Ольга Попова
Интегрированное познавательное занятие «Морское путешествие» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное познавательное занятие в старшей группе
— «Вот какое море
Без конца и края,
На песчаный берег
Волны набегают.
Перестанет ветер
На море сердиться,
Станет видно, кто там
В глубине таится.»
Цель: дать детям представление о море как экосистеме (в море впадают реки, соленая вода - среда обитания для очень многих живых существ, которые в ней легко передвигаются, отыскивают корм, спасаются от врагов).
Задачи:
— Развивать интерес к живой и неживой природе.
Темочки:
— Познакомить по иллюстрациям с морскими обитателями, как им вредит загрязнение морей.
— Научить аргументировано отвечать на вопросы.
— Воспитывать интерес и заботу к подводным обитателям.
— Расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни.
— Обогащать словарь детей.
— Дать представление о море, его разных состояниях.
Материал: корабль (построенный детьми), штурвал, бинокль, форма капитана, глобус, иллюстрации обитателей моря, предметные картинки с обитателями моря, ракушки, морские звезды, листы А4, цветные карандаши, мелки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с обитателями моря, беседа «Подводный мир», отгадывание загадок, проведение опытов с соленой водой, выращивание кристаллов, рассматривание морей на глобусе, чтение литературных произведений по теме.
Ход занятия
На столике стоит глобус. На доске прикреплены иллюстрации с морскими обитателями.
Воспитатель с детьми ведет беседу. Вспоминают о воде. Где бывает вода? (лужа, ручей, река, озеро, море, океан) В луже какая вода? Дождевая.
Воспитатель показывает глобус.
— Обратите внимание, какого цвета на глобусе больше всего? (синего, голубого) Что это? (водоёмы)
— Какие водоёмы вы знаете? (река, пруд, озеро, океан и т. д.)
— А что такое море? (большой водоём)
— Правильно, все моря и океаны очень глубокие. Всё начинается с ручейка. Ручей вытекает из земли, из-под горы или озера. Сначала ручеёк вбирает в себя дождевую воду, сливается с другими ручьями, становится шире и течет в реку. Большинство рек текут в море (показать на глобусе).
Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по морю, познакомиться с водными обитателями, побывать в Подводном царстве.
«Пальчиковая гимнастика»
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки – друзья –
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
Воспитатель с детьми выбирают капитана корабля (надевают ему костюм) и ставят у штурвала, помощника капитана (дают бинокль). Из стульев дети строят корабль около стола с голубым покрывалом (море). На столе карточки с изображением морских обитателей, ракушки, морские звезды.
Детей приглашают капитан и его помощник подняться на корабль по трапу. Дети занимают места.
Капитан: Отправляемся!
Помощник: Выходим из гавани в открытое море!
Воспитатель: Многие из вас уже были на море и видели его. Какая вода в море? (солёная) Можно ли пить эту воду? (нет, она не утоляет жажду, т. к. солёная)
— Мы с вами проводили опыт с солёной водой и выращивали что? (кристаллы)
— Дожди и реки вымывают минеральные соли из почвы и уносят их в море. Поэтом в море вода солёная. Есть море с такой солёной водой, что в нем и рыба не живет. Это море называется - Мёртвым. А ещё солёная вода держит всё на своей поверхности и не даёт утонуть.
— А что бывает, когда мы съедим много солёного? (хочется пить) А если попить солёноё воды, то захочется пить ещё сильнее, и после каждого глотка в организме будет оставаться столько соли, сколько мы видели на опыте. От этого человек может умереть. Поэтому всегда надо брать с собой на пляж пресную воду, т. е. питьевую воду, которую мы пьем каждый день, готовим на ней еду.
— А где можно применять солёную воду? Ею полощут горло, из морской воды добывают разные вещества, из которых делают лекарства, удобрения для растений.
Физминутка «Море»
Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
Внимание детей на себя берет Помощник капитана. Смотрит вдаль.
— Рядом с кораблем на перегонки проплывает семейство дельфинов. Они выпрыгивают из воды, брызги летят во все стороны.
Воспитатель: Дельфины - это киты. Киты, в отличии от рыб, не могут дышать под водой. Они дышат воздухом, время от времени поднимаются на поверхность, а под водой они просто задерживают дыхание.
Капитан обращает внимание на море, какое оно красивое, как-будто прозрачное, видно рыб, проплывающих косяком.
Воспитатель: Вода - это дом для рыб, как для человека - земля.
Д/игра «Что умеют?» (дети называют действия)
Рыбы хорошо ориентируются в воде, дышат жабрами, плавают, ныряют, питаются, плещутся.
Капитан: Посмотрите, кругом вода, берега не видно.
Воспитатель предлагает рассказать детям о море (рассказы детей)
Воспитатель: Море - это громадное водное пространство. Море бывает разное. В безветренный солнечный день оно очень красиво! Сине-зеленого цвета – такая в нем вода! Сверкает, искрится на солнце, плещется маленькими волнами, как будто оно живое. Если небольшой ветер заигрывает с морем, то по нему бегут волны с белыми кудрявыми гребешками.
Но море бывает мрачным и даже страшным. В пасмурный день, когда небо заволокло серыми тучами, море тоже становится серым, хмурым. И уж совсем море становится сердитым, когда дует сильный ветер, громадные серо-черные волны с силой поднимают с берега камни и обрушивают их снова на берег. Шум и грохот волн заглушают человеческий голос. Если кто-то, купаясь, не успел выбраться на берег, спасти такого человека очень трудно: его крики о помощи никто не слышит (море все заглушает, а выйти сам на берег он не сможет – волны снова и снова бросают его в море.
И уж совсем опасным и страшным бывает море во время шторма – сильного ветра с дождем. Громадные черные волны высотой с каменный дом со страшной силой обрушиваются на берег и все сметают на своем пути. Машины, торговые палатки, люди – все окажется в его пучине. Даже большие корабли часто тонут во время шторма.
— Давайте с вами закроем глаза и послушаем шум моря. (Аудиозапись постепенно меняется от легкого шума прибоя до громкого шума шторма)
Релаксация
Воспитатель: Дети, закройте глазки, представьте, что мы медленно входим в воду. Набегают волны и ласкают наши ноги. Нам дышится легко и свободно. Вода чиста и прозрачна. Мимо нас проплывают какие то рыбки. Покачиваются в воде водоросли. А сейчас открывайте глазки.
Д/игра «Не ошибись»
Воспитатель называет разных животных. Если они живут в водоёмах - дети хлопают в ладоши, а если животные живут на суше, то дети сидят тихо.
Капитан предлагает сесть в батискафы и опуститься на морское дно.
Игра «На морской глубине»
Дети делятся по три человека: двое берутся за руки - это батискаф, а третий внутри - путешественник.
Воспитатель: Дети, а как вы представляете себе морское дно? (ответы детей)
На дне моря есть холмы - невысокие и даже есть высокие горы и ровное пространство.
На столе разложены картинки с морскими обитателями, ракушки, морские звёзды - это «морское дно». Дети передвигаются на батискафах рассматривая «морское дно».
Капитан: Возвращаемся на корабль!
Физминутка «Рыбки»
Рыбка рыбке говорила,
Плавничками шевелила: - (махи согнутыми в локтях руками)
"Чтобы быть здоровой, гладкой,
Будем делать мы зарядку.
Хлоп направо, хлоп налево, - (хлопки руками)
Мы стройны, как королевы! - (ходьба на носочках вокруг себя)
Будем хвостиком вилять: - (наклоны в стороны)
Раз, два, три, четыре, пять!
Два подскока, три хлопка, - (подскоки в чередовании с хлопками)
Головою два кивка". - (наклоны головы)
Воспитатель: Полюбовались мы морским дном, познакомились с морскими обитателями, а теперь давайте поиграем.
Д/игра «Назови, что видел»
Дети берут с «морского дна» по картинке или предмету и рассказывают, что это.
Капитан: Нам пора возвращаться. Наше путешествие подходит к концу.
Воспитатель: Дети, куда мы путешествовали? Кто живет в море? Что дарит нам море?
Пальчиковая гимнастика «Морские животные»
Жил да был один дельфин, (перед грудью, плавные движения влево - вправо.)
Два конька дружили с ним. (ладони развернуты вертикально, поочередные движения вверх - вниз.)
Приплывали к ним киты, (руки сложены накрест, взмахи ладонями.)
И акула и моржи.
Те учили их считать: (сжимаем и разжимаем кулачки. Загибаем пальчики, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять. (ладони сложены)
Рассказ воспитателя: По морю на кораблях перевозят разные грузы, добывают рыбу, водоросли. В море плавает очень много людей, они бросают в море пустые бутылки, банки, бумагу, целлофановые пакеты. Поэтому в море стало меньше рыбы, дельфинов, редко стали встречаться киты. Но самое страшное, когда в море попадает нефть, которую тоже перевозят на кораблях. Нефть покрывает воду тонкой воздухонепроницаемой пленкой. В такой воде гибнет всё живое - птицы, рыбы, животные.
Но люди заботятся о море и там, где нефть выливается в море – корабли-нефтесборщики при помощи специальных приспособлений высасывают нефть.
Пройдут годы, прежде чем эти берега и море очистятся от нефти, и в морской воде снова будут жить водоросли, рыба, морские животные.
— Дети, чтобы водоёмы были чистыми, что надо делать? (ответы детей)
— Вот мы с вами и вернулись домой - в детский сад. Предлагаю вам запечатлеть увиденное. На столах карандаши, мелки и листы бумаги.
Рисование «Подводный мир»
Все рисунки выставляются на доске, дети называют, кто кого рисовал.
Составляем из рисунков альбом «Подводный мир».