Екатерина Червенко
Инновационный подход к организации образовательной деятельности в ДОУ на основе экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье рассматриваются инновационные педагогические технологии по работе с дошкольниками на основе экспериментальной деятельности в условиях ДОУ.
Ключевые слова: познавательный интерес, экспериментальная деятельность, опыты и эксперименты, дошкольники.
В связи с тем, что 2021 год объявлен годом «Науки и Технологий», а также во исполнение Федеральных проектов, входящих в состав Национального проекта «Образование», возникает необходимость поиска современных педагогических технологий воспитания и обучения, создание условий для обеспечения мотивации к учебным действиям, вовлечение каждого в образовательный процесс [4]. Одним из возможных путей решения поставленных целей и задач может стать экспериментальная деятельность с дошкольниками в условиях ДОУ.
Публикация «Инновационный подход к организации образовательной деятельности в ДОУ на основе экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Актуальность темы экспериментирования в ДОУ обусловлена как задачами Федеральных проектов, так и базовыми принципами ФГОС ДО. Педагогу необходимо создавать все необходимые условия каждому ребенку для самостоятельного, практического, творческого поиска информации, с целью раскрытия его потенциала, усовершенствования способности в открытии свойств объектов окружающей действительности, т. е. наша задача состоит в превращение образовательного процесса в инструмент творческого освоения мира. Исходя из последних данных по изучению мотивации к учебной деятельности у младших школьников, можно сделать вывод о том, что данный процесс находится на низком уровне, дети зачастую не готовы к самостоятельному поиску информации, эмоциональная заинтересованность невелика [5]. Один из возможных путей решения поставленной проблемы - создание условий для детского экспериментирования в условиях ДОУ, где каждый ребенок может найти себе занятие по силам, интересам и способностям.
Опираясь на исследования академика Н. Н. Подъякова относительно вопроса экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста можно сделать вывод о том, что данный вид деятельности сопровождает ребенка непрерывно, начиная с младенческого возраста [1,3]. Изначально данный вид деятельности представлен в виде элементарных действий с предметами, это извлечение звуков из предметов (удары по предмету, бросание игрушки, разбор игрушки по запчастям, опускание предметов различной формы и величины в воду и т. д. На этапе дошкольного возраста экспериментальная деятельность в условиях ДОУ находит свое отражение в основной образовательной программе и в модульном планирование. Занимаясь с детьми экспериментированием в рамках запланированной деятельности, педагоги МБДОУ ДС №26 «Солнышко» г. Старый Оскол пришли к выводу о том, что данный вид деятельности весьма эффективен в освоении информации о свойствах и объектов окружающей действительности. Дети проявляют познавательную активность, любознательность, заинтересованность, инициативу по проведению самостоятельных опытов и экспериментов. В связи с чем был сделан вывод о том, что данный вид деятельности можно вывести за рамки основной образовательной деятельности, и нами были апробированы на практике проведение опытов и экспериментов во время, свободное от организованной образовательной деятельности.
Необходимо отметить, что по результату проведения эксперимента у детей возникает настолько большой восторг от новых открытий, что зачастую в эмоциях «растворяется» педагогическая задача, направленная на освоение новой информации. В вязи с чем необходимо начало эксперимента посвятить фокусировки внимания дошкольников на заданной проблеме. Также по результату проведения эксперимента вновь вернуться к поставленным целям и задачам, подвести итог проделанной работы. В процессе экспериментирования педагогу необходимо предоставить возможность проявления инициативы каждому ребенку, дать возможность как теоретически предоставить свои домыслы, так и практически поучаствовать в экспериментальной деятельности, ведь опираясь на психологические особенности дошкольников, информация, которую ребенок получает самостоятельно при помощи практических действий надолго фиксируется в его памяти, в отличии от информации, полученной путем прямой передачи знаний.
Необходимым условием для успешного решения образовательной задачи через экспериментальную деятельность является наличие необходимого оборудования. Это создание специально отведённого центра экспериментирования с наличием различных колбочек, пробирок, весов, а также расходного материала (глина, соль, клей, сечи, воздушные шары и т. д.). Также возможно поиск природного материала для проведения опыта во время совместной прогулки с детьми.
При помощи экспериментальной деятельности можно изучить свойства воды, воздуха, света, электричества, физические свойства различных материалов. Однажды, продемонстрировав в качестве альтернативы традиционного формата проведения ООД - экспериментирование, был сделала вывод, что данный формат занятий наиболее интересен детям. Они активно принимают участие в деятельности, видна их заинтересованность, положительная эмоциональная рефлексия. Само мероприятие выстраивается поэтапно: традиционно изначально создается проблемная ситуация, детьми формулируется вопрос, ставится цель и определяются задачи. Затем выдвигаются предположения детей о том, как разрешить поставленные задачи, и происходит плавный переход к практической части. Детям предлагается необходимый набор предметов для проведения эксперимента, а также дополнительные предметы и вещества на случай проявления инициативы детей по их использованию.
Для достижения высокой результативности от экспериментальной деятельности необходимо опираться на принцип личностно-ориентированного подхода, создавать проблемные ситуации различного уровня сложности на проведение опыта, в зависимости от психофизиологических особенностей детей. Также необходимо отметить что, наибольшую эффективность от опытно-экспериментальной деятельности можно достичь в небольшой подгруппе детей (7-10 человек, для того чтобы каждый ребенок мог проявить инициативу, непосредственно поучаствовать в ходе эксперимента.
На практике зачастую перед проведением какого-либо мероприятия по экспериментированию педагог проводит беседу на тему предстоящего эксперимента, предлагается просмотр тематических картинок, чтение специальной литературы, разгадывание загадок по теме, а также предлагается проведение открытой дискуссии, где каждый ребенок делится домыслами, рассказывает ситуацию из жизненного опыта и т. д.
В ходе опытно-экспериментальной деятельности у ребенка формируется познавательный интерес, развивается логическое мышление, увеличивается словарные запас, формируются навыки проведения опытов и экспериментов, навыки работы в коллективе, а также навыки соблюдения техники безопасности. Для формирования большей мотивации при проведении опытно-экспериментальных действий предлагается использование специальных костюмов (халат, защитные очки, перчатки, шапочки, маски, в данном случае дети чувствуют себя настоящими исследователями, учеными, создается атмосфера лаборатории, дети ощущают свою значимость, возникает дальнейшая заинтересованность в проведении экспериментирования.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что опытно-экспериментальная деятельность в полной мере отвечает современным принципам образования, является инновационным педагогическим методом и соответствует требованиям ФГОС ДО, отвечает заданным целям и задачам Федеральных проектов, входящих в состав Национального проекта «Образование».
ЛИТЕРАТУРА
1. Поддьяков, Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддьяков. М., 1996. -32 с.
2. Поддьяков, Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект / Н. Н. Поддьяков. Волгоград: Перемена, 2013. - 47 с.
3. Поддьяков, Н. Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами / Н. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 1996. No 4. С. 14-24.
4. https://minpromtorg.gov.ru/common/upload/docVersions/5d623e7b1547a/actual/Информационные_материалы_о_национальных_проектах_по_12_направлениям_стратегического_развития_compressed.pdf
5. https://psyjournals.ru/files/76730/kip_2_2015_Arkhireyeva.pdf