Айгуль Едилбаева
Интегрированное занятие «Путешествие по легендарным местам богатыря Сартакпая» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. В. И. Чаптынова»
структурное подразделение детский сад «Куничек»
Интегрированное занятие в старшей группе на тему : «Путешествие по легендарным местам богатыря Сартакпая».
Воспитатель:
Едилбаева
Айгуль Тлегеновна
с. Кош-Агач
2019г.
Публикация «Интегрированное занятие „Путешествие по легендарным местам богатыря Сартакпая“ в старшей группе» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Лучшее занятие по родному языку в ДОУ: «Путешествие по легендарным местам богатыря Сартакпая»
Интеграция образовательных областей: «Познавательно – исследовательская деятельность»; «Физическое развитие» («Здоровье»); «Социально – коммуникативное развитие» («Безопасность», «Коммуникация»); «Художественно – эстетическое развитие» («Музыка», «Художественное творчество»)
Цель занятия : создание условий для расширения кругозора детей, положительного отношения к окружающему миру, в частности к памятным, символическим местам Республики Алтай, обобщать и закреплять знания детей о родном крае, о природе родного края.
Задачи:
Оздоровительные:
1. формировать и закреплять навык правильной осанки;
2. развивать подвижность, гибкость пальцев рук.
Обучающие:
1. расширять и систематизировать представление детей о природно-исторических объектах как «Седло Сартакпая» и «Ворота Сартакпая».
2. Продолжать знакомство с национальной игрой «Кажык р чачары». Способствовать развитию мышления, внимания и памяти, мелкой моторики.
Развивающие:
1. развивать диалогическую речь у детей, формировать умение поддерживать беседу, работать по образцу и собственному замыслу, выполняя аппликацию сапога, высказывать свою точку зрения; формировать представления о культовых местах.
Воспитательные:
1. воспитывать чувство доброжелательности к сверстникам, чувство товарищества, любовь и бережное отношение к родной природе, умение действовать согласованно, сообща;
2. способствовать формированию положительных эмоций.
Словарная работа: культовое место (преклонение перед кем–чем–н., почитание кого–чего–н. К. личности.). Утес – высокая гора.
Предварительная работа: чтение легенды «Сартакпай» (Алтайские сказки. Горно – Алтайск, 1996г. Стр. 196-202)
Предварительная работа: разучивание стихотворений о природе Горного Алтая. Рассматривание предметных картинок с изображением животных и растений и уточнение их названий. Отгадывание загадок о животных и растениях. Чтение и рассказывание легенд и сказок "Алтын – Кёль" (2, с. 33, "Катунь и Бия" (2, с. 43)
Оборудование: раздаточный материал на каждого ребенка: заготовка сапога, орнаменты, клей, салфетки, ножницы, ИКТ, запись музыки, бабки – кажык для игры.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети стоят на ковре в кругу. Воспитатель здоровается с ними, говорит:
–Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть.
2. Ритуал приветствия
Две ноги, чтобы шагать
Две руки, чтобы махать
Есть два глаза, чтобы видеть
Есть два уха, чтобы слышать
Нос один – другого нет
Ротик скажет всем «Привет!»
3. Введение в тему занятия
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, чтобы еще раз посмотреть на сказочную красоту нашей Республики Алтай.
Мы солнцем алтайским согреты,
Мы краю родному верны.
Мы любим Алтай ведь на свете
Красивее нет стороны.
Посмотреть на нашу Республику приезжают гости издалека. В каждом уголке природы есть такие особенные места. Эти места называются достопримечательностями.
– Какие природные достопримечательности Республики Алтай вы знаете?
– Какие красивые места вы бы хотели показать гостю в нашей удивительной Республике? (ответы детей).
В нашем селе Кош – Агач берет свое начало река Чуя, я бы предложила проехаться по Чуйскому тракту, затем посмотреть Катунь, Телецкое озеро, и Белуху. А вы?
Чуйский тракт, Чуйский тракт – дальняя дорога.
Через горы нас ведешь вместе с Чуей в ногу.
Чуйский тракт над рекою,
Где студеная бьётся волна.
Нет ни ночью, ни днем мне покоя,
Впереди лишь дорога одна.
Алтай – мой милый, дивный край
Разнообразие природы
С вершины гор – бескрайний рай
Своей красою душу ранят
И реки, мчатся вниз стрелой
Змеёй в долине извиваясь
Играют нежной бирюзой
Все больше силы набираясь
Воспитатель: показ слайда – гора Белуха.
Полюбуйтесь её величием. Ребенок читает стихотворение:
Здесь снег на вершинах не тает,
Здесь реки светлей хрусталя,
Простор Голубого Алтая,
Белуха – родная моя.
Я с вами полностью согласна. Путешествие наше будет не обычное, а по легендарным местам, где оставил свой след богатырь Сартакпай.
Воспитатель: А вы знаете, кто это?
Дети: Да
Воспитатель: Что вы знаете о нем? (ответы детей)
Воспитатель: А на чём можно отправиться в путешествие?
Дети говорят о видах транспорта.
Воспитатель: Путешествие наше не простое – волшебное. Мы будем перемещаться во времени, на волшебных воздушных шарах. Вы согласны?
Дети: да (звучит музыка).
– Вот мы и прибыли в то время, когда жил богатырь Сартакпай. Я предлагаю вам сесть и посмотреть на слайд (слайд 1)
– Может вы знаете, что это за место? (ответы детей)
Давайте я вам расскажу о нем. Недалеко от села Кок – Паш в Улаганском районе находится культовое для местных жителей место – «Седло Сартакпая».
Словарная работа. А как вы понимаете слово культовое место? (преклонение перед кем–чем–нибудь, почитание кого–чего–нибудь. Культ личности.)
