Ольга Мельникова
Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических компонентов языка по лексической теме «Человек и его тело»
Конспект логопедического занятия
по формированию лексико-грамматических компонентов языка
по лексической теме «Человек и его тело»
Тема: «Умка узнает части тела человека».
Возраст: старшая группа
Составила учитель-логопед МАДОУ «ЦРР – детский сад №49» г. Перми Мельникова Ольга Васильевна
Публикация «Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических компонентов языка по лексической теме „Человек и его тело“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Цель: Формирование лексико-семантической системы по теме «Человек и его тело»
Образовательные:
1. Упражнять в подборе слов – предметов, слов – признаков, слов – действий.
2. Закрепить образование уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных –ок, -ик, -к.
3. Познакомить с увеличительными суффиксами существительных.
4. Закреплять знания детей о частях тела человека : внешние признаки, свойства, функции.
5. Закрепить в активном словаре детей редко употребляемые слова: части тела: темя, затылок, виски, скулы, мочки, запястье, голеностоп.
Развивающие:
1. Способствовать развитию умения рассуждать, строить связные высказывания, используя сложноподчиненные конструкции.
2. Упражнять в умении концентрировать и распределять внимание.
3. Развивать слуховое и зрительное восприятие детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к своему телу.
2. Воспитывать дружелюбие, желание помочь окружающим.
Материал к занятию : мультимедиа, диск с мультфильмом; магнитофон, аудиокассета; «волшебная» шкатулка; простые карандаши.
Дидактический материал: индивидуальные листы по количеству детей к заданию «Что забыл дорисовать художник?»; карточки с частями тела; картинки с изображением великана и гнома; 2 кружка (красный, зеленый); карточки с изображением валеологических ситуаций.
Ход:
Ребята, у меня есть звуковое письмо. / На письме надпись: Звуковое письмо с Северного полюса/. Кто его прислал, я не знаю. Как мы это можем узнать?
(Тогда давайте посмотрим.)
(просмотр фильма)
- Ребята, это звуковое письмо пришло к нам от медвежонка Умки. А зачем он нам его отправил?
(Как вы думаете)
(Он хочет узнать все о человеке).
- Посмотрите, какой смешной медвежонок Умка. Он думает, что у человека две головы. А вместо ног лапы. Он не знает частей тела человека.
- Сможем ли мы ему рассказать о частях тела человека? (ответы детей)
- А как он узнает обо всем, что вы ему расскажете? Ведь он живет далеко – на северном Полюсе.
- Правильно! На некоторых видах транспорта можно добраться до Северного полюса, но ведь сейчас мы не можем поехать к Умке. Как нам быть? (пауза)
- У меня есть волшебная шкатулка. Все, что мы расскажем Умке о частях тела человека, эта шкатулочка соберет в себя, как магнитик притянет себе все ваши высказывания. (Открываем шкатулку.) Ой, а в ней что – то лежит.
(Задание «Дорисуй часть тела»)
- Кто нарисован на этих картинках? (человек)
- А давайте мы эти картинки отправим Умке и он посмотрит, как выглядят люди. (дети замечают, что не хватает некоторых частей тела)
- Правда? А у тебя? Да, правильно все подметили. Как можно одним словом назвать то, чего не хватает нашим человечкам (части тела)
- Что же нам делать? Как мы отправим такие рисунки Умке (надо дорисовать)
- Пойдемте, за наши столы и дорисуем недостающие части тела.
Дети выполняют задание.
(Я дорисовал человеку глаза
/ Кладет рис. в шкатулочку. /)
/Дети стоят в кругу/
- Давайте расскажем Умке
Что у человека бывает по два
По одному (все слова «кладем» в волшебную шкатулку)
- Как много вы назвали слов - предметов, обозначающих части тела. Все они находятся здесь, в шкатулочке. А как вы думаете, Умке интересно будет узнать, для чего человеку нужны все части тела?
/ Варианты ответов детей /
- А пока вы будете называть слова-действия, наша волшебная шкатулка будет их собирать.
