Приложение МААМ

Инновационный педагогический опыт: «Экологическое воспитание через игровую деятельность дошкольников»

Ольга Дятлова
Инновационный педагогический опыт: «Экологическое воспитание через игровую деятельность дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность и перспективность опыта.

Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, именно в это время закладываются основы правильного отношения к окружающему миру.

С принятием законов РФ «Об охране окружающей природной среды», «Об образовании» и постановления «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (30.03 1997 №4/1-6) экологическое образование постепенно становится направлением в работе дошкольных учреждений. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которой является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.

Публикация «Инновационный педагогический опыт: „Экологическое воспитание через игровую деятельность дошкольников“» размещена в разделах

Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, зелени, образовавшейся в результате производственной деятельности человека и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей.

В жизни детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра.

Концептуальность

Концепция – это система взглядов на какое-либо явление, система ведущих идей по определённому вопросу, глобальное его рассмотрение.

Концептуальность моего опыта определяется следующими основополагающими принципами и приё мами:

Принцип регионального компонента (изучение природы родного края, который позволяет:

- формировать у детей понятия на основе непосредственных наблюдений и изучения предметов и явлений окружающей среды;

- использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;

- решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств;

- создавать благоприятные условия для самовыражения, когда каждый ребёнок имеет возможность проявлять свою индивидуальность.

Теоретическая база опыта :

Экологическое воспитание детей волновало и волнует ученых всего мира. В своей работе я использую:

-Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. -М. ,1995-267с

-Ядешко В. И., Сохина Ф. А. Дошкольная педагогика. -М. ,Просвещение,1978-301с

-Калиниченко А. В., Микляева Ю. В. Развитие игровой деятельности дошкольников. М. ,2004

-Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников, Минск,1976

-Величко С. Н., Светличная Т. Н. Мы выходим на прогулку- Кокшетау: «Келешек- 2030»,2010

-Столяр А. А. Давайте поиграем. М., 1991

-Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир»;

-Дыбина О. В. «Неизведанное рядом»;

Технология опыта.

Игровой метод обучение очень близок детям, так как игра основной вид деятельности.

Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения, соответствующих различным ситуациям, моделей поведения.

(С. Н. Николаева).

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных через экологические игры, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти качества, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер дошкольника, станут его основой, помогут на протяжении всей его дальнейшей жизни бережно относиться к окружающему миру. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

Мной были разработаны:

-рабочая программа кружка «От чего и почему»»,

-проект «Исследователи природы»;

-создана предметно -развивающая среда (детская лаборатория);

-серия занятий по детскому экспериментированию;

-составлена картотека опытов с объектами «неживой» природы;

-картотека дидактических игр.

В своей работе я использую дидактические игры. Очень важны для развития детей дошкольного возраста сюжетно – ролевые игры. Включение элементов сюжетно – ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе создает эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усваивают новый материал.

Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Одним из видов творческих игр, являются строительные игры с природным материалом. Выделяют сюжетные и бессюжетные игры с природным материалом, которые максимально приближают детей к природе, т. к. их желательно проводить в естественных условиях, соблюдая при этом большую осторожность и осмотрительность в выборе материала и места проведения самой игры. В ходе игры воспитатель, беседуя с детьми, помогает им усвоить некоторые свойства материала, помогает в его отборе и использовании. Подобные игры всегда вызывают интерес и активное желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – все это используется в качестве природного материала при организации и проведении игр этого вида. Гуляя с детьми в парке, полезно обращать внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности и воображения.

Интеллектуальные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений и навыков. К ним относятся: конкурсы, КВН, викторины, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и др.

Еще одним важным видом экологической игры являются игры – путешествия. Путешествия здесь выполняют функцию экскурсий. Дети посещают музеи, выставки, зоопарк, зооферму. В процессе игр – путешествий дети посещают новые, интересные места и расширяют имеющиеся и получают новые знания о природе. Воспитатель в этой игре выполняет главную роль – экскурсовода, заведующего фермой и т. д.

В связи с активным распространением видеотехники, компьютеров дошкольники стали меньше играть самостоятельно. Наблюдения показали, что даже в случае вовлечения в такую игру дети редко включают в нее экологическое (природоохранное, о правилах экологической безопасности и т. д.) содержание. Самостоятельная игра детей дошкольного возраста требует особого внимания и создания необходимых условий.

Принципы составления опыта :

1. Принцип научности: - предполагает подкрепление всех средств познания научно обоснованными и практически апробированными методиками; - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

2. Принцип целостности: - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности; - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

3. Принцип систематичности и последовательности: - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников; - предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания : - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию; - обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

5. Принцип доступности: - предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми; - предусматривает решение программных задач в совместной деятел

6. Принцип активного обучения: - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач; - обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

7. Принцип креативности:

- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

8. Принцип результативности: - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Ведущая педагогическая идея

Моя педагогическая идея – формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста. Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно- правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимания ценностей жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Основная цель данной педагогической идеи - формирование человека с новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой, а также воспитание активной и творческой личности. Для достижения этой цели определены следующие задачи:

- развивать познавательный интерес к миру природы;

- направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы;

- формировать такие нравственные качества личности дошкольников как доброта, сострадание, внимательность;

- прививать трудовые природоведческие навыки;

-вести экологическое просвещение родителей через родительские уголки, участие в мероприятиях экологической направленности.

Психологическая целесообразность педагогического опыта.

Правильный подход к экологическому воспитанию должен не только всесторонне учитывать возможности детей – дошкольников, но и ставить на первое место уважение их интересов, любых индивидуальных творческих проявлений. Это будет той психологической базой, на которой возможна организация различных видов деятельности дошкольников, позволяющая каждому ребенку найти свое место на непосредственно образовательной деятельности независимо от уровня способностей.

