Мухамедтинова Гюзелия
Интегрированное занятие в старшей группе «Прогулка в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - детский сад «Соловушка»
Интегрированное занятие
«Прогулка в осенний лес»
Старшая группа
Мухамедтинова Гюзелия Рашитовна,
воспитатель,
старшая группа,
группа № 10,
МБДОУ ЦРР - д/с «Соловушка»
Сургутский район
2018
Интегрированное занятие в старшей группе.
Публикация «Интегрированное занятие в старшей группе „Прогулка в осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Интегрируемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Вид НОД: комбинированное.
Виды деятельности: непосредственно-образовательная
Тема: Интегрированное занятие «Прогулка в осенний лес»
Возрастная группа детей : Старший дошкольный возраст
Цель: развитие математических знаний и умений посредством игры- путешествия с использованием регионального компонента и природной растительности ХМАО-Югры.
Программное содержание :
Образовательные задачи:
• Закреплять знания геометрических фигур; познакомить с новой фигурой – овал (по технологии ТРИЗ);
• Закреплять умение устанавливать размерные отношения между предметами разной длины, систематизировать предметы, располагая их в возрастающем, убывающем порядке по величине
• Учить детей называть приметы осени, изменения в погоде, использовать для осени образные слова и выражения;
• Учить ребенка рассуждать и отстаивать свою точку зрения.
• Формировать умение ориентироваться на листе бумаги.
• Учить определять характер музыки, продолжать знакомить с творчеством П. И. Чайковского
• Учить отражать в аппликации характерные особенности осени.
Развивающие задачи:
• Развивать зрительное восприятие, память, мышление, творческие способности детей.
• Развитие координации движений в соответствии с текстом, ориентировки в пространстве.
• Развивать у детей речь, логическое мышление, коммуникативные качества.
• Развивать чувство ритма.
• Развитие творческого потенциала.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать интерес к занятию.
• Привить ребенку радость творческих открытий.
• Воспитывать умение внимательно слушать инструкции педагогов, умение работать в коллективе.
• Воспитывать самостоятельность и аккуратность.
• Формировать универсальные учебные действия.
Словарная работа: листопад; трава вянет, сохнет, желтеет; небо серое; «золотая осень»; пейзаж.
Оборудование: компьютер, «Октябрь» муз. П. И. Чайковского; картины с изображением осеннего пейзажа.
Раздаточный материал: плоские бумажные геометрические фигуры клей, салфетки; листья сухие: березовые, рябиновые, осиновые, разноцветные палочки – 10 шт.
Демонстрационный материал: электронная презентация, пенек, мох, игрушки: волк, лиса, заяц, медведь, петух.
Предварительная работа
• Прогулка в сквер, наблюдение за осенними изменениями в природе.
• Формирование умения различать деревья по характерным особенностям ствола, ветвей, листьев, коры.
• Разучивание стихотворений об осени, чтение художественной литературы.
• Изготовление совместно с родителями поделок из природного материала «Осенние шляпки».
• Проведение развлечения по теме «Осень», участие в осенней ярмарке.
• Участие в фотовыставке «Родные просторы»
Ход непосредственной образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
Занятие начинается в групповой комнате. Воспитатель встречает детей в хантыйском костюме
- Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в осенний лес. Возьмитесь, пожалуйста, за руки.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья (показываю на детей).
Мы сейчас пойдем направо (идут вправо,
А теперь пойдем налево (идут налево,
В центре круга соберемся (идут в круг,
И на место все вернемся (возвращаются назад).
Улыбнемся, подмигнем (улыбаются, подмигивают друг другу,
И опять играть начнем (хлопают в ладоши).
2. Основная часть.
Воспитатель загадывает загадку.
-Вокруг нас очень много загадок, а особенно в лесу. Предлагаю отгадать загадку.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это.» (осень)
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
- Дети, кто скажет, кто знает, когда это бывает? Осенью!
- Ребята! Сегодня мы с вами отправились на прогулку, искать следы осени, а куда мы отправимся, вы должны отгадать. Готовы, ребята?
Звери, птицы там живут;
Ягоды, грибы растут.
Сосны ростом до небес.
Что это за место? (Лес)
- Молодцы, всё вы знаете. Чтобы отправляться в путь нам нужно взять с собой корзинку. А зачем нам корзина в лесу? Правильно, чтобы складывать подарки осени. (Дети с педагогом проходят в зал)
- Вот мы и очутились с вами в осеннем лесу. Посмотрите, внимательно. Сколько здесь деревьев и растений.
-Какие деревья растут в лесу? (береза, осина, дуб, клен)
-Какие листья на деревьях осенью?
-Почему некоторые листья лежат на земле? Что происходит с листьями осенью?
