Татьяна Ершова
Интеграция различных видов искусств в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
«Интеграция различных видов искусств в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
в соответствии ФГОС ДО»
В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности, предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, направленного на физическое, социально-личностное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие дошкольника. Художественные и эстетические качества у детей являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. Многочисленные педагогические и психологические исследования показали, что раннее приобщение ребёнка к миру художественных образов благотворно влияет на формирование мыслительных процессов, создание положительной мотивации к творческой деятельности.
Публикация «Интеграция различных видов искусств в образовательной области „Художественно-эстетическое развитие“» размещена в разделах
Педагогика определяет художественно-эстетическую деятельность – как деятельность специфическую для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни. С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования проблема художественно-эстетического развития дошкольников особенно актуальна и одной из важнейших задач становится формирование творческой личности. В соответствии с ФГОС ДО, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» представлено музыкой, изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции по Федеральным государственным требованиям. Для нас важно научить ребёнка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи. Их отличают средства художественной выразительности, в этих задачах мы можем разойтись, но в целом назначение любого вида искусства - это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребёнок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, композитора, писателя, режиссёра, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя.
Важно знать каждому педагогу, что при интегративной подаче материала один из видов искусства должен выступать главным, доминантным, другие же – помогать более глубокому осмыслению художественного образа, усиливать степень его эмоционального восприятия детьми. Самое главное на интегрированном занятии – это единство целей, понимание задач, методов, приёмов, определяющих целостное развитие личности дошкольника. При составлении конспектов занятий, для воспитания художественного вкуса у детей, следует включать высокохудожественные образцы музыкальных и литературных произведений, использовать качественные репродукции произведений изобразительного искусства. Необходимо сочетать задания с высоким уровнем сложности с более простыми, а также играми и динамическими паузами для того, чтобы избежать переутомления детей. Интегрированные занятия подразумевают наличие у дошкольников знаний по данной теме, полученных в результате различных занятий, наблюдений, личного опыта, поэтому рекомендуются проводить один раз в месяц.
В качестве примера хочу представить интегрированное занятие по художественно-эстетическому развитию «Осень в гости к нам пришла!» для детей старшего дошкольного возраста.
- В начале занятия звучит «Осенняя песнь» П. Чайковского
- Воспитатель читает отрывки из стихотворений Е. Успенской «Подарило солнце», А. С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!»
- Дети исполняют песенку-попевку «Листики летят» музыка и слова М. Картушиной.
- В гости приходит Осень, дети вспоминают осенние месяцы. Дети импровизируют с листочками под музыку Л. Делиба «Вальс». Осень задает детям загадки про овощи и фрукты.
- Играют в пальчиковую игру «Капуста».
С Осенью вспоминают названия деревьев.
- Осень предлагает рассмотреть и полюбоваться репродукциями картин разных художников на мультимедийном экране.
- Дети играют в игру «Осенние листочки».
- Музыкальная игра на развитие танцевального творчества под музыку И. Штрауса «Вальс» Фа мажор.
- Дети делятся на три группы: изображают осень в рисовании, лепке, аппликации.
Дети 1-й подгруппы рисуют на большом листе бумаги золотую осень; дети 2-й подгруппы выполняют коллективную аппликацию «Осенью в лесу»; дети 3-й подгруппы лепят овощи и фрукты и выкладывают их на блюдо.
В процессе работы воспитатель побуждает использовать разные приемы при изображении силуэтов деревьев и кустов (вырезывание, обрыв, мозаика, прием рисования «по сырому» при передаче образа золотой осени, использовать стеки для передачи характерных особенностей овощей и фруктов.
Во время творческой работы звучит музыка П. Чайковского «Осенняя песнь» из цикла «Времена года».
- Осень угощает детей яблоками. Дети прощаются. Осень уходит.
В результате познание ребёнком произведений искусств происходит как через эмоциональное восприятие им художественного образа, так и через осознание, понимание способов его воплощения. Педагог шаг за шагом помогает ребёнку осознать, что каждому виду искусства свойственны свои средства выразительности. Образ одного и того же предмета, явления достигает особой выразительности за счет ярких индивидуальных средств того или иного вида искусства.
Ведущее место в осуществлении художественно-эстетического развития детей принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.
Список литературы:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-синтез, 2015. - 368 с.
2. Радынова, О. П. Музыкальные шедевры. –М. : ВЛАДОС, 2000.
3. 5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М. : ТЦ Сфера, 2016. – 96с.
4. Грибанова М. В. «Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста» 2003.
5. Адаскина А. А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности. – М. : Просвещение, 2008.