МААМ-картинки

Интегрированное логопедическое занятие для детей подготовительной группы с ОНР «Путешествие в осенний лес»

Елена Рузанова
Интегрированное логопедическое занятие для детей подготовительной группы с ОНР «Путешествие в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы

Интегрированное логопедическое занятие

с элементами продуктивной деятельности

на тему «ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННИЙ ЛЕС»

для детей подготовительной группы с ОНР

Цель: уточнить и пополнить у детей словарный запас по лексической теме «Лиственные и хвойные деревья», совершенствовать навык составления распространенных предложений.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Публикация «Интегрированное логопедическое занятие для детей подготовительной группы с ОНР „Путешествие в осенний лес“» размещена в разделах

- закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными, существительных с глаголами;

- уточнить и закрепить произношение звука «ш»;

- развивать связную речь, закрепить умение отвечать на вопросы полными предложениями.

Коррекционно-развивающие:

- совершенствовать слуховое и фонематическое восприятие;

- упражнять в правильном дыхании;

- развивать координацию речи с движениями;

- развивать мелкую моторику, память, воображение, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе;

- учить правильному поведению в лесу.

Оборудование: мяч, игрушка ёжик, шапочка-маска ёжика, картины с видами осеннего леса, мобиль с разноцветными листьями для дыхательного упражнения, картинки деревьев, листьев и плодов, фонограмма звуков леса, корзинка с угощением, пластилин, хвойные иголки.

Предварительная работа: беседы, словарная работа по теме «Лиственные и хвойные деревья», чтение сказки А. Лопатиной «Как ель ежихе помогла» (модифицированная, чтение стихотворения Н. Рыжовой «Лесные правила»

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети находятся в приемной, где расположен календарь природы.

Хором повторяют логопедическую речевку-настрой на занятие:

Говорим всегда красиво,

Чётко и неторопливо,

Правильно мы говорим,

Потому что не спешим.

Слушаем внимательно,

Всё делаем старательно.

2. Вводная часть. Повторение

Дети отвечают полным ответом на вопросы логопеда:

- Какое сейчас время года?

- Назовите, какой сейчас месяц осени.

- Какой месяц был до октября?

- Какой месяц будет после октября?

/Ответ детей дается условно. Дети отвечают полным ответом/

3. Основная часть. Знакомство с темой занятия, актуализация имеющихся знаний о деревьях.

Логопед загадывает загадку:

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В снега его одели.

Дети: - Это дерево.

Логопед: - Что за одежда у дерева?

Дети: Одежда дерева – листья.

Логопед: - Мы знаем много разных деревьев с листьями. Как называются такие деревья?

Дети: - Лиственные деревья.

Игра с мячом «Назови лиственное дерево»

Дети называют лиственные деревья: береза, липа, рябина, тополь, ива, яблоня и др.

Логопед: - Что происходит с листьями осенью?

Дети: - Листья вянут, засыхают, изменяют цвет, опадают.

Логопед: - Но есть деревья, которые и зимой и летом одним цветом. Какие это деревья?

Дети: - Хвойные.

Логопед: - Какого цвета они всегда?

Дети: - Хвойные деревья всегда зеленого цвета, поэтому их еще называют вечнозеленые деревья.

Логопед: - Что вместо листьев у хвойных деревьев?

Дети; - Хвоя или иголки.

Логопед: - Назовите, какие вы знаете хвойные деревья?

Дети: - Ель, сосна, пихта, кедр.

Логопед: - Какое хвойное дерево осенью сбрасывает иголочки так же, как лиственные деревья?

Дети: - Лиственница.

Логопед: - Где растут деревья?

Дети: - Во дворах, в парках, в лесу.

Логопед: - Давайте с вами отправимся в лес, ведь там всегда полно чудес, а особенно в такую дивную пору золотой осени. Только есть одно условие: чтобы отправиться в путешествие, вам надо включить своё воображение.

4. Начало путешествия.

Логопед: - Предлагаю лететь в лес на вертолёте.

Дети заводят воображаемые пропеллеры (вращательные движения руками перед грудью) и перемещаются из приёмной в групповую комнату на ковёр.

Логопед: - Посмотрите, мы пролетаем над лесом, где растут одни березы. Как называется такой лес?

Дети: - Березовая роща.

Логопед: - А сейчас под нами лес из одних дубов. Как такой лес называется?

