Бондарь Елена Александровна
Консультация для воспитателей «Современные формы работы с родителями в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Консультация для воспитателей по работе с родителями»
«Современные формы работы с родителями в ДОУ»
«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но,
прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги»
А. С. Макаренко
Главным в работе дошкольного отделения, является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста.
Проблема, с которой педагоги сталкиваются в работе с родителями – это видимое отсутствие доверия, взаимопонимания и сотрудничества между дошкольным учреждением и семьями воспитанников, а также недостаточная педагогическая компетентность родителей. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что дошкольное отделение – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи - источник и важный механизм развития всех участников данного процесса. Важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения и коррекции развития детей.
Педагоги стараются наиболее полно использовать педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые. Планируя ту или иную форму работы, мы исходим из того, готовы ли современные родители к сотрудничеству, выбираем следующие требования к формам взаимодействия:
•оригинальность,
•востребованность,
•интерактивность.
Дошкольное учреждение проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие задачи:
- установление единства в воспитании детей;
- педагогическое просвещение родителей;
-изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;
- ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения;
- привлечение родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, помочь им стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником.
Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития педагоги нашего детского сада наметили работу в четырех направлениях:
1. Познавательное направление, направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
2. Информационно-аналитическое направление направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.
3. Наглядно-информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о
родительских обязанностях и ответственности.
4. Досуговое направление призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Любое совместное мероприятие позволяет родителям расширить, оптимизировать свой опыт взаимодействия с ребенком, а также включиться в во взаимодействие с педагогами и другими родителями.
Работа по взаимодействию с родителями педагоги начинают с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. В начале года проводится анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно
выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы по работе каждой с семьей.
Инновационные формы и методы работы:
- Проектная деятельность;
- Проведение мастер-класса;
- Выставка семейных реликвий;
- Акции;
- Сайт ДОО;
- Группы в Контакте, которые создают либо педагоги, либо родители;
- Фотогазеты из жизни группы;
Используя эти формы взаимодействия с семьей дают нам:
- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
- учет индивидуальности ребенка;
- укрепление внутрисемейных связей;
- возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
Таким образом хотелось бы подчеркнуть, что семья и детское учреждение - это два важных социальных института социализации ребенка.
В результате использование современных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты:
- родители вовлекаются в образовательную деятельность ДО,
- повышается уровень психолого – педагогических знаний родителей,
- оптимизируются детско – родительские отношения,
- дети получают огромное удовольствие от совместной деятельности с родителями в детском саду.
У нас одна цель - воспитать будущих созидателей жизни.
Какой человек, такой и мир, который создаёт вокруг себя.