-Как вы думаете, для чего деревья сбрасывают листву? (Чтобы зимой ветви деревьев не сломались под тяжестью снега.)
-Почему к зиме деревья раздеваются?)
-А деревьям тоже нужно раздеваться перед сном!
- Как называется это явление? Это явление природы называется "листопад". Давайте вместе повторим это красивое слово.
Дидактическая игра «С какого дерева листок».
- Ребята, давайте соберем листья в корзинку и посмотрим, листья каких деревьев лежат у нас в корзинке?
- Сколько всего листочков? (10)
-Сколько березовых листьев? (5)
- С какого дерева упал этот листок? (с березы)
-Сколько осиновых? (3)
- К какого дерева упал этот листок? (с осины)
- Сколько рябиновых листьев? (2)
- С какого дерева упал этот листок? (с рябины)
- Молодцы.
- Какое небо бывает осенью? (оно серое, покрыто тучами)
- А что происходит с травой? (трава вянет, сохнет, желтеет, отмирает, исчезает)
-Верно. А вот мох в лесах не вянет и не исчезает. Посмотрите (слайт).
Дидактическая игра «Данетка».
Перед вами растелилась поляна с мхом. Ребята, определите на ощупь, что не так.
-Мох разного размера? (да)
- Мох колется? (да, нет)
- мох мягкий? (да)
- мох легкий? (да)
- Мох влажный? (Да)
- Слева мох влажный (нет)
- Справа мох влажный? (да)
- Мох сухой? (да)
- слева мох сухой? (да)
- Ребята, а когда мох может быть влажным, мокрым?
Верно после дождя, росы, если намочить водой.
- А когда может быть сухим? (в солнечную погоду).
- А вы знаете, кто живёт в лесу? (В лесу живут звери.) Какие звери могут встретиться нам в лесу? В нашем лесу тоже есть звери.
Дидактическая игра «Четвертый лишний» Посмотрите, все ли здесь верно? Выберите кто из этих животных лишний. Как можно назвать всех этих зверей. Дикие животные. Ребята, а вы знаете, как звери готовятся к зиме? Дикие животные меняют свои летние шубки на зимние, более теплые и пушистые. Некоторые животные залегают в спячку до весны. Остальные животные готовят для себя запасы на зиму, чтобы в зимние холода им было, чем питаться.
- Ребята, возьмем зверей с собой? (нет).
- Почему? (ответы детей)
- Давайте присядем на траву и отдохнем (дети садятся вкруг на палас).
- Ребята, назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь).
- А какой сейчас месяц (октябрь).
- А вы знаете, как ещё называют октябрь? (золотая осень).
- Как вы думаете, почему октябрь называют «золотая осень»? (потому что листья на деревьях жёлтого цвета, они похожи на золото).
- Во все времена русские поэты и писатели восхищались осенью, называют её "золотой", "дивной". Про осень написано много стихов, музыки. И сейчас мы с вами послушаем произведение П. И. Чайковского «Октябрь». (Презентация об осени) Какая музыка по характеру? Вам понравилось?
- Ну что, ребята, отправляемся дальше. Чтобы нам было веселее идти, мы пойдем сначала большими, а затем, маленькими шагами.
Физкультминутка «Большие ноги».
- Ой, посмотрите, что это у нас пути? (палочки)
- Какие они? (разноцветные палочки)
Только вот пройти они нам не дают. Что же делать?
• Давайте уберем их.
• А посмотрите, все ли палочки одинаковы?
• По цвету?
• По длине?
• А как вы узнали, что они разной длины?
• А давайте сравним. У кого самая длинная палочка?
• Давайте выложим их в ряд, от самой короткой, до самой длинной.
- Ну, вот препятствие убрали, следуем дальше. Подул холодный осенний ветер. Скоро зима. Хочется сохранить воспоминание об осени. Ребята, давайте мы с вами изобразим осеннюю картину. А как это можно сделать? Мы будем делать картину вот из этого.
- Что это такое? (Геометрические фигуры).
- Рассмотрите геометрические фигуры и назовите их. (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники).
- Отгадайте загадку. О какой геометрической фигуре идет речь.
Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность –
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг (овал). Эта фигура – овал.
- Мы уже умеем с вами рассказывать о разных геометрических фигурах, может кто-то из вас захочет рассказать о нем, а овал послушает, правильно ли вы все говорите о нём. (Это овал, у овала нет углов)
- Все согласны, у овала нет углов? (да)
-Посмотрите овал у нас плоский, если овал положить на пенек, его почти не видно.
-Давайте все вместе проверим (прикладываю к доске плоскую фигуру).
-Давайте все вместе повторим – плоский.
- А давайте мы его попробуем поставить на стол? (пытаюсь поставить овал ребром).
-Ребята, он не стоит.