Учитывая возрастные и индивидуальные способности детей, составлен план реализации инновационного опыта. Это помогает развивать память, мышление, творческую фантазию и воображение на уровне данного возраста.

Разработаны и собраны игры детей, соответствующие возрасту. Это позволяет отследить результат приобретенных умений и навыков в начальном этапе и в конце реализации проекта.

Инновационный педагогический опыт направлен на воспитание основ экологической воспитанности. Взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как, сочувствие, находчивость, любознательность.

В результате проводимых мероприятий, у детей развиваются положительное, гуманное отношение к природе, что человек и природа взаимосвязаны.

Оптимальность и эффективность средств

В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям.

• Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих, законов его развития: «Назови одним словом», «Что общего?», «Что часть чего?», «Рыбы-птицы-звери», «Цепочка».

• Игры на развитие чувственного восприятия : «Мир звуков», «Наши помощники», «Узнай по запаху», «Какой овощ ты съел?»

• Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания : «Хорошо-плохо», «Что будет, если.», «Берегите природу!» и так далее.

• Игры на развитие навыка анализа ситуации через целенаправленное суждение поля поиска : «Да - не».

• При организации игры я использую системный подход различных видов активной деятельности детей : исследовательская, продуктивная, театральная, двигательная, музыкальная. Использую различные методы и приёмы.

Проектная деятельность.

Это деятельность, которая направлена на развитие самостоятельности детей, умственных и интеллектуальных способностей. Учит детей выдвигать гипотезу и находит пути ее решении.

Мини музей

В своей работе я также эффективно использую следующие формы работы с детьми:

- циклы наблюдений за растениями в уголке природы;

- целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и литературных персонажей;

- игры экологического содержания;

- словесные обсуждения и проигрывание ситуаций;

- чтение литературы природоведческого содержания;

- инсценировки, театрализованные представления;

- проведение опытов и экспериментов с песком, глиной, водой, воздухом;

- экологические праздники;

- оформление гербариев листьев деревьев, лекарственных трав;

- изготовление поделок из природного и бросового материала;

- интегрированные занятия.

Результативность опыта

Результативность опыта заключается в совместной деятельности педагога и воспитанников. Я, считаю, что в результате игровой деятельности добилась реализации поставленной цели. У детей возникает познавательный интерес к объектам природы. В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировались трудовые навыки. Дети усвоили основы бережного и заботливого отношения к живой природе. Освоили нормы поведения в природном окружении. Научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе. Эта работа также помогла мне наладить контакт с семьями воспитанников.

Распространение педагогического опыта

Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества: открытые занятия, мастер – классы, выступления на семинарах, презентациях, конференциях, круглых столах, курсах повышения квалификации, в рамках которых демонстрировался данный педагогический опыт.

Разработаны практические рекомендации и алгоритм метода проектов, определены цели, содержание, формы организации проектной деятельности, задачи обучения на каждом возрастном этапе, в соответствии с основными линиями развития, наблюдается сближение позиций дошкольного учреждения и семьи в совместной проектной деятельности. Опыт работы может быть использован в практической деятельности воспитателей возрастных групп, опубликован на сайте учреждения и в районной газете «Победа».

Материалы опубликованы в социальной сети работников образования на мини-сайте.

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приёмы работы с воспитанниками

Основные формы и приёмы работы с воспитанниками изложены в следующем комплекте документов:

- перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности;

- планы воспитательно-образовательной работы с детьми;

- система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы;

- план самообразования;

- план работы с родителями.

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое развитие дошкольников через игровую деятельность Дошкольное детство – это наиболее благоприятный период развития у детей способности воспринимать, чувствовать прекрасное в жизни и искусстве,.

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Инновационный педагогический опыт «Обучение дошкольников безопасному поведению на улице» "Обучение дошкольников безопасному поведению на улице" Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.

Инновационный педагогический опыт «Русский музыкальный фольклор в художественно-эстетическом развитии дошкольников» Представление педагогического опыта Репиной Ирины Владимировны музыкального руководителя структурного подразделения «Красносельцовский детский.

Инновационный педагогический опыт работы воспитателя «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада» ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ «КЕМЛЯНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» ЛУНИНОЙ НАТАЛЬИ МИХАЙЛОВНЫ.

Инновационный педагогический опыт «Экологическое воспитание младших дошкольников» Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Коммунарский детский сад «Солнышко» Лямбирского муниципального района РМ Устиновой.

Методический семинар «Экологическое воспитание дошкольников через игровую деятельность» В Оргкомитет районного конкурса «Воспитатель года - 2017» КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР» Новикова С. М. МБДОУ «Коммунарский.

Инновационный педагогический опыт по нравственному воспитанию дошкольников 2 слайд Вот мои детки! И за кадром еще 25 ребят. Они пришли в детский сад такими несмелыми, неумелыми. Какими они вырастут? Как сформировать.

Педагогический совет «Экологическое воспитание дошкольников через экспериментальную деятельность»Педагогический совет «Экологическое воспитание дошкольников через экспериментальную деятельность» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» Цель: Совершенствование работы в детском.

План самообразования «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельность» План мероприятий с детьми. Сентябрь 1. Подготовка материала для изучения экологической культуры. 2. Дидактические игры на осеннюю тематику:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный педагогический опыт: «Экологическое воспитание через игровую деятельность дошкольников»
Опубликовано: 17 сентября 2018 в 20:37
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационный педагогический опыт: «Экологическое воспитание через игровую деятельность дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Дятлова (УИ 973736) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД