Оксана Юсупова
Интегрированное логопедическое занятие в подготовительной группе «Путешествие к далёким планетам»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание материала. Предлагаю вам конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Данный материал может быть интересен для учителей-логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов. Это занятие направлено на развитие у детей познавательной активности, речевых умений и навыков, коммуникативных и творческих способностей.
Автор: Учитель-логопед: Викторова Марина Геннадьевна
Воспитатель: Юсупова Оксана Владимировна
Публикация «Интегрированное логопедическое занятие в подготовительной группе „Путешествие к далёким планетам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Конспекты занятий
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Возрастная группа: Подготовительная к школе группа для детей с общим недоразвитием речи.
Тема занятия: «Путешествие к далёким планетам»
Тип занятия: Путешествие в космос.
Прогнозируемый результат: расширение кругозора детей по теме, развитие умения детей обмениваться имеющимися знаниями и общаться друг с другом и взрослым, устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями.
Цель: Объединить различные виды деятельности детей в целостный педагогический процесс, направленный на формирование и расширение представлений воспитанников о космосе и Солнечной системе.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-Актуализировать знания детей о космическом пространстве, его освоении и значении для человечества.
-Закрепить и расширить словарь по теме «Космос».
-Мотивировать детей к закреплению правильного образования сложных слов путём слияния двух основ, образованию винительного падежа единственного и множественного числа существительных; к употреблению сложноподчинённых предложений с союзом потому что.
-Способствовать развитию у детей фонематического слуха, навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов.
- Обогащать речь детей родственными словами.
- Содействовать активному использованию в речи разных типов предложений.
Коррекционно - развивающие:
-Создать условия для развития у детей коммуникативных умений и навыков, связной речи и логического мышления.
- Содействовать укреплению у детей общей и мелкой моторики, развитию мозолистого тела.
-Развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности в рельефной лепке.
- Создать условия для вступления детей в диалог со взрослыми, при желании поделиться своими мыслями, знаниями и чувствами.
- Способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию напряжения, лёгкому переключению с одного вида деятельности на другой.
Коррекционно - воспитательные:
-Мотивировать детей к проявлению у них навыков сотрудничества и взаимопонимания, самостоятельности и инициативности.
- Мотивировать детей к формированию самооценки.
-Воспитывать чувство гордости за свою страну, открывшую дорогу в космос, за своих соотечественников – первых покорителей космоса.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа:
*Беседа о космосе, о первом космонавте, об инженерах-конструкторах, о космической технике, о планетах Солнечной системы с рассматриванием иллюстраций и фотографий.
*Организация работы выставки книг поэтов и писателей об истории космоса, о лётчиках-космонавтах, о покорении людьми космического пространства.
*Чтение стихотворений и рассказов о космосе, чтение энциклопедической литературы.
*Организация выставки творческих работ семей воспитанников на тему «Космос».
*Изготовление коллективной работы «Космический коллаж».
*Рисование, конструирование. оригами и лепка на космическую тематику.
*Просмотр мультфильма «Тайна Третьей планеты».
Оборудование:
*Мультимедийное оборудование, презентация «Путешествие к далёким планетам».
*Магнитная доска. Конверты. Буквы. Цветовые символы звуков.
*Фотографии, открытки, рисунки на тему «Космос».
*Мяч и обруч, обёрнутые фольгой.
*Фигура космонавта. Тюбики с едой. Космические корабли «Полезная еда», «Вредная еда».
*Обгоревший листок бумаги с текстом недописанной сказки.
*Плакаты «Космонавт», «Солнечная система», «Юрий Гагарин».
*Стеклянный бокал. Пипетки. Растительное масло. Спирт. Трубочка. Белый халат.
*Пластилин. Трафареты планет. Бросовый материал для отпечатков.
*Звёздочки- сладкие сюрпризы.
Ход занятия:
– Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель: Дети, а вы помните какой праздник отметила наша страна 12 апреля?
Дети: День космонавтики.
Воспитатель: Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос? А вы любите смотреть на небо ночью? Что можно увидеть на небе? (Звёзды). Сколько звёзд на небе? (Много). Они похожи на маленькие сверкающие точки и расположены далеко от земли. На самом деле звёзды очень большие. Людям очень хотелось узнать, что такое звёзды и почему они такие яркие. Учёные придумали специальные приборы – телескопы. В телескопы люди смотрели на звёздное небо и узнали, что кроме Земли есть ещё и другие планеты. Людям было очень интересно, есть ли жизнь на других планетах. Но чтобы это узнать, нужно было обязательно долететь до них. Самолёты для этого не подходили, потому что до планет очень далеко. И тогда учёные изобрели первый спутник, установили на нём приборы и запустили в космическое пространство. На борту его были две собаки – Белка и Стрелка, после полёта они удачно вернулись на землю. А потом впервые в космос отправился человек. Проходят годы, десятилетия, века, но этот день 12 апреля люди помнят всегда, это день полёта первого в мире космонавта, гражданина России. А вот кто был этим первым человеком, отправившимся в космос, нам помогут угадать картинки-загадки. (на экране появляется портрет Ю. Гагарина, закрытый картинками на космическую тематику; дети отгадывают загадки, картинки исчезают и открывают портрет)
• До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая (ракета)
• Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в … (телескоп)
• Сверкая огромным хвостом в темноте
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной — … (комета)
• Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснет … (Луна)
• Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлет всем подряд
И как одинокий путник
Летит по орбите … (спутник)
Воспитатель: Ну что, вы узнали первого космонавта? (Юрий Гагарин).