Дети: - Это дубрава.

Логопед: - Сейчас мы пролетаем над лесом, в котором растут только сосны. Как он называется?

Дети: - Это сосновый бор.

Логопед: - А где растут одни ели?

Дети: - Называется ельник.

Логопед: - Приземляемся в лесу, где растут разные деревья. Как называется такой лес?

Дети: - Это смешанный лес.

5. Упражнение на слуховое восприятие.

Звучит фонограмма «Звуки леса»

Логопед: - Давайте прислушаемся, какие звуки можно услышать в лесу.

Дети: - Хруст ветки, стук дятла, шелест листьев.

Логопед обращает внимание детей, что не слышно щебетанья птиц, т. к. перелетные птицы улетели в теплые края.

6. Дыхательное упражнение

Логопед предлагает детям представить, как дышится в лесу, чем пахнет (свежестью, прелой травой, опавшей листвой).

Дети делают глубокий вдох носом и длительный выдох ртом.

Логопед: - Налетел ветерок, и с деревьев полетели листочки.

Дети дуют на мобиль с разноцветными листьями.

Логопед: - Как называется такое явление?

Дети: - Листопад.

7. Динамическое упражнение «Листопад»

Листопад, листопад.

Листья желтые кружат,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. Дети руками изображают движения листьев.

8. Фонетическое упражнение

Логопед: - Как листья шуршат под ногами?

Дети произносят звукоподражание: ш-ш-ш

9. Игра «С какого дерева лист и плод»

На спинках стульчиков прикреплены картинки деревьев. На ковре разложены картинки с изображениями листьев и плодов.

Инструкция.

Логопед: - Ветер налетел и сорвал с деревьев не только листья, но и плоды. Найдите и разложите на сидения стульчиков соответствующие деревьям картинки с листьями и плодами.

10. Встреча с ёжиком.

Логопед загадывает загадку:

Носит на спине иголки,

Подлиннее, чем у ёлки,

Чтобы нацеплять грибочки,

Корешки, плоды, листочки.

Дети: - Это ёжик.

Логопед: - Ёжик, мы рады тебя видеть. И хотим узнать, чем осеннею порой занимаешься ты и другие лесные жители.

11. Игра-перевоплощение

Логопед: - Давайте поиграем. Кто наденет шапочку ёжика, тот как-будто станет ёжиком и будет за него отвечать на вопросы.

Логопед одевает шапочку ёжика на разных детей и задает вопросы:

Как ты, ёжик, готовишься к зиме?

Куда относишь припасы?

Где устроишь себе норку?

Как готовится к зиме белочка?

Как меняется цвет её шубки?

Какие изменения осенью происходят с зайчиком?

Как готовится к зиме медведь?

Где медведь устраивает себе берлогу?

Логопед: - Ребята, мы знаем, зачем ёжик запасает грибы, яблоки, ягоды. А зачем ему листочки?

12. Логоритмическое упражнение «Золотой клубочек»

Загорелись, как пожар,

На рябине кисти.

Катится навстречу шар

Из осенних листьев.

Ты его не узнаёшь?

Приглядись-ка! Это ёж!

Золотым клубочком стал

Хитрый ёжик колкий,

Листья клёна нанизал

На свои иголки.

Их несёт к себе домой,

Стелет на кроватку,

Чтобы долгою зимой

Спать под ёлкой сладко.

Пусть ему навеют сны

Снежные метели,

Пусть проспит он до весны

В тёплой колыбели. Дети качают поднятыми вверх руками. Встряхивают кисти рук.

Вращательные движения руками.

Поднять плечи - поза удивления.

Развести руки в стороны.

Пальчиковое упражнение «Шар».

Указательными пальцами касаться подушечек пальцев на руках.

Пальчиковое упр. «Человечки».

Круговые движения кистями горизонтально.

Сложенные руки под одну щечку и под другую.

Круговые движения кистями рук вертикально.

Сложенные под щечку руки.

Покачивать сложенные «полочкой» руки.

13. Беседа о правилах поведения в лесу.

Логопед: - Ребята, мне кажется, что ёжик чем-то встревожен…

Изображает, что слушает, что говорит ёжик.

Логопед: - Оказывается, ёжик боится, что вы не знаете, как вести себя в лесу. Давайте расскажем ему какие мы знаем лесные правила.

Дети говорят:

В лесу нужно соблюдать тишину, не шуметь.

