Наталия Гриша
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Как звук [р] к нам попал»
▼ Скачать +Заказ
Конспект занятия по грамоте в старшей группе.
Тема занятия : «Как звук Р к нам попал»
Программное содержание : познакомить детей со звуком [p], его характеристикой (согласный, твердый); упражнять в умении выделять звук в слогах, словах, словосочетаниях; делать звуковой анализ слов; определять местоположение звука [p] в словах; отгадывать названия животных с перепутанными слогами и составлять из звуков слово; развивать логическое мышление, моторику пальцев рук; воспитывать усидчивость, аккуратность при работе в тетрадях.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста „Как звук [р] к нам попал“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Материал: иллюстрации зверей и птиц, звуковые фишки, карточки для чтения, простые карандаши, тетради.
Ход занятия. Психогимнастика. Раз, два, повернись и в животных превратись. Изобразите:
-сердитого тигра и покажите, как он рычит грозно;
-дятла, сидящего на дереве и как он стучит по дереву (тр-р-р);
-как мурлычет ласковая кошечка (мур-р-р);
-как любопытный вороненок выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голосом (кар-р-р);
-а мама ворона отвечает ему низким голосом (кар)
Дети садятся за стол. Вы догадались, какой звук мы будем изучать сегодня? Послушайте присказку. В некотором царстве, в некотором государстве, высоко в горах жил звук Р. Произнесите этот звук. Какой он (согласный, твердый). Какой фишкой мы его обозначим? Грустно звуку было одному, решил он отправиться в Замок Звуков, чтобы с ними подружиться. Ему нужно помочь перебраться через горы, стоящие на его пути. Отправим ему на помощь гласные звуки. Прилетел звук А. Какой слог получился (ра)-аналогично со звуками О, У, Ы. Получилось волшебное заклинание-РЫ-РО-РУ-РА-расступилась гора! Повторите заклинание и покажите, как раздвигается гора. Расступилась гора, а за ней огромные «ТА-ВО-РО». Что я перепутала? Произнесите правильно. Упал звук Р и поранил руку, воскликнул: «Ох, рана!» какое слово можно составить из этих двух слоа? (охрана).
Чтобы охрана пропустила звук Р через ворота, надо сказать особые слова. Я буду называть слова, которые обозначают плохие качества и поступко людей, а вы будете произносить противоположные по смыслу-хорошие.
Зло-добро; трусость-храбрость; лень-трудолюбие; грусть-радость. Ура! Ворота открылись. За воротами-звери. Если отгадаете их названия, они помогут указать путь дальше звуку Р в Замок Звуков.
1. В названии животного первый звук Т’, последний-Р. Кто это (тигр). На каком месте стоит звук Р?
2. Игра «Поймай звук». Если звук Р стоит в начале слова-хлопаем в ладоши, если в конце-по столу.
Рак Самовар
Рыба Тигр
Радуга Ветер
Ромашка Повар
Ракета Север
Роза Сахар
Руки Бобр
3. Отгадайте названия животных в слова с перепутанными слогами: дил-кро-ко, ру-кен-гу, ра-заб, блюд-вер, ге-мот-бе.
Звук Р попал на веселую полянку.
Физминутка «Мы ногами топ-топ».
Мы ногами топ-топ,
И в ладоши хлоп-хлоп,
Головою круть-круть,
Постучали в грудь-грудь,
Пяточками топ-топ,
По коленкам шлеп-шлеп,
И конфетку ам-ам,
И погладим по бокам,
А потом животики,
Улыбнулись ротики,
Хлопнули в ладошки,
Побежали ножки.
Звуковой анализ слов индивидуально и у доски.
Звери оставили нам свои зашифрованные фотографии, нужно их обозначить фишками.
Вот и волшебный Замок Звуков. Звук Р с радостью будет теперь в нем жить вместе со своими новыми друзьями. А вам в благодарность за помощь приготовил интересные задания в тетрадях. Но прежде разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Я хочу построить дом»
Я хочу построить дом,
Чтоб окошко было в нем,
Чтоб у дома дверь была,
Рядом чтоб сосна росла,
Чтоб вокруг забор стоял,
Пес ворота охранял,
Чтоб на травке жил жучок,
Бегал быстрый паучок.
Солнце было, дождик шел,
Чтоб тюльпан в саду расцвел,
Чтоб флажок на доме был,
А за домом ежик жил.
Дети, проверив осанку и расположение тетрадей на столе, выполняют задания (штриховка в указанном стрелкой направлении, проведение линий по пунктиру, лабиринт).
Итог занятия, угощение детей и гостей конфетами, в названии которых есть звук [p]- «Коровка».
Подготовила воспитатель группы № 10
Гриша Н. А. 2013 год