!»
Ребята, скоро вы пойдете в школу, где вам обязательно потребуются эти положительные качества.
1. Давайте проверим, научились ли вы быть внимательными.
Игра «Назови лишний звук» (а и о т, б к ы г, с к п в, з ль п б, ш ж ц ч, й ч щ ж). Ребенок называет «лишний» звук и объясняет, почему он «лишний».
Игра «Назови недостающие цифры» (Слайд. 12. 456. 8. 10)
Игра «Какая буква потерялась?» (Слайд. Вес. а, кн. га, бук. арь).
Молодцы, вы очень внимательные.
2. А теперь узнаем, стали ли вы умными.
Игра «Отгадай слово по первым звукам в названии картинок». (Слайд. Шар, кукла, окна, лодка, аист – школа.)
Игра «Составь предложение из слов: птицы, прилетать, весна». (Весной прилетают птицы). (Слайд. Графическая схема предложения).
Игра «Составь схему звуков и слогов слова «птицы». Дети из разноцветных магнитов составляют на магнитной доске схему. Молодцы, вы очень умные.
3. Ребята, я хочу убедиться, что вы научились различать добро и зло. (Слайд). На экране появляются добрые и злые герои сказок. Давайте уберем злых героев и оставим только добрых. (Дети называют злых героев и с экрана исчезают волк, лиса, баба Яга, Бармалей, Карабас Барабас, Кощей Бессмертный. Остаются колобок, Красная Шапочка, Петух, Буратино, Мальвина). Ребята, я уверена, что вы и в школьной, и во взрослой жизни будете похожи только на добрых, смелых, веселых и находчивых сказочных героев.
4. А для чего человеку нужно быть сильным? (Что бы преодолевать жизненные трудности, выполнять трудную, тяжелую работу). Посмотрим, сможете ли вы выполнить трудное задание?
Игра – соревнование 2 команд.
Дети становятся в две колонки.
1 задание.
«1 команда придумывает слова на звук [С], а 2 на звук [З]».
2 задание.
«Какая команда придумает больше слов из 3 звуков?»
Разрешается детям из одной команды помогать друг другу.
Ребята, вы помогали друг другу, поэтому смогли выполнить очень трудные задания. Дружба и взаимопомощь вам обязательно потребуются в школе.
5. Только одному живому существу – человеку, боги подарили речь. Покажите, что вы научились правильно составлять предложения из слов и четко произносить все звуки в словах. (Слайд). Дети по алгоритму составляют связный рассказ о весне.
Не забывайте и в школе четко и красиво разговаривать. Помните, что русский язык красивый и богатый.
6. Ребята, а здоровье – бесценный дар боги спрятали так глубоко внутрь человека, что не каждый может его найти.
А что значит быть здоровым? (Не болеть, быть весёлым, много бегать, играть, помогать маме.)
Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков. (На слайде появляется солнышко с пятью лучами. По ходу занятия, на концах лучей появляются картинки: дети занимаются зарядкой, воздух, полезные продукты, дети закаляются, дети моются).
Физкультурная пауза.
Первый лучик – физкультура. Физкультура и спорт помогают человеку быть здоровым.
Я знаю, вы очень любите заниматься физкультурой! (Дети выполняют упражнения под музыку В. Воскресенского «Вот солнышко проснулось и улыбнулось мне»)
А теперь я предлагаю вам глубоко вдохнуть и закрыть рот ладошками. Что вы почувствовали? (Плохо стало, голова закружилась.) Правильно! Это каждая клеточка вашего организма взбунтовалась: «Пришлите, пожалуйста, воздух, а то мы погибаем!»
Второй лучик – это свежий, чистый воздух, так необходимый нам всем.
Давайте выполним дыхательное упражнение: «Погреемся», что бы вспомнить, как надо правильно дышать.
Догадайтесь, как называется третий лучик здоровья? (Полезная еда). Узнать, умеете ли вы различать полезную и вредную еду, нам поможет игра «Топни – хлопни».
Как вы думаете, для чего люди закаляются? (Чтобы бы не болеть, быть выносливым, укреплять иммунитет). 4 лучик так и называется – закаливание.
Хотите узнать, какое имя у последнего лучика? На модели открывается пятый лучик – чистота. Давайте вместе вспомним правила чистоты:
1. Каждое утро умывайся, а вечером принимай душ.
2. Зубы чисти утром и вечером.
3. Следи за чистотой носа, всегда имей при себе носовой платок.
4. Обязательно мойте руки перед едой и после туалета.
5. Помни, что расчёска, зубная щётка, полотенце и мочалка – предметы личной гигиены.
Посмотрите, солнышко улыбается, радуется, потому, что мы вместе нашли, где прячется наше здоровье. Я уверена, что вы сохраните его.
III. Итог занятия.
Ребята, вы доказали, что обладаете многими положительными качествами, которые вам пригодятся не только для того, что бы хорошо учиться, но и быть настоящими людьми. Каждый из вас может с гордостью сказать про себя: «Я – человек!»
Используемая литература:
В. А. Деркунская, А. А. Ошкина «Игровая образовательная деятельность дошкольников» Москва «Центр педагогического образования», 2013