Екатерина Курбатова
Интегрированное занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Имена. Звук [Ч]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Имена. Звук Ч».
Цель:
Задачи: 1. Расширить знания об именах людей, их значении и употреблении.
2. Познакомить с новым согласным звуком Ч, его артикуляцией, характеристикой, буквой Ч.
3. Упражнять в словообразовании, различии основных языковых понятий.
4. развивать коммуникативные качества, эмоциональную сферу, стимулировать речевую активность средствами театрализации, ИКТ.
Публикация «Интегрированное занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста „Имена, Звук [Ч]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Оборудование: карта «Город звуков», символ звука, шапочка – буква Ч, картинки с изображением животных, компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры», реквизит для инсценировки стихотворения, портреты Ю. Гагирина, Ильи Муромца, А. С. Пушкина.
Ход занятия:
Воспитатель и логопед:
-Здравствуйте, девочки и мальчики!
Отгадайте загадку:
Тебе дано, а люди пользуются. (Имя)
- О чём мы сегодня поговорим? (Об именах)
Беседа об именах
Воспитатель:
- Дети, что такое имя? (ответы детей) Это особенное слово – собственное название каждого человека. Может ли человек жить без имени? Почему?
- Человек живёт среди людей ему надо общаться с ними. А при общении люди называют друг друга по имени.
Воспитатль:
- Первое, что спрашивают у человека, когда вы знакомитесь с кем-то, или приходите куда-то - это имя. Ваше имя записывается в гимназии, в больнице, кружках, секциях…
-Когда человек получает имя?
-Когда рождается ребёнок мама и папа придумывают своему малышу имя (дети рассказывают, почему их назвали)
- А можно ли выбрать себе имя, если оно у вас уже есть?
- Имя живёт с человеком всю его жизнь. Имя записывают в документ, который называется «Свидетельство о рождении» (продемонстрировать, у каждого из вас оно есть. Когда вы подрастёте и вам исполнится 14 лет, вы получите паспорт. Это главный документ человека.
Каждому человеку дорого своё имя, для него это самое приятное слово. И чтобы твоё имя уважали и любили, каким человеком нужно быть? (совершать хорошие поступки)
- О чём может рассказать имя человека? (может определить мальчик это или девочка)
- Что мы можем узнать о человеке по имени, даже не видя его? (мужчина это или женщина)
- Но иногда одинаковые имена дат и мужчинам и женщинам, например – Евгений-Евгения, Валентин-Валентина, Александр-Александра…
Можно узнать национальность, например имя Полина – русское, а имя – Левон – армянское.
Вот как много может рассказать имя человека!
В нашей стране помимо имени у людей есть ещё отчество и фамилия. Их дети получают от отца. А знаете ли вы своё полное имя, отчество и фамилию? (ответы детей).
Игра «Назови отчество сына» (с мячом)
Есть одна интересная игра, хотите поиграть?
«Мяч волшебный, ты поймай – отчество сына называй!»
У Ивана - Иванович
У Петра - Петрович
У Ильи - Ильич….
Логопед:
- На какой звук заканчиваются все отчества сыновей? (на Ч)
- Давайте поиграем с этим звуком. Послушайте, как красиво, нежно, ласково он звучит (дети подходят к зеркалу, произносят звук перед зеркалом) Губы выдвинуты вперёд и округлены, широкий кончик языка вместе со спинкой стучит за верхними зубами по бугоркам.
Входит ребёнок, переодетый в «Звуковичка»
- Кто меня звал?
Логопед:
- Вы узнали того, кто к нам пришёл?
Звуковичок :
Хотите со мной поиграть? Пострекочите, как кузнечик, почихайте (пчхи, как говорят, когда просят помолчать? (ччч)
Логопед:
Дети, расскажите Звуковичку о характере звука Ч.
Дети:
- Это звук согласный (язычок строит преграду, глухой (он носит соломенную шляпку, мягкий (у него зелёные башмачки).
Логопед:
- Звук Ч живёт в разных словах. Слова – это имена различных предметов. Помогите Звуковичку посадить слова - пассажиры в нужное купе поезда.
(Работа с фрагментом логопедической программы «Игры для Тигры» - 9 слов. Развитие фонетико-фонематических способностей: определение позиций в слове).
