Лучший педагог года

Формирование речевой культуры младших школьников в процессе обучения математическому языку

Елена Земляная
Формирование речевой культуры младших школьников в процессе обучения математическому языку
▼ Скачать + Заказать документы

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. В статье представлены методические условия формирования речевой деятельности первоклассников с использованием математического языка. Формирование таких компонентов речи как четкость формы, логичность, точность, последовательность, адекватное выражение мысли, правильности употреблении математических терминов. Разработан комплекс задач для обеспечения интеграции развития речи и математики.

Ключевые слова. Речевая культура, математический язык, формирование, младшие школьники.

В настоящее время изменились требования государства и социума к образованию. По нашим наблюдениям, самой востребованной моделью является личностно–ориентированная модель, которая удовлетворяет гуманной направленности, целостности, развитию самодостаточности. Целостность, в свою очередь, предполагает интеграцию всех наук для развития учебных универсальных действий. Математика обладает для реализации этих целей серьезным потенциалом. В частности, организация научного поиска создает широкие интеграционные возможности. Заметим, что понятия «математическая культура» и «культура речи» имеют общее общее основание «культура». Язык математики является и целью и средством для понимания смыслов и содержания. Несформированная речая культура является препятствием для развития математического языка. Исследованиеми культуры речи при обучении математики занимались Б. В. Гнеденко, А. Г. Мордкович, А. Я. Хипчин [1; 2]. И. А. Гишбу разработал методические рекомендации. Я. И. Груденова исследовала деятельность учителя при интегрировании занятий. Тема языковой игры и необходимых условий для интеграции математики и развития речи нашла отражение в работах Т. С. Анисимовой, Н. А. Иващенко: «Креативные игры помогают нестандартно мыслить, развивают речь и воображение, порождают стремление к творческому решению задачи» [3].

Следует обратить внимание на особенности интерактивного обучения. «Применение интерактивных методов отличается от традиционной системы обучения тем, что в группе происходит взаимное обучение ее участников» [5] Однако эмпирического материала для реализации интеграционных возможностей дисциплин «Развитие речи» и «Математика» в первом классе крайне недостаточно. Мы поставили цель восполнить этот пробел. Идея нашего исследования в том, что если разработать и систематически в занятия по развитию речи включать математические задачи и диалоговые формы с использованием математики, то динамика культуры математической речи будет положительной.

При обучении математике в первом классе важно обеспечить усвоение смысла вводных понятий, определенных факторов, алгоритмов.

Учебный материал основан на совместном использовании словесной и символико-графической форм описания учебного материала. Добиться осознанного и точного понимания учебного материала возможно при высокой подготовке первоклассников к восприятию информации: развитие умения наблюдать и сравнивать, находить аналогии между фигурами, числовыми и буквенными выражениями; выделять существенные признаки фигур и выражать результаты

- 35 -

умственной деятельности в словесной форме.

Отсюда вытекает проблема: как формировать речевую деятельность первоклассников по использованию математического языка. Развитию речи уделяют внимание в методических исследованиях по разным школьным дисциплинам. Этими вопросами занимались Н. Р. Львов, Т. А. Ладыженская и другие авторы методик. Эта проблема рассматривается в работах Н. В. Микляевой («О теории и технологии развития математических представлений у детей») [6], С. Е. Царевой («Методика преподавания математики в начальной школе») [7]. На специфику математической речи при обучении математике указывали Б. В. Гнеденко, М. В. Пототский, А. Я. Хинчин.

На основе выявленной проблемы и актуальности нашей темы мы поставили цель: формирование математической речи у первоклассников.

Задачи исследования.

1) Определить, на каком уровне развития находится речь первоклассников.

2) Выявить уровень сформированности математического языка первоклассников.

3) Формировать речевую деятельность по использованию математического языка.

Чтобы успешно развивалась математическая речь у первоклассника, невозможно обойтись без развития речи, потому что математическая деятельность сопровождается речью педагога и младших школьников. Первоклассники должны отвечать на поставленные вопросы простыми, распространенными предложениями, уметь сочинять математические загадки, им нужно научиться выделять в задачах существенные свойства предмета.

Таким образом, нам необходимо обратиться к идее интегрирования уроков. Идеи интегрированного обучения в теоретическом и практическом аспектах отражаются в концепции речевого развития ребенка О. С. Ушакова.

Вопросы развития речи первоклассников рассматривались учеными в разных аспектах и направлениях, втом числе в области математики.

Формирование математического языка – организованный, целенаправленный процесс и в целях его эффективности необходимо обращать внимание на закрепление в активном словаре ребенка математических терминов, важна точность, безошибочное употребление слов, правильное построение предложений, рассуждений, высказываний.

Для достижения поставленной цели нами были организованы следующие этапы исследования.

На первом этапе проведена педагогическая диагностика с использованием методики «Образ и правила». Даны задания на умение установить количественные отношения «больше – меньше» между объектами и явлениями, сравнить с образцом и найти ошибку. Упражнения направлены на выявления уровня математической речи у младших школьников. Критерии оценки: трехуровневая оценка (высокий, средний, низкий).

В эксперименте участвовали 20 первоклассников, были проведены анализ и интерпретация полученных результатов:

высокий уровень – 3,

средний уровень – 9,

низкий уровень – 8.

Исходя из результатов видно, что речь первоклассников слаба; дети не умеют излагать свои мысли связно, ясно, грамотно и логично.

Для формирования математического языка на втором этапе были разработаны следующие задания, которые вписываются в учебный процесс и дают заметный развивающий эффект:

- 36 -

1) работа с числовыми выражениями;

2) работа с условием задачи.

Задача №1. Соотнести словесную запись с математическим выражением.

В процессе выполнения задачи необходимо следить за правильностью речи детей. В соответствии с условиями задачи первоклассники находят значения числовых выражений, соответствующие высказываниям (предложениям, при этом все записи должны быть использованы:

- из десяти вычесть три;

- семь прибавить к пяти;

- к двум прибавить шесть;

- одиннадцать минус семь;

- шесть вычесть из двенадцати;

- двенадцать минус шесть;

- к пяти прибавить девять;

- девять прибавить к четырем.

(12–6; 6–12; 10–3; 5+9; 5+7; 2+6; 11–7; 9+4).

Это задание начинается с чтения предложений, затем дети записывают их с помощью цифр, знаков действий, а потом решают.

Задача №2. Прочитать математическую запись по-разному.

1) 4+5:

- четыре прибавить к пяти;

- сумма четырех и пяти;

- четыре увеличить на пять;

- на пять больше чем четыре;

- слагаемые четыре и пять;

- к четырем прибавить пять. 2) 7–4:

- уменьшаемое семь, вычитаемое четыре;

- разность семи и четырех;

- семь уменьшить на четыре;

- четыре вычесть из семи;

- из семи вычесть четыре;

- семь минус четыре.

Эти задания способствуют более интенсивному развитию речи и формированию произношения и употребления математической терминологии.

Задача№3. Составить вопрос по данному условию.

- На полянке пять сосен и три ели (необходимо придумать вопрос к задаче).

Задача№4. Составить вопрос по данному условию.

- Торт разрезали на восемь кусков. Пять кусков съели (необходимо придумать вопрос к задаче).

Задача №5. Расположить по порядку предложения.

- У одного зайца на три морковки больше, чем у другого. Сколько морковок у каждого зайца. У двух зайцев девять морковок.

Такие задачи хорошо развивают математический язык.

Задача№6. Назвать верное решение, прочитать и записать с помощью цифр и знаков действий.

- сумма пяти и восьми равна четырнадцати;

- шесть больше восьми на один;

- двенадцать меньше пятнадцати на три;

- с десяти утра до тринадцати часов прошло три часа.

На завершающем этапе была проведена диагностика по методу «общего приема решения задач» для выявления сформированности математического языка.

- 37 -

Критерии оценки установлены от высокого до низкого уровня:

высокий – 7,

средний – 10,

низкий – 3.

Исследования показали, что задания для формирования речевой деятельности с использованием математического языка способствуют уровню математическогоразвития, что подтвердило нашу гипотезу.

Ссылки на источники

1 Гнеденко, Б. В. Элементарное введение в теорию вероятностей / Б. В. Гнеденко, А. Я. Хинчин. – М. : Наука, 1982.

2 Мордкович, А. Г. Поурочные разработки по алгебре и началам анализа / А. Г. Мордкович. – М. : Наука, 2011.

3 Иващенко, Н. А. Креативная игра в развитии лексических навыков дошкольников, как путь преодоления негативных явлений / Н. А. Иващенко, Т. С. Анисимова // Факторы и условия искоренения коррупции и других негативных явлений: психолого–педагогический аспект : материалы II Всероссийской конференции. - 2017. - С. 32 – 37. 4 Анисимова, Т. С. Образование в условиях неопределенности / Т. С. Анисимова, А. Р. Жамалова // Право и практика : научный журнал. - 2017. - № 2. -С. 263-267.

5 Савченко, А. В. Интерактивные технологии в новой дидактике обучения / А. В. Савченко, Т С. Анисимова // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2017. – №S2. – С 137-143.

6 Микляева, Н. В. Теория и технология развития математических представлений у детей : учеб. для студ. высш. учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. – М. : Академия, 2014.

7 Царева, С. Е. Методика преподавания математики в начальной школе : учебник / С. Е. Царева. – М. : Академия, 2014. – 495 с.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Дата проведения контроля.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование речевой культуры младших школьников в процессе обучения математическому языку
Опубликовано: 23 февраля 2025 в 16:46
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование речевой культуры младших школьников в процессе обучения математическому языку» (включая файлы) размещена пользователем Елена Земляная (УИ 213804) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 февраля 2025 вторник
26 февраля 2025 среда
Фисташковое творчество
Всемирный день неторопливости



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД