Елена Рузанова
Интегрированное логопедическое занятие для детей подготовительной группы с ОНР «Путешествие в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное логопедическое занятие
с элементами продуктивной деятельности
на тему «ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННИЙ ЛЕС»
для детей подготовительной группы с ОНР
Цель: уточнить и пополнить у детей словарный запас по лексической теме «Лиственные и хвойные деревья», совершенствовать навык составления распространенных предложений.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Публикация «Интегрированное логопедическое занятие для детей подготовительной группы с ОНР „Путешествие в осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
- закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными, существительных с глаголами;
- уточнить и закрепить произношение звука «ш»;
- развивать связную речь, закрепить умение отвечать на вопросы полными предложениями.
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать слуховое и фонематическое восприятие;
- упражнять в правильном дыхании;
- развивать координацию речи с движениями;
- развивать мелкую моторику, память, воображение, внимание, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе;
- учить правильному поведению в лесу.
Оборудование: мяч, игрушка ёжик, шапочка-маска ёжика, картины с видами осеннего леса, мобиль с разноцветными листьями для дыхательного упражнения, картинки деревьев, листьев и плодов, фонограмма звуков леса, корзинка с угощением, пластилин, хвойные иголки.
Предварительная работа: беседы, словарная работа по теме «Лиственные и хвойные деревья», чтение сказки А. Лопатиной «Как ель ежихе помогла» (модифицированная, чтение стихотворения Н. Рыжовой «Лесные правила»
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети находятся в приемной, где расположен календарь природы.
Хором повторяют логопедическую речевку-настрой на занятие:
Говорим всегда красиво,
Чётко и неторопливо,
Правильно мы говорим,
Потому что не спешим.
Слушаем внимательно,
Всё делаем старательно.
2. Вводная часть. Повторение
Дети отвечают полным ответом на вопросы логопеда:
- Какое сейчас время года?
- Назовите, какой сейчас месяц осени.
- Какой месяц был до октября?
- Какой месяц будет после октября?
/Ответ детей дается условно. Дети отвечают полным ответом/
3. Основная часть. Знакомство с темой занятия, актуализация имеющихся знаний о деревьях.
Логопед загадывает загадку:
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В снега его одели.
Дети: - Это дерево.
Логопед: - Что за одежда у дерева?
Дети: Одежда дерева – листья.
Логопед: - Мы знаем много разных деревьев с листьями. Как называются такие деревья?
Дети: - Лиственные деревья.
Игра с мячом «Назови лиственное дерево»
Дети называют лиственные деревья: береза, липа, рябина, тополь, ива, яблоня и др.
Логопед: - Что происходит с листьями осенью?
Дети: - Листья вянут, засыхают, изменяют цвет, опадают.
Логопед: - Но есть деревья, которые и зимой и летом одним цветом. Какие это деревья?
Дети: - Хвойные.
Логопед: - Какого цвета они всегда?
Дети: - Хвойные деревья всегда зеленого цвета, поэтому их еще называют вечнозеленые деревья.
Логопед: - Что вместо листьев у хвойных деревьев?
Дети; - Хвоя или иголки.
Логопед: - Назовите, какие вы знаете хвойные деревья?
Дети: - Ель, сосна, пихта, кедр.
Логопед: - Какое хвойное дерево осенью сбрасывает иголочки так же, как лиственные деревья?
Дети: - Лиственница.
Логопед: - Где растут деревья?
Дети: - Во дворах, в парках, в лесу.
Логопед: - Давайте с вами отправимся в лес, ведь там всегда полно чудес, а особенно в такую дивную пору золотой осени. Только есть одно условие: чтобы отправиться в путешествие, вам надо включить своё воображение.
4. Начало путешествия.
Логопед: - Предлагаю лететь в лес на вертолёте.
Дети заводят воображаемые пропеллеры (вращательные движения руками перед грудью) и перемещаются из приёмной в групповую комнату на ковёр.
Логопед: - Посмотрите, мы пролетаем над лесом, где растут одни березы. Как называется такой лес?
Дети: - Березовая роща.
Логопед: - А сейчас под нами лес из одних дубов. Как такой лес называется?
Дети: - Это дубрава.
Логопед: - Сейчас мы пролетаем над лесом, в котором растут только сосны. Как он называется?
Дети: - Это сосновый бор.
Логопед: - А где растут одни ели?
Дети: - Называется ельник.
Логопед: - Приземляемся в лесу, где растут разные деревья. Как называется такой лес?
Дети: - Это смешанный лес.
5. Упражнение на слуховое восприятие.
Звучит фонограмма «Звуки леса»
Логопед: - Давайте прислушаемся, какие звуки можно услышать в лесу.
Дети: - Хруст ветки, стук дятла, шелест листьев.
Логопед обращает внимание детей, что не слышно щебетанья птиц, т. к. перелетные птицы улетели в теплые края.
6. Дыхательное упражнение
Логопед предлагает детям представить, как дышится в лесу, чем пахнет (свежестью, прелой травой, опавшей листвой).
Дети делают глубокий вдох носом и длительный выдох ртом.
Логопед: - Налетел ветерок, и с деревьев полетели листочки.
Дети дуют на мобиль с разноцветными листьями.
Логопед: - Как называется такое явление?
Дети: - Листопад.
7. Динамическое упражнение «Листопад»
Листопад, листопад.
Листья желтые кружат,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. Дети руками изображают движения листьев.
8. Фонетическое упражнение
Логопед: - Как листья шуршат под ногами?
Дети произносят звукоподражание: ш-ш-ш
9. Игра «С какого дерева лист и плод»
На спинках стульчиков прикреплены картинки деревьев. На ковре разложены картинки с изображениями листьев и плодов.
Инструкция.
Логопед: - Ветер налетел и сорвал с деревьев не только листья, но и плоды. Найдите и разложите на сидения стульчиков соответствующие деревьям картинки с листьями и плодами.
10. Встреча с ёжиком.
Логопед загадывает загадку:
Носит на спине иголки,
Подлиннее, чем у ёлки,
Чтобы нацеплять грибочки,
Корешки, плоды, листочки.
Дети: - Это ёжик.
Логопед: - Ёжик, мы рады тебя видеть. И хотим узнать, чем осеннею порой занимаешься ты и другие лесные жители.
11. Игра-перевоплощение
Логопед: - Давайте поиграем. Кто наденет шапочку ёжика, тот как-будто станет ёжиком и будет за него отвечать на вопросы.
Логопед одевает шапочку ёжика на разных детей и задает вопросы:
Как ты, ёжик, готовишься к зиме?
Куда относишь припасы?
Где устроишь себе норку?
Как готовится к зиме белочка?
Как меняется цвет её шубки?
Какие изменения осенью происходят с зайчиком?
Как готовится к зиме медведь?
Где медведь устраивает себе берлогу?
Логопед: - Ребята, мы знаем, зачем ёжик запасает грибы, яблоки, ягоды. А зачем ему листочки?
12. Логоритмическое упражнение «Золотой клубочек»
Загорелись, как пожар,
На рябине кисти.
Катится навстречу шар
Из осенних листьев.
Ты его не узнаёшь?
Приглядись-ка! Это ёж!
Золотым клубочком стал
Хитрый ёжик колкий,
Листья клёна нанизал
На свои иголки.
Их несёт к себе домой,
Стелет на кроватку,
Чтобы долгою зимой
Спать под ёлкой сладко.
Пусть ему навеют сны
Снежные метели,
Пусть проспит он до весны
В тёплой колыбели. Дети качают поднятыми вверх руками. Встряхивают кисти рук.
Вращательные движения руками.
Поднять плечи - поза удивления.
Развести руки в стороны.
Пальчиковое упражнение «Шар».
Указательными пальцами касаться подушечек пальцев на руках.
Пальчиковое упр. «Человечки».
Круговые движения кистями горизонтально.
Сложенные руки под одну щечку и под другую.
Круговые движения кистями рук вертикально.
Сложенные под щечку руки.
Покачивать сложенные «полочкой» руки.
13. Беседа о правилах поведения в лесу.
Логопед: - Ребята, мне кажется, что ёжик чем-то встревожен…
Изображает, что слушает, что говорит ёжик.
Логопед: - Оказывается, ёжик боится, что вы не знаете, как вести себя в лесу. Давайте расскажем ему какие мы знаем лесные правила.
Дети говорят:
В лесу нужно соблюдать тишину, не шуметь.
Нельзя рвать цветы, ломать ветки.
Нельзя рубить деревья.
Нельзя разорять жилища птиц, зверей и насекомых.
Нельзя разводить в лесу костры.
Нельзя оставлять в лесу мусор.
Нельзя пугать, ловить и уносить домой лесных жителей.
Логопед: - Не тревожься, ёжик, ведь наши дети знают, кто в лесу хозяева, а кто всего лишь гости.
Дети: - Хозяева леса – это звери, птицы, насекомые и растения.
14. Скороговорка
Дети хором проговаривают: Лес – богатство и краса.
Береги свои леса!
Логопед: - О каком богатстве говорится в этой скороговорке? Что нам даёт лес?
Дети: - В лесу растут грибы, ягоды. Из деревьев делают мебель, дома, игрушки, посуду, сувениры, корзинки, бумагу.
15. Знакомство с многозначным словом «иголки».
Логопед: - Ребята, а ёжик с ёлкой похожи?
Дети: - И у ежа и у ели есть иголки.
Логопед: - А еще какие бывают иголки?
Дети: - Иголки, которыми шьют.
Логопед: - Иголки это многозначное слово. Слово одно, а значений несколько.
16. Продуктивная деятельность – лепка.
Логопед: - Давайте для ёжика приготовим подарки – вылепим из пластилина маленьких ежат. А иголочки нам подарила ёлочка, как в сказке «Как ель ежихе помогла». Эту сказку вы слушали вчера.