_ Мы знаем, что слова есть и у букв.
Какая буква написана на вагончике? (Это буква Ч). На какую цифру она похожа?
Звуковичок :
Да, вы правильно решили,
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Логопед:
- Чем отличается звук от буквы?
Дети:
- Звуки мы пишем и произносим, буквы видим и пишем.
Воспитатель:
Имена есть не только у людей, но и у животных. Их имена называются кличками. Назовите кличку своего домашнего животного.
Логопед:
- Ребята, посмотрите на картинки, где изображены животные и их хвосты
Послушайте стихотворение и добавьте нужное слово. Будьте внимательны!
Хвост у собаки, конечно (собачий,
У кошки он просто (кошачий,
У жеребёнка какой… (жеребячий,
У волка хвостище (волчий).
У зайца маленький (заячий,
У булки пушистый (белечий,
А у лисицы шикарный (лисий) – ловушка!
- Конечно, у лисы самый красивый хвост. Как ласково можно назвать лису? (лисичка)
- Давайте подарим лисичке подходящую модель слова.
(Дети выбирают подходящую модель слова)
Физ. минутка: игра «Четыре Анюточки»
- Поиграем в игру, в которой много слов со звуком Ч.
Четыре Анюточки, не устав ни чуточки,
Пляшут третьи суточки, всё под прибауточки:
Чок-чок-чок, ставим ручки на бочок,
И пойдём на пятках, а потом вприсядку.
(Слова сопровождаются соответствующими движениями под музыку)
Воспитатель:
- Мы говорили, что имя рождается вместе с рождением человека. И если человк умирает, его имя остаётся в памяти других людей. Было бы хорошо, если бы вы знали имена не только своих бабушек и дедушек, но и прабабушек и прадедушек. Мы помним имена Великих людей, которые совершили в своей жизни что-то очень значительное.
- Какого известного человека вы знаете, например, с именем Илья? (Илья Муромец – русский богатырь,
- Пётр? (Пётр Ильич Чайковский – русский композитор,
- Юрий? (Юрий Гагарин - первый космонавт,
- Александр? (Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт).
Логопед:
- Давайте и мы, как поэты поиграем в рифмы:
Точка-ночка, дочка-почка, ночь-дочь, печь-речь….
А теперь попробуем сочинить по картинкам чистоговорки, используя ласковые имена :
• Димочка Ниночке чинит ботиночки.
• В шкафчике у Танечки чашечки и чайнички.
• Симочка для Санечки села чистить семечки.
• У мальчика Вовочки ключик на верёвочке.
Воспитатель:
- Конечно, приятно, когда вас называют ласково, но бывает в жизни и так…
Посмотрите, послушайте и подумайте, правильно ли вёл себя мальчик?
Инсценировка стихотворения «Внучек» (заучивается с детьми заранее)
Вот пришёл из сада мальчик, поднимает к верху пальчик,
Манит дедушку: «Дедульчик! Принеси-ка быстро стульчик!
Расстегни-ка мне замочек, отпусти воротничочек!
Ой, запутался шнурочек, развязался узелочек!
И поправь-ка мне носочек!».
Бабушка спешит:
«Ах, внучек! Хочешь есть? Покушай супчик!
Съешь бульончик,вот батончик!
Вот огурчик, баклажанчик, апельсинчик и бананчик!
«»Я наелся! Ну. Бабульчик, отодвинька, быстро стульчик,
Я возьму ещё бананчик и улягусь на диванчик.
Эй, дедульчик! – крикнул мальчик, - принеси-ка мне журнальчик!
Да не шаркай так, дедульчик! Воду выключи, бабульчик!
Не шумите! И молчок! Отдыхает Ваш внучок!»
Воспитатель:
- Правильно ли вёл себя мальчик? (Он называет бабушку ласково, но ведёт себя грубо. Так нельзя относиться к взрослым).
- Ребята, что нового вы узнали об именах?
Логопед:
Мы много играли со звуком Ч, какие игры вам понравились?
Звуковичок :
-Что интересного вы расскажите своим родителям, если вас спросят, что вы нового узнали сегодня? Всем спасибо, пока, пока!