Для чего нужны руки
Повару - готовить
Художнику - рисовать
Швее - шить
Бабушке - вязать
Учителю - писать
Ребенку - играть
Обжоре - кушать
Для чего нужны ноги
Футболисту - мяч гонять
Балерине - танцевать
Бегуну - бегать
Пешеходу - ходить
Фигуристу - кататься
Прыгуну - прыгать
А для чего вам нужна голова?
(дети сидят в кружочке на коврике)
- Ребята, у меня есть очень интересный рассказ, который можно было бы отправить Умке, но у него нет конца. Не знаю, кто бы мне помог придумать конец рассказа….
А вы можете мне помочь?
Собрались однажды все части лица в кружок, так же, как и мы с вами и стали спорить, что для человека важнее : глаза или нос, зубы или язык, лоб или щеки. Первым выступил нос: «Я – самая важная часть лица, потому что…» И все…
Возьмите себе по одной карточке и представьте, что вы не дети, а какая-то часть лица. Что бы вы сказали?
(дети выбирают по одной карточке с изображением частей тела и продолжают рассказ)
Ребята, вам нравится наш рассказ? А Умке он понравится? Какой вывод сделает медвежонок: какая же часть самая важная на лице человека? (все части лица одинаково важны для человека)
Массаж.
Ребята, есть массаж, который укрепляет части головы.
Брови на лице найдем
И тихонечко потрем.
Переносицу найдем
И тихонечко потрем.
К скулам пальцы подведем
И виски чуть – чуть потрем.
Подбородок мы найдем
И опять виски потрем.
И затылок мы найдем
И тихонечко потрем.
Мочки на ушах найдем
И слегка мы их пожмем
А теперь потрите щечки
Ваши щечки, как цветочки.
Дети, Умка со своей мамой любит играть в игру «Большой –- маленький - огромный».
- Хотите тоже поиграть в такую игру? ( 2 карточки: гномик и великан)
Нос – носик – носище
Глаз – глазик – глазище
Рот – ротик - ротище
Ухо – ушко – ушище
Нога – ножка - ножище
Живот – животик - животище
Палец – пальчик – пальчище
Коленка – коленочка – коленище
Локоть – локоток – локотище
Зуб – зубик – зубище
Голова – головка – головище
Ребята, а давайте расскажем Умке, как мы гордимся тем, что мы люди и очень дорожим и бережем свой организм.
Разложим эти картинки на два разных поля. На зеленом поле будут располагаться картинки, которые говорят о том, как сохранить здоровье, а на красном поле – то, что вредно для здоровья.
- Как можно беречь уши?
(Если слушать громкую музыку, то можно оглохнуть; в ветреную погоду нужно носить шапку, иначе заболят уши.)
- Как можно беречь язык?
(Если пить горячий чай, то можно обжечь язык; если прикоснуться языком зимой до металлической трубы или ручки дверной на улице, то язык примерзнет к железу)
-Как нужно беречь нос?
(Нельзя заталкивать в нос разные мелкие предметы, можно задохнуться.)
- А как будем беречь руки?
(Осторожно работать с утюгом, чтоб не обжечь руки, огонь опасен для рук, электрическая или газовая плита, спички тоже опасны – можно не только обжечь руки, но и поджечь на себе одежду, поджечь дом.)
- Как будем беречь ноги? /острые предметы, обувь по погоде/
- Какие оригинальные и очень важные советы вы дали Умке! Молодцы, я думаю, что они ему очень пригодятся в жизни. И он многое поймет о том, кто такие люди, как они заботятся и бережно относятся к частям тела.
- Теперь давайте плотно закроем нашу шкатулочку.
- Ребята, что Умка узнает о человеке, открыв это шкатулку на своем Северном полюсе? /ответы детей/
- А вы гордитесь тем, что вы люди?
- Я очень довольна вами, дети. Вы необыкновенно добры, чутки и внимательны. Давайте на прощание подарим Умке и друг другу наши аплодисменты.
(аплодисменты)