наталья хохлова
Инновационный педагогический опыт «Обучение дошкольников безопасному поведению на улице»
▼ Скачать + Заказать документы
"Обучение дошкольников безопасному поведению на улице"
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.
Публикация «Инновационный педагогический опыт „Обучение дошкольников безопасному поведению на улице“» размещена в разделах
.Актуальность и перспективность опыта
Актуальность выбора данной темы обусловлена тем, что обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, т. к. знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.
Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, то именно педагоги дошкольного учреждения должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его как дисциплинированного пешехода. Задача педагогов и родителей – воспитывать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Инновационность опыта - тема «Обучение дошкольников безопасному поведению на улице» общеизвестная, а инновация моего опыта состоит в апробации технологии проектной деятельности при изучении данной темы.
На сегодняшний день, метод проектов широко распространен, популярен, актуален, эффективен. Это объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном процессе, вовлечением родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения, на что и направлена модернизация дошкольного образования.
Цели и задачи
Цель моего опыта - сформировать у детей дошкольного возраста навыки безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения, сохранить жизнь и здоровье детей, способствовать формированию осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях.
Исходя из цели, были сформированы задачи, которые решаются через интеграцию образовательных областей.
Ведущая образовательная область данного опыта работы - «Социально-коммуникативное развитие».
Одна из задач данной образовательной области – сформировать целостную картину мира и расширить представления о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни; освоить общепринятые нормы и правила взаимоотношений в контексте безопасного поведения.
Реализация этой задачи занимает ведущую роль в данном опыте работы, где у детей формируются знания о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дороге в качестве пешехода, пассажира; идет знакомство с элементами дороги и пешеходным переходом, сопутствующими дорожными знаками. Расширяются знания о светофоре и значении его сигналов, формируются знания о видах транспорта, общественных остановках. Дети продолжают знакомиться с культурой поведения на улице и в транспорте.
Следует отметить, что данные задачи так же решаются в следующих образовательных областях:
• «Познавательное развитие», познакомить детей:
- с понятием улица, ее основными частями (дорога - проезжая часть, обочина; тротуар, односторонним и двусторонним движением;
- с видами пешеходных переходов и дорожными знаками, обозначающими их, а также перекрестком и правилами его перехода;
- познакомить детей с понятием «светофор», уточнили, что обозначают цвета светофора и их последовательность (красный, желтый, зеленый);
- с видами транспорта (наземный, водный, воздушный) и транспортных средств различного назначения (общественный, специальный транспорт);
• «