- О каких свойствах овала говорит наш опыт? (Он неустойчив)
-Посмотрите внимательно на овал и скажите, на какую геометрическую фигуру похож овал? (Круг). (Вешаю на доску круг)
-Чем он похож на круг? (У овала, как и у круга нет углов, он плоски, тонкий, неустойчивый. Круг и овал имеют округлую форму).
- А чем же тогда они отличаются друг от друга? (Овал вытянутый.
- Какие молодцы, заметили отличие. Правильно он вытянутый, продолговатый.
-Давайте повторим вместе - вытянутый, продолговатый.
-А давайте мы проверим путем накладывания, на сколько вытянут овал? Берем круг и кладем его на овал. Смотрите на сколько вытянут овал.
-А как вы думаете, катится ли овал так же как и круг? А давайте проверим. Что мешает овалу катиться? (Он вытянутый, поэтому и не катится.
- А на какую геометрическую фигуру еще похож овал? (Прямоугольник). (вешаю на доску прямоугольник)
- А почему вы так думаете? (Прямоугольник, как и овал – вытянут).
- А давайте мы проверим путем наложения. Чем же они похожи?
(Прямоугольник и овал вытянуты, плоские фигуры, тонкие, неустойчивые, не катятся)
- А чем же они тогда отличаются? (У прямоугольника есть углы, а у овала нет.
- Овал обрадовался, что вы назвали все его свойства и не ошиблись.
- А что похоже на овал в нашем осеннем лесу? (листья, шишки, ножка гриба, голубика)
- Молодцы!
Сюрпризный момент.
Воспитатель просит детей заглянуть под елочку.
- Ребята, помогите отыскать корзину от белочки с осенними дарами. Она оставила ее под елочкой, а под которой не помнит.
- Молодцы. Нашли корзину.
- А что находится в той корзине? (геометрические фигуры)
Продуктивная деятельность.
Воспитатель предлагает детям выложить осеннюю картину из геометрических фигур.
- Каким цветом раскрашены треугольники? (Зеленым.)
- Что можно из них выложить? (Елку)
- Из каких фигур можно выложить облака? (Из голубых овалов).
- С помощью, каких фигур можно выложить листья? (С помощью желтых и зеленых овалов).
- Как называются эта желтая фигура? (Круг).
- Что можно из нее выложить? (Солнце).
- Как называются эти фигуры? (Квадраты).
- Что можно выложить из квадрата и треугольника? (Дом).
- Полина, покажи нижнюю часть картины. Что можно здесь изобразить?
(Землю, кусты, траву).
- Саша, покажи верхнюю часть картины. Что можно выложить сверху? (Солнце, облака).
- Выложи солнце в правом верхнем углу.
- София, расположи на картине облака. Первое облако выложи в верхнем левом углу, остальные – где хочешь.
- Сколько облаков ты выложила? (три)
- Покажите самое большое облако.
-Где расположено оно?
- Покажите самое маленькое облако.
- Где оно расположено?
- Кто выложит дом в центре картины?
- Какие фигуры ты использовал? (Квадрат, треугольник, прямоугольник)
- Кто изобразит елку слева от дома? Пожалуйста выложи.
- Какую фигуру ты поставил в основание елки. (Прямоугольник)
- Сколько треугольников тебе понадобилось, чтобы сделать елку (Три)
- Какого размера треугольник в основании елки? (большой)
- Что можно еще изобразить на картине, чтобы украсить ее, и какие фигуры для этого нужны? (Падающие листья.)
- Какие геометрические фигуры мы будем брать? (круги, овалы)
- Какого цвета? (Для этого можно использовать маленькие круги и овалы красного, желтого цвета).
- Кто возьмет четыре овала и разместит их на левой стороне картины.
-Кто на правой?
- Кто в центре картины?
А сейчас мы наклеим все фигуры.
3. Заключительная часть.
Коллективная аппликация
Посмотрите на нашу картину. Что вы на ней изобразили? (природу, дом)
- Как можно назвать нашу картину? (пейзаж)
Верно, наша картина называется пейзаж.
«Прекрасная осень»
И вправду осень так прекрасна!
И хризантемы в рост пошли.
Сияют солнышком небесным
Позолотевшие кусты.
Поют и радуются птицы,
Ловя последний теплый луч.
И вот к ногам твоим ложится
Кусочек радуги из туч.
О. Кухаренко
Как мы назовем наш пейзаж? («Осень», «Осенний день», «Пришла осень»).
Рефлексия.
Вот и подошла к концу наша прогулка в осенний лес.
- Что понравилось вам на прогулке?
- Где мы сегодня побывали?
- Кого мы встретили в лесу?
- Что еще мы делали?
- Как мы назвали осенний пейзаж?
Нам пора возвращаться домой. Спасибо за интересную прогулку.