оксана петренко
Интегрированное занятие «Морское путешествие» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» (ПО СКАЗКЕ Г. Х. АНДЕРСЕНА «РУСАЛОЧКА»).
Образовательные области: художественная литература, развитие речи, окружающий мир.
Программные задачи:
1. Углублять интерес к художественной литературе на примере сказки Г. Х. Андерсена «Русалочка».
Публикация «Интегрированное занятие „Морское путешествие“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
2. Расширять представление детей об эмоциях, учить передавать заданное эмоциональное состояние через жесты и мимику.
3. Развивать фантазию и творческое воображение.
4. Формировать у детей нравственные качества: доброту, любовь, внимание к людям.
5. Развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы, интонационную выразительность и силу голоса.
6. Познакомить с подводным миром морей, с его рыбами, животными, растениями.
Материалы: магнитофон и диск «Звуки природы», магнитная маленькая доска, карточки с морскими обитателями, энциклопедия с картинками морского дна, куклы-русалочки, мешочек с предметами моря (ракушки, камушки, морская звезда) на каждого ребёнка, прозрачные платочки на каждого ребёнка, аппликаторы Кузнецова.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель: Сегодня наше путешествие начнётся на морском дне, потому что мы отправимся в сказку «Русалочка». Написал эту замечательную сказку Г. Х. Андерсен. Ребята, а русалка, это кто?
Дети: Русалочка – сказочное вещество, которое живёт в море.
Воспитатель: Чем отличается русалка от рыбы?
Дети: Верхняя часть русалки – тело человека, а не рыбы.
Воспитатель: В чём сходство русалок и рыб?
Дети: Они живут в воде, у них есть хвост.
(Воспитатель показывает куклу – русалку).
Воспитатель: Сегодня мы не входим в сказку, а вплываем. Под музыку будем медленно «погружаться на дно морское». Руками будем делать волнообразные движения перед собой, затем, продолжая работать руками, медленно приседаем и садимся на пяточки.
(Воспитатель вместе с детьми выполняет движения под музыку).
Воспитатель: Вот мы и опустились на морское дно. А какая вода в море?
Дети: Солёная.
Воспитатель: Поэтому в море живут не те животные, что в реках и прудах, где вода пресная (несолёная). В море обитает много разной рыбы: акула, сельдь, треска, килька, лосось, сёмга, камбала.
(Воспитатель показывает карточки морских обитателей).
Воспитатель: Какие ещё животные живут в море?
Дети: Кит, дельфин, черепаха.
(Воспитатель показывает карточки с их изображением).
Воспитатель: А на дне моря живут моллюски, крабы, кальмары, осьминоги – моллюски без раковины, креветки. Мидии и устрицы очень полезны для моря, они очищают в нём воду. Также их употребляют в пищу животные и люди. Ещё в море много разных водорослей. Они являются пищей для водных животных (рыб, для человека, так как в них много витаминов. А на дне моря растут кораллы, плавает много медуз. Есть большие и маленькие медузы, опасные и неопасные, они разного цвета и формы.
А сейчас оглянитесь вокруг. Попробуйте мысленно представить знакомые предметы: шкаф, стол, тумбочку, ковёр – в объекты моря.
Дети: Шкаф – скала, столы – рифы коралловые, разноцветные картинки на ковре – медузы, камешки, ракушки.
Воспитатель: А вот и начало сказки.
В открытом море вода синяя, как лепестки васильков и прозрачная, как стекло. А на самом дне живут русалки. В самом глубоком месте стоит коралловый дворец морского царя. И было у царя шесть дочерей, шесть прехорошеньких русалочек, но лучше всех была самая младшая, нежная и прозрачная, как лепесток розы, с синими, как море, глазами. День – деньской играли принцессы в дворцовых залах, танцевали с рыбками и любовались красотами подводного царства.
Воспитатель: Каждый из вас сейчас возьмёт по мешочку на ощупь должен определить, что в мешочке. Затем нужно достать этот предмет и описать его: назвать форму, размер и цвет.
(Дети определяют, что в мешочке, рассматривают, описывают, любуются.)
Воспитатель: Давайте соберём все наши дары моря. В конце нашего морского путешествия вы ещё раз всё рассмотреть.
А мы продолжаем.
Самая младшая из русалочек страстно мечтала побывать на поверхности моря. И вот когда ей исполнилось 15 лет, она легко и плавно, точно пузырёк воздуха, поднялась на поверхность.
Воспитатель: Вы знаете, почему пузыри воздуха поднимаются на поверхность?
(Дети дают свои ответы.)
Воспитатель: Потому что воздух легче воды. Вспомните, когда вы летом купаетесь на море, играете с мячом. Мяч, если кинуть в воду утонет или будет плавать на поверхности воды?
Дети: Плавает на воде.
Воспитатель: Почему же так происходит? Что внутри мяча?
Дети: Внутри мяча воздух.
Воспитатель: Что можно сказать пузырьке воздуха? Он какой?
Дети: Лёгкий, воздушный, невесомый.
Воспитатель: Давайте представим, что вы – пузырьки воздуха. Очень тихо, легко на носочках будете ходить по коврику под музыку. Музыка остановится, а вы будете садится на коврик.
(Включается спокойная музыка, и дети ходят на носочках. Музыка выключается, дети садятся.)
Неподалёку от того места, где вынырнула русалочка, покачивался на волнах большой корабль. На борту корабля русалочка увидела прекрасного принца с большими чёрными глазами. Русалочка не могла оторвать от него глаз. Тем временем наступила ночь, стал подниматься ветер. На море начинался шторм. Корабль скрипел и трещал и вскоре разлетелся на щепки.
Воспитатель: Теперь мы с вами будем кораблями. Нужно встать, соединить перед собой концы пальцев рук (нос корабля) и легонько покачиваться из стороны в сторону. При покачивании в одну сторону – вдох, в другую – выдох.
(Дети выполняют вместе с воспитателем
под шум морских волн).
Воспитатель: Ветер становится сильнее, начинается буря, корабль раскачивается сильнее и подключается голос: «у-у-у». Когда услышите хлопок, вы должны резко остановится и сесть на пол – корабль разбился.
(Дети выполняют вместе с воспитателем. После
хлопка дети садятся на пол, музыка выключается).
Каждый спасался с тонущего корабля, как мог.
Воспитатель: Мы с вами оказались в открытом море. Как можно спастись с тонущего корабля, оказавшись в море?
Дети: Обломок корабля, доска, шлюпка, спасательный жилет, спасательный круг.
Воспитатель: Сейчас мы узнаем, каким образом спасся принц с тонущего корабля.
Принц уже совсем выбился из сил и потерял сознание, когда ему на помощь бросилась русалочка. Она доставила принца к берегу и оставила на песке. Наступило утро, и принц пришёл в себя. А русалочка с тех часто подплывала к берегу и подолгу любовалась принцем.
-Как я люблю его, - думала русалочка, - Ради него я пошла бы на всё. Поплыву-ка я к морской ведьме, может, она мне как-нибудь поможет.
- Знаю, знаю, зачем ты пришла – морская ведьма. – Глупости затеваешь! Ты хочешь вместо рыбьего хвоста получить две подпорки и ходить, как люди. Хочешь, чтобы молодой принц тебя полюбил.
И ведьма захохотала громко и безобразно.
Воспитатель: Объявляется конкурс на лучшую ведьму. Нужно изобразить громкий, грубый и безобразный смех – хохот ведьмы.
(Дети по очереди изображают ведьму. Воспитатель оценивает и выбирает лучшего).
- Хорошо, я помогу тебе, - сказала ведьма. – Но за это ты должна отдать мне свой голос. Выпьешь вот это зелье, твой хвост раздвоится и превратится в две очаровательные ножки, но тебе будет так больно, как будто тебя пронзят насквозь острым мечом. И запомни: если принц возьмёт в жёны не тебя, а другую. То на первой же заре после их свадьбы сердце твоё разорвётся на части и ты превратишься в морскую пену.
- Согласна… - прошептала Русалочка, взяла напиток и уплыла.
Солнце ещё не встало, когда русалочка подплыла к дворцу принца. Здесь она выпила огненный напиток и ощутила жгучую боль: вместо хвоста у неё выросли две восхитительные белые ножки. Но когда она встала на них, ей показалось, что она наступает на иглы.
Воспитатель: Вы ощутите сейчас на себе, что значит наступать на иглы. Тот, кто прошёл по «иглам», ложится на пол и расслабляется.
(Дети наступают ступнями ног на аппликаторы Кузнецова).
Принц, увидев Русалочку, спросил, кто она такая и как попала во дворец, но Русалочка только грустно смотрела на него – говорить она не умела.
Принц полюбил Русалочку как сестру, а женится на ней ему и в голову не приходило. Принц до сих пор не знал, что именно она тогда спасла ему жизнь.
Но вот Русалочка узнала, что принц сегодня женится на девушке, нашедшей его на берегу. Эта весть больно отозвалась в сердце Русалочки. Она так любила принца! В тот же вечер невесту с женихом обвенчали, а на рассвете Русалочка превратилась в морскую пену.
Воспитатель: Каждому я дам лёгкий платочек. Вы будете танцевать под музыку с ним так же легко и плавно. Как платочки. Вы представите себя воздушными созданиями. До кого я дотронусь, тот снова становится мальчиком и девочкой, отдают мне платочки садятся на коврик.
(Включается музыка, дети танцуют с платочками).
Воспитатель: Вот и закончилась наша сказка. Вам жаль Русалочку? Почему? А разве плохо быть воздухом? Что хорошего, замечательного в воздухе? Вам хотелось бы летать? Вам понравилось наше путешествие? Как называлась сказка, в которой мы с вами побывали?
Дети: «Русалочка».
Воспитатель: А как зовут автора, который написал эту сказку?
Дети: Ганс Христиан Андерсен.
Воспитатель: Мне очень понравилось путешествовать с вами. Я думаю, что мы обязательно ещё раз совершим какое- нибудь очень интересное путешествие. Всем спасибо.