(заранее подготовленный ребёнок читает стихотворение)
В космической ракете с названием «Восток»
Он первым на планете подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни весенняя капель
Навеки будут вместе Гагарин и апрель.
Воспитатель: - Многовековая мечта о полёте к звёздам сбылась. Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым космонавтом земли - Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Больше часа, а именно 108 минут (1 час 48 минут, длился первый полёт человека в космос. За это время корабль облетел весь земной шар и опустился в точно заданном районе. Ю. Гагарин вернулся на Землю живым и здоровым, и учёные решили, что человек может жить и работать в космосе.
Этот день стал большим всенародным праздником в честь летчиков – космонавтов, конструкторов, инженеров, рабочих, которые создают ракеты, космические корабли и искусственные спутники Земли.
Когда начались полёты в космос, пришлось подумать и о том, где жить космонавтам, чтобы не тратить слишком много времени на дорогу к месту работы.
Сначала наши учёные построили космическую станцию МИР, а потом её заменили более современной Международной Космической Станцией (МКС). На ней подолгу живут и работают (занимаются исследованием космоса) космонавты из разных стран. А вы, ребята, хотели бы стать космонавтами? Кто такие космонавты? Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым и т. д.).
Логопед: - Сегодня мы вам предлагаем отправиться на ракете в космическое путешествие. Проходим на космодром и готовимся к полёту (дети встают в круг, берутся за руки и приседают, начинают отсчёт: 10 -9-8-7-6-5-4-3-2-1 - пуск (шум взлетающей ракеты) – дети встают и поднимают руки вверх).
Дети занимают места в ракете – садятся на стульчики.
Логопед: - Закройте глаза и попробуйте представить, что вы видите в иллюминатор нашего космического корабля? (Луну, звёзды, планеты, созвездия, космические корабли). А что вы слышите? (размышления детей).
Слышатся загадочные звуки, и на экране появляется робот.
- Вы узнали кто это? Робот увидел нашу ракету и предлагает путешествовать вместе и выполнять интересные космические задания. Согласны? За каждое правильно выполненное задание вы будете получать от робота букву, а в конце нашего путешествия сможете угадать, на какой планете живёт робот.
1 задание «Приветствие»
Логопед: - Знаете, как здороваются роботы? Мы с вами говорим «здравствуйте», а они произносят загадочные звуки. Попробуем? (детям предлагается повторить слоговые дорожки:
пра-про-пру-пры блы-блу-блэ-бло тре-трё-три-тря аль-оль-уль-ыль гдо-гду-гды-гдэ шмы-шмо-шму-шма жго-жгу-жга-жгэ цру-цры-цра-цры бал-бол-бал-был зви-звя-зве-звё хли-хдю-хля-хлё чач-чоч-чуч-чич
- Мы с вами пожимаем руки, а роботы делают вот так: правой рукой взяться за кончик носа, а левой рукой за мочку правого уха, хлопнуть в ладоши и поменять руки, левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за мочку левого уха; повторить 4-5 раз).
2-ое задание «4-ый лишний»
-Робот приготовил для вас слова, но одно слово здесь лишнее. Подумайте и объясните свой выбор.
• Солнце, Луна, лампа, звёзды (Ответы детей: - Лишняя лампа, потому что это бытовой электроприбор).
• Марс, Земля, ракета, Юпитер
• Ракета, спутник, луноход, самолёт
3-е задание «Собери слово»
- Попробуйте соединить два слова в одно, что получится? (после ответов детей на экране появляется соответствующая картинка):
по луне ходит – луноход к звёздам летит – звездолёт звёзды считает – звездочёт
звёзды падают – звездопад комета с длинным хвостом – длиннохвостая
- Молодцы! Замечательно справились с заданием.
4-ое задание «Семейка слов» (игра со «звёздным» мячом)
- Давайте с вами соберём семью для слова «луна» (дети передают друг другу мяч и называют родственные слова: лунная, луноход, лунатик, полнолуние, Лунтик, прилуниться; при затруднениях логопед помогает: ночь при луне какая? по луне ходит? Герой мультфильма, прилетевший с Луны? и т. д.).
- К слову «звезда» (звёздочка, звёздное, звездопад, звездолёт, звездочёт, созвездие).
5-ое задание «Космическая кухня».
- Как вы думаете, космонавтам надо есть? А можем мы накормить их борщом? Бутербродом? (ответы детей: - Нет, нельзя накормить борщом. Потому что из-за невесомости борщ не налить в тарелку, хлеб не нарезать, всё будет летать.)