Нельзя рвать цветы, ломать ветки.

Нельзя рубить деревья.

Нельзя разорять жилища птиц, зверей и насекомых.

Нельзя разводить в лесу костры.

Нельзя оставлять в лесу мусор.

Нельзя пугать, ловить и уносить домой лесных жителей.

Логопед: - Не тревожься, ёжик, ведь наши дети знают, кто в лесу хозяева, а кто всего лишь гости.

Дети: - Хозяева леса – это звери, птицы, насекомые и растения.

14. Скороговорка

Дети хором проговаривают: Лес – богатство и краса.

Береги свои леса!

Логопед: - О каком богатстве говорится в этой скороговорке? Что нам даёт лес?

Дети: - В лесу растут грибы, ягоды. Из деревьев делают мебель, дома, игрушки, посуду, сувениры, корзинки, бумагу.

15. Знакомство с многозначным словом «иголки».

Логопед: - Ребята, а ёжик с ёлкой похожи?

Дети: - И у ежа и у ели есть иголки.

Логопед: - А еще какие бывают иголки?

Дети: - Иголки, которыми шьют.

Логопед: - Иголки это многозначное слово. Слово одно, а значений несколько.

16. Продуктивная деятельность – лепка.

Логопед: - Давайте для ёжика приготовим подарки – вылепим из пластилина маленьких ежат. А иголочки нам подарила ёлочка, как в сказке «Как ель ежихе помогла». Эту сказку вы слушали вчера.

Дети выполняют пальчиковое упражнение:

Проговаривая скороговорку «У ежа и ёлки колкие иголки», соединяют пальцы правой и левой руки в замочек: выпрямить и опустить несколько раз.

Дети садятся за столы и лепят из пластилина ежат. Сажают ёжиков на полянку в лиственный лес или хвойный лес.

Ёж благодарит за подарок и дарит детям корзинку с печеньем в виде грибочков.

17. Заключительная часть. Итог.

Логопед: - До свидания, ёжик. Спасибо тебе за угощение и интересное общение. А нам пора возвращаться в детский сад. Садимся в вертолёт, и полетели.

Дети выполняют вращательные движения руками перед грудью и перемещаются в приёмную.

Логопед: - Ребята, вам понравилось путешествие в осенний лес?

Вы многое узнали о деревьях, о лесе и лесных жителях, о правилах поведения в лесу. Я надеюсь, что вы всегда будете беречь природу и ценить её красоту.

Приложение.

Лесные правила

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять:

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают.

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

(Н. Рыжова)

Сказка «КАК ЕЛЬ ЕЖИХЕ ПОМОГЛА»

Жила-была в лесу Ежиха. Всем она помогала. Всё зашивала. Иголки она у себя брала, а нитки ей паучок приносил.

- Ежиха, сшей мне шапочку новую, у меня ушки замёрзли, - попросила белочка.

- Хорошо, белочка, сейчас сошью, - ответила ежиха и сшила белочке тёплую шапочку.

- Ежиха, сшей мне новую шубку, старая прохудилась, - попросил зайчик.

- Хорошо, зайчик, сейчас сошью, - ответила ежиха и сшила зайчику новую шубку.

Скакал по лесу оленёнок и сломал цветок. Заплакал цветок:

- Оленёнок скакал, мне ножку поломал, теперь я засохну.

- Не горюй, цветок, я сейчас тебе ножку зашью, - сказала ежиха и зашила ножку у цветка.

И ножка тут же зажила. Иголки и нитки у Ежихи волшебные были.

Однажды легла ежиха спать, но вдруг в дверь постучали: «Тук-тук».

- Кто там? – спросила ежиха

- Это я, медведица. Мой медвежонок зацепился шубкой за сучок. Шубку порвал и бок поранил. Лежит и плачет. Помоги, зашей медвежонку шубку.

- Хорошо, сейчас иду.

Вышла ежиха из норки, а медведица удивилась:

- Это что за зверь без иголок? Мне ежиха нужна, чтобы она моему сыну шубку зашила.

- Ты что, медведица, это я – Ежиха, удивлённо ответила Ежиха.

- Я думала, у ежей много иголок, а у тебя только одна иголка торчит.

- Ой, все мои иголки кончились, осталась одна – последняя, - испугалась ежиха.

- Одной иголки хватит, чтобы медвежонку шубу зашить, - сказала медведица.