Дети выполняют пальчиковое упражнение:
Проговаривая скороговорку «У ежа и ёлки колкие иголки», соединяют пальцы правой и левой руки в замочек: выпрямить и опустить несколько раз.
Дети садятся за столы и лепят из пластилина ежат. Сажают ёжиков на полянку в лиственный лес или хвойный лес.
Ёж благодарит за подарок и дарит детям корзинку с печеньем в виде грибочков.
17. Заключительная часть. Итог.
Логопед: - До свидания, ёжик. Спасибо тебе за угощение и интересное общение. А нам пора возвращаться в детский сад. Садимся в вертолёт, и полетели.
Дети выполняют вращательные движения руками перед грудью и перемещаются в приёмную.
Логопед: - Ребята, вам понравилось путешествие в осенний лес?
Вы многое узнали о деревьях, о лесе и лесных жителях, о правилах поведения в лесу. Я надеюсь, что вы всегда будете беречь природу и ценить её красоту.
Приложение.
Лесные правила
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают.
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
(Н. Рыжова)
Сказка «КАК ЕЛЬ ЕЖИХЕ ПОМОГЛА»
Жила-была в лесу Ежиха. Всем она помогала. Всё зашивала. Иголки она у себя брала, а нитки ей паучок приносил.
- Ежиха, сшей мне шапочку новую, у меня ушки замёрзли, - попросила белочка.
- Хорошо, белочка, сейчас сошью, - ответила ежиха и сшила белочке тёплую шапочку.
- Ежиха, сшей мне новую шубку, старая прохудилась, - попросил зайчик.
- Хорошо, зайчик, сейчас сошью, - ответила ежиха и сшила зайчику новую шубку.
Скакал по лесу оленёнок и сломал цветок. Заплакал цветок:
- Оленёнок скакал, мне ножку поломал, теперь я засохну.
- Не горюй, цветок, я сейчас тебе ножку зашью, - сказала ежиха и зашила ножку у цветка.
И ножка тут же зажила. Иголки и нитки у Ежихи волшебные были.
Однажды легла ежиха спать, но вдруг в дверь постучали: «Тук-тук».
- Кто там? – спросила ежиха
- Это я, медведица. Мой медвежонок зацепился шубкой за сучок. Шубку порвал и бок поранил. Лежит и плачет. Помоги, зашей медвежонку шубку.
- Хорошо, сейчас иду.
Вышла ежиха из норки, а медведица удивилась:
- Это что за зверь без иголок? Мне ежиха нужна, чтобы она моему сыну шубку зашила.
- Ты что, медведица, это я – Ежиха, удивлённо ответила Ежиха.
- Я думала, у ежей много иголок, а у тебя только одна иголка торчит.
- Ой, все мои иголки кончились, осталась одна – последняя, - испугалась ежиха.
- Одной иголки хватит, чтобы медвежонку шубу зашить, - сказала медведица.
Пришла Ежиха к медвежонку, выдернула последнюю иголку, вдела в неё паутинку и зашила шубку. Открыл глаза медвежонок и сказал:
- Мама, у меня бок больше не болит.
- Спасибо, ежиха, что спасла моего медвежонка, - сказала медведица.
Медвежонок посмотрел на ежиху и удивился:
- Мама, это не ежиха, а крыса.
-Медвежонок, это ежиха. Она тебе шубку зашила, скажи ей спасибо, - велела мама-медведица.
- Разве ежихи без иголок бывают? – не поверил медвежонок.
Грустная ежиха пошла домой, а навстречу ей зайчик:
- Привет, хомяк, - поздоровался зайчик.
- Я не хомяк, а ежиха. Я же тебе новую шубку сшила.
- Ежи без иголок не бывают, - не поверил зайчик.
Пошла ежиха дальше, а навстречу ей белочка скачет.
- Здравствуй, крыса. Ты куда бежишь? – спросила белочка.
- Я не крыса, а ежиха. Я же тебе шапку сшила.
- Ежи без иголок не бывают, - не поверила белочка.
Убежала ежиха, спряталась под раскидистые ветви ели и заплакала:
- Я все иголочки истратила и теперь стала похожа на голого зверя.
Тут ежиху коснулась веточка ели, под которой спряталась ежиха.
- Не плачь, Ежиха, я тебе помогу. У меня много иголочек растёт, и я с тобой поделюсь, - ласково сказала ель и встряхнула своими ветвями.
Тут же посыпались иголки с ели и облепили ежихе всю спинку. Обрадовалась ежиха.
- Спасибо, ель. Какие у меня красивые новые иголки!
- Пожалуйста, ежиха. Если тебе иголки нужны будут, приходи ко мне. У меня каждый год новые иголки вырастают, - улыбнулась ель.
И снова ежиха стала всем помогать, паучки ей нитки дарили, а ель - иголочки.
Вопросы к сказке.
Кому ежиха сшила шапочку?
Кому ежиха сшила шубку?
Кому ежиха зашила ножку?
Почему медвежонок не узнал ежиху?
Как ель помогла ежихе?
(Модифицированная сказка А. Лопатиной и М. Скребцовой)