- Правильно. Поэтому учёные создали специальную еду для космонавтов, которая находится в тюбиках. Давайте с вами пройдём на нашу космическую кухню. Посмотрите сколько здесь тюбиков с едой. Как вы думаете, космонавты могут есть всё подряд? (ответы детей: Нет, космонавты должны есть полезную и богатую витаминами еду). Давайте накормим нашего космонавта (дети выбирают из тюбиков «полезную» и «вредную» еду, объясняя свой выбор, и размешают их в соответствующие космические корабли «Вредная еда», «Полезная еда»).
Воспитатель: - А теперь робот приглашает нас в космическую лабораторию, где мы сможем увидеть, какой формы планеты, и как они двигаются.
Опыт. (взрослый наливает 300 г спирта в прозрачный бокал; пипеткой набирает растительное масло и накапывает его одной большой каплей в спирт; масляное пятно круглой формы опускается на дно; другой пипеткой набрать воды и добавить её в спирт; пятно – «планета» поднимется вверх; трубочкой размешать содержимое бокала: пятно-«планета» начнёт вращаться; трубочкой разделить пятно на несколько пятен-«планет»).
- Вот так в космосе в состоянии невесомости планеты движутся и вращаются. А вы знаете, что такое невесомость? (рассуждения детей)
Логопед: Ребята, мы же не привыкли к состоянию невесомости. Наверное, некоторые из вас уже устали.
Физминутка «Невесомость».
- Сейчас мы проверим вашу выносливость и вестибулярный аппарат, то есть умение держать равновесие, а это очень важно для космонавта. Итак, вы должны развести руки в стороны, поднять одну ногу, согнуть её в колене и простоять так, пока звучит музыка. Приготовились, начали! (дети выполняют задание в течение 1 минуты)
- Молодцы1 Какие вы ловкие!
6-ое задание «Сочиним сказку»
Логопед: Все путешественники во время своих путешествий записывали всё самое интересное, что с ними происходило. Я нашла чью-то недописанную сказку. Видите, что осталось от этих записей, наверное, остальные сгорели в чёрной дыре. (достать обрывок листа бумаги с недописанным текстом).
Послушайте начало: «Однажды Витя остался дома один. Он сидел и читал свои любимые сказки. Вдруг в дверь постучали. Когда Витя открыл дверь, то увидел на пороге странное существо. Оно было зелёного цвета, маленького роста, с большим животом, со смешными рожками на голове, с огромными, но очень добрыми глазами. Так как Витя очень много читал, он сразу понял, что перед ним настоящий инопланетянин. Витя …
- Давайте придумаем, что было дальше и чем всё закончилось. А я буду записывать. И когда мы вернёмся на Землю, мы сможем написать об этом книгу, нарисовать к ней иллюстрации, рассказать нашим друзьям в садике. (дети сочиняют конец сказки)
7-ое задание «Выложи слово»
(на столах у детей конверты с буквами разной высоты и цветовые символы звуков)
- Робот оставил вам послание. Вы сможете его прочесть, если разложите буквы от самой высокой до самой низкой. (должно получиться слово «Плутон» - и буквы убираются). А теперь покажите роботу, как вы можете выложить схему этого слова. Мне кажется, что он никогда не слышал и не знает, что такое звуковой анализ слова. (дети выполняют звуковой анализ слова «Плутон»).
В индивидуальном порядке детям предлагается назвать гласные звуки в слове, назвать 1-ый звук в слове, 2-ой, последний. дать им характеристику, разделить слово на слоги, поставить ударение и т. д.
- Молодцы, и с этим заданием вы справились. За все задания вы получили буквы. Посмотрите на экран. Буквы разлетелись по всему звёздному небу. Может, кто-нибудь сможет собрать все эти буквы в одно слово, чтобы мы узнали, с какой планеты робот? (должно получиться слово «Плутон»; буквы на экране выстраиваются в слово).
Логопед: Пора нам отправляться на Землю. (дети встают в круг, берутся за руки, приседают и начинают отсчёт:10-9-8-7-6-5-4-3-2-1- пуск, дети встают, поднимают руки вверх, имитируя ракету; звук взлетающей ракеты).
Воспитатель: - Вот мы с вами снова в нашем любимом садике. Увлекательное было путешествие. Какие планеты мы пролетали? Сколько их всего? Давайте на память о нашем путешествии слепим планеты Солнечной системы, покажем и расскажем о них ребятам из других групп.
Самооценка и оценка деятельности детей. (детям предлагается выбрать себе звезду)
красную – если было трудно, интересно, для выполнения задания нужна была помощь;
зелёную – если было интересно, получалось, но не всё, были затруднения;
жёлтую – если было трудно, интересно, но всё получилось, справился со всем.
В это время логопед даёт устную оценку деятельности детей.
- А за то, что вы прекрасно справились со всеми заданиями, робот прислал вам сладкие сюрпризы-звёздочки (сладкие фигурки прикреплены к звёздам, которые привязаны к обручу – его держат воспитатель и логопед; детям предлагается сорвать звезду и загадать желание).