По древним легендам, как я уже вам говорила, Сартакпай был алтайским богатырем. По преданиям, он мог двигать горы, ловить молнии, изменять русла рек, а небольшая заросшая гора с двумя вершинами была его седлом. Здесь можно почувствовать свое единство с нашей планетой, зарядиться энергией.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что есть ещё и ворота Сартакпая?
Вы хотите увидеть это место? (ответы детей)
– Это место находится в Чемальском районе.
Дети читают стихи о реке.
Катунь, красавица Катунь,
Люблю тебя я с детства,
Катунь, увидев раз, пойму,
Моя любовь от сердца.
Катунь, Катунь краса Алтая
Куда ты мчишь, в какой простор,
В какие устремилась дали
Ведя со брегом разговор.
Мне нравится осенняя Катунь,
Когда она зеркально – зелена,
Её вода прозрачна и чиста,
И даже со скалы всё видится до дна. (Слайд 2)
Легенда гласит : что путь бурливой реки Катунь преграждается утёсом (высокой скалой). Сартакпай натянул лук и выстрелил вниз по реке, сказав «Пусть будет дорога». Стрела ударила в утес и пробила его надвое и образовала врата Сартакпая.
Чтобы продолжить путешествие нам необходимо немного отдохнуть. Давайте мы с вами поиграем в «Кажык р чачары» (подбрасывание бабок – косточек в верх)
Может кто– то из вас знает эту игру? (ответы детей).
Хочу напомнить вам, что играть надо осторожно, аккуратно (рассказать технику безопасной игры, во избежание несчастных случаев). Хорошо?
4. Национальная игра «Кажык р чачары»
В эту игру раньше обычно играли внутри аила. На полу разложены бабки. Игрок, сидя на корточках, по одному подбрасывает их вверх, затем ловит одной рукой. В воздухе обязательно должно находиться не меньше двух бабок. Выигрывает тот, кто поймает большее их количество (игру повторить 2-3 раза).
Воспитатель: Вам понравилась игра? (ответы детей).
– Отправляемся дальше. Это Телецкое озеро, Алтын – Кёль.
Ребенок читает стихотворение:
Озеро с целебными ключами,
С силою семи десятков рек,
С водопадов звонкими речами
Меч златой хранит из века в век.
Озеро прекрасно и богато.
Алтын – Кёль – назвал его Восток (слайд 3)
Воспитатель: – Какое оно по форме?
Дети: круглое, широкое, овальное.
Воспитатель: А вы знаете, что это пальца след Сартакпая. И поэтому имеет длинную, вытянутую форму. Вот это тот самый след пальца, который отчетливо видно со спутника.
– Ребята! Я слышала, что Сартакпай любил носить красивые сапоги, возможно это легенда. И, тем не менее, мы с вами сделаем себе сапоги, похожие на те, которые носил Сартакпай. Я сделала вам заготовки, пройдемте за столы. Садитесь.
5. Практическая часть
Посмотрите на образец (полюбовались).
Объяснение работы: вам необходимо вырезать сапоги по контуру, украсим орнаментом голенище, из шерсти сделаем высокие горы Алтая.
Посмотрите, пожалуйста, на орнаменты и скажите, как вы думаете, что они обозначают?
Ответы детей.
Прежде, чем приступить к работе, я хотела бы сказать, что у вас на тарелочках вы найдете все необходимое для вашей работы.
– Давайте вспомним технику безопасности работы с ножницами:
1. Работай ножницами только на своем рабочем месте.
Следи за движением лезвий во время работы.
Ножницы клади кольцами к себе.
Подавай ножницы кольцами вперед.
Не оставляй ножницы открытыми.
Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
Используй ножницы по назначению.
2. Клеем:
Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
Излишки клея убирай салфеткой, осторожно прижимая ее.
Клей намазываем на деталь.
Правила уборки своего рабочего места – собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.
Давайте подготовим наши пальчики к работе и выполним пальчиковую гимнастику.
6. Пальчиковая гимнастика
Он колымда – беш сабар,
Сол колымда – беш сабар,
Эки колымда – он сабар.
Сабарларым крежет,
Бой – бойыла jакшылажат.
Бир jаан биледий
Нак jрет jажына.
Дети приступают к выполнению работы (звучит красивая, успокаивающая музыка Александра Трифонова Дыхание Алтая – «Звенящие бусы»).
– Такие сапоги носили не только в древности, но и в настоящее время такие сапоги пользуются большой популярностью. Они не только красивые, но и удобные и тёплые (показ сувенирного сапога в миниатюре).
– Какие у вас получаются красивые сапоги. Молодцы! Покажите свои работы друг другу. Полюбуйтесь. Чья работа вам понравилась?
А мне все работы очень понравились.
Наши работы завершены. На этом наше путешествие по легендарным местам подошло к концу. Возвращаемся в детский сад. Держитесь за наши шарики.
7. Рефлексия:
– Ребята, я предлагаю вам встать в круг, улыбнёмся друг другу. А теперь посмотрите, это мой шарик, с помощью которого я совершила с вами путешествие, и мне бы хотелось, чтобы вы передавали его друг другу и поделились своими впечатлениями. Понравилось вам наше путешествие?
– Что вы запомнили? Какой информацией из сегодняшнего путешествия, вы поделитесь со своими друзьями, родными?
– Чем мы с вами сегодня занимались, ребята?
– В каких легендарных местах богатыря Сартакпая мы побывали?
– В какую игру играли?
– Мне тоже понравилось путешествовать вместе с вами. Я предлагаю взять эти работы в память о нашем волшебном путешествии. Большое вам спасибо! Я хочу подарить частичку волшебства – это наши волшебные шары.