Вера Федорова
Роль семьи и детского сада в развитии ребенка. Игровая деятельность с участием родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие ДОУ и семьи, двух важных институтов социализации детей,
выражается в их воспитательных функциях. Хотя их воспитательные
функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их
взаимодействие.
ДОУ играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование,
приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми,
организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно
ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к
дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без
активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли
возможно. Именно родители их личностные качества во многом определяют
результативность воспитательной функции семьи.
Работа с семьями дошкольников организуется на основе принципов:
Параллельности воздействия дошкольного учреждения и семьи на
детей.
Взаимодополнение воздействия дошкольного учреждения и семьи на
детей.
Организации совместной деятельности взрослых и детей в дошкольном
учреждении и в семье.
Взаимодействие ДОУ и семьи отдельным принципом включает в себя
трудовое воспитание.
Принцип параллельности следует понимать как единство требований приёмов обучения трудовым действиям, содержания труда детей.
Принцип взаимодополнения. Если в детском саду ребенок накрывает на стол
только когда дежурит. В семье ему может быть поручено постоянное участие
в этом деле, и это различие должно быть понятно ребенку. Исходя из условий
семьи, в каждой можно найти трудовые поручения, которые будут
выполняться дошкольниками: поливать домашние растения, кормить котенка,
мыть его миску и т. д.
Формирующие представления об обязанностях переносятся ребенком на
детский сад. Он уже понимает смысл предлагаемых ему поручений в группе
как проявление заботливого отношения к сверстникам, оказание помощи
взрослым.
Принцип организации совместной деятельности детей и взрослых в детском
саду и семье. Изготавливая что-то в группе, ребёнок с гордостью несёт это
домой. И наоборот: родители в семье могут ремонтировать игрушки,
изготавливать атрибуты для карнавальных костюмов и для детского сада. К такому труду можно привлечь и детей, определив для них доступные
операции.
Трудовое воспитание — это совместная деятельность воспитателя и
воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений
и способностей.
Цели воспитания детей в дошкольном учреждении и в семье едины: и
педагог, и родители хотят видеть своего ребенка трудолюбивым, обладающим
навыками доступного им труда, с уважением относиться к труду людей,
проявляющим бережное отношение к результатам труда, оказывающим
помощь взрослым в семье.
Немаловажную роль семья играет и в обычной детской игре. Игра считается
специфически детской деятельностью. Для растущего ребенка она является
наиболее «плодородной почвой» для благополучного и своевременного
«прорастания» как его личностных качеств, так и опыта социальной
компетентности в общении с окружающими людьми. Игра формирует
дисциплину.
Играя, ребенок удовлетворяет важную потребность быть похожим на
взрослого, свободно выражать свои желания, воплощать фантазии, которые в
рамках обыденных, повседневных отношений с родителями не всегда ему
позволяются.
Но если сами взрослые не показывают ребенку игровые способы овладения
связями и отношениями взрослого мира, он чаще всего остается на уровне
зависимости от этого мира и не готов успешно решать жизненные ситуации.
- Уважаемые родители, а расскажите, в какие игры Вы играли в детстве? Учили ли вы когда-нибудь ребенка своим играм?
- Предлагаем сегодня разделиться на команды и поиграть!
(Родители делятся на команды, вытягивая цветные фишки. Придумывают
название команды. Каждой команде даётся колокольчик.)
1. Викторина
Где спрятался седьмой козленок (в печке)
Название города в котором жил Незнайка (Цветочный)
Кто был кучером у Золушки (крыса)
Часть тела Чебурашки неестественно больших размеров (уши)
Какого размера был сказочный мальчик знаменитый своим маленьким
ростом (с пальчик)
Кто тянул репку перед жучкой (внучка)
Птица, которую спасла Дюймовочка (ласточка)
Чем угощала лиса журавля (манной кашей)
2. Предметы-заместители
В игровой деятельности очень часто используются не просто игрушки, а предметы-заместители - предметы, заменяющие функции реального
объекта, которые несут условный характер. Ценность таких предметов
в том, что дети самостоятельно оперируют условными понятиями.
Игровые действия с ними опираются не на наглядные признаки
предмета, а на представляемые (кубик - мыло, стул - автомобиль).
Использование предметов-заместителей способствует:
- Развитию умственной активности и познавательных интересов.
- Развитию самостоятельности и самодеятельности.
- Развитию мышления, воображения, памяти, речи и внимания.
(Родителям раздаются изображения предметов. Их задача - придумать как
можно больше вариантов использования данного предмета в игре.)
3. Педагогические ситуации
(Родителям раздаются педагогические ситуации. Каждая команда
решает ситуацию, делится мнениями.)
Таня (4 года) Бабушка, я хочу помочь тебе помыть посуду,
можно? Бабушка, увидев это: Ой-ой. Что ты! Посуда очень
дорогая и легко бьется. Иди лучше поиграй со своей куклой.
Вопросы: Как вы оцениваете высказывание бабушки, и каковы
могут быть его последствия? Что можно предложить бабушке
при подобном случае еще?
Решение. Бабушка не права. При таком подходе желание
трудиться у ребенка может постепенно исчезнуть. Девочку
необходимо включать в совместную деятельность, направляя ее
действия. Чтобы сформировать устойчивый мотив труда,
необходимо обучать Таню конкретным трудовым навыкам оценивать результаты ее работы. Совместная трудовая
деятельность оказывает большое влияние на психическое
развитие детей.
Ира под руководством мамы учится одевать и раздевать куклу,
укачивать и укладывать ее в кроватку. Девочка точно выполняет
эти действия, но только по указанию мамы и в ее присутствии.
Мама Нины, показывая девочке способы действия с куклой,
обращает внимание дочери на то, какая мама заботливая, добрая,
внимательная, как любит свою дочку. Она говорит, что так
поступают все мамы. Предлагая Нине поиграть одной, она просит
дочь уложить куклу в постель, как это делает заботливая мама.
Вопрос: Рассмотрев данные ситуации, определите, у кого из
детей скорее сформируется игра как деятельность. Решение. У Нины формирование игры как деятельности будет
проходить быстрее, так как у нее шло создание не только игровых
действий, как таковых, но была вызвана потребность в доступной
для нее форме выполнять функции мамы.
У Иры этого не произошло, так как требования мамы
выполнялись строго под ее руководством. Действия не
формировали образа мамы и не вызывали у девочки потребности
играть “в маму”.
4. “Собери выражение”
(Родителям предлагаются конверты с набором слов. Задача: составить
выражение из слов)
“Чтобы воспитать детей хорошими, надо сделать их
счастливыми”
“Самое богатое наследство, которое родители могут дать детям,
это счастливое детство”
Подведение итогов. Рефлексия. Команды делятся впечатлениями.
В заключении в который раз хотелось бы напомнить вам, дорогие родители,
что никакая, даже самая лучшая игрушка, не может заменить живого
общения с любимыми папой и мамой! Играйте со своими детьми, ведь от
этого вы только выиграете!