Пришла Ежиха к медвежонку, выдернула последнюю иголку, вдела в неё паутинку и зашила шубку. Открыл глаза медвежонок и сказал:

- Мама, у меня бок больше не болит.

- Спасибо, ежиха, что спасла моего медвежонка, - сказала медведица.

Медвежонок посмотрел на ежиху и удивился:

- Мама, это не ежиха, а крыса.

-Медвежонок, это ежиха. Она тебе шубку зашила, скажи ей спасибо, - велела мама-медведица.

- Разве ежихи без иголок бывают? – не поверил медвежонок.

Грустная ежиха пошла домой, а навстречу ей зайчик:

- Привет, хомяк, - поздоровался зайчик.

- Я не хомяк, а ежиха. Я же тебе новую шубку сшила.

- Ежи без иголок не бывают, - не поверил зайчик.

Пошла ежиха дальше, а навстречу ей белочка скачет.

- Здравствуй, крыса. Ты куда бежишь? – спросила белочка.

- Я не крыса, а ежиха. Я же тебе шапку сшила.

- Ежи без иголок не бывают, - не поверила белочка.

Убежала ежиха, спряталась под раскидистые ветви ели и заплакала:

- Я все иголочки истратила и теперь стала похожа на голого зверя.

Тут ежиху коснулась веточка ели, под которой спряталась ежиха.

- Не плачь, Ежиха, я тебе помогу. У меня много иголочек растёт, и я с тобой поделюсь, - ласково сказала ель и встряхнула своими ветвями.

Тут же посыпались иголки с ели и облепили ежихе всю спинку. Обрадовалась ежиха.

- Спасибо, ель. Какие у меня красивые новые иголки!

- Пожалуйста, ежиха. Если тебе иголки нужны будут, приходи ко мне. У меня каждый год новые иголки вырастают, - улыбнулась ель.

И снова ежиха стала всем помогать, паучки ей нитки дарили, а ель - иголочки.

Вопросы к сказке.

Кому ежиха сшила шапочку?

Кому ежиха сшила шубку?

Кому ежиха зашила ножку?

Почему медвежонок не узнал ежиху?

Как ель помогла ежихе?

(Модифицированная сказка А. Лопатиной и М. Скребцовой)

Публикации по теме:

Осенний праздник «Осеннее путешествие в лес» для детей средней группы Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Вяткинский детский сад» «Осеннее путешествие в лес». Осенний праздник для.

Интегрированное логопедическое занятие в подготовительной группе «Путешествие к далёким планетам» Описание материала. Предлагаю вам конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию для детей старшего дошкольного.

Интегрированное занятие для детей второй младшей группы «Путешествие с ласточкой в весенний лес» Программное содержание: Обобщать знания детей по теме "Весна"; Уточнить знания детей о временах года, изменениях в природе, которые происходят.

Интегрированное занятие в старшей группе «Прогулка в осенний лес» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Соловушка» Интегрированное занятие.

Конспект интегрированной НОД «Путешествие в осенний лес» в подготовительной к школе группе для детей с ТНР Конспект интегрированной образовательной ситуации «Путешествие в осенний лес» в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Е. Г. Федорчук.

Логопедическое занятие для детей с ОНР «Путешествие в космос»Логопедическое занятие для детей с ОНР «Путешествие в космос» Тема занятия «Путешествие в космос» Коррекционно-образовательные задачи : - Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Космос».

Конспект ООД по ОО «Познавательное развитие» для детей средней группы «Путешествие в осенний лес» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад общеразвивающего.

Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ОНР «Путешествие в осенний лес. Знакомство со звуком [А] и буквой А» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 25 «МАЛЫШ» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ЩМР МО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ.

Осеннее интегрированное развлечение для детей подготовительной группы «Осенний пейзаж» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Лесная полянка» пос. Уральский Осеннее интегрированное развлечение для.

Осенний утренник для детей ясельной группы «Осенний лес» Дети с ведущим под музыку входят в зал и рассаживаются на стульчики. Ведущий: Мы пришли в осенний лес. Ребята, посмотрите, как красиво в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное логопедическое занятие для детей подготовительной группы с ОНР «Путешествие в осенний лес»
Опубликовано: 6 ноября 2018 в 19:05
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интегрированное логопедическое занятие для детей подготовительной группы с ОНР «Путешествие в осенний лес»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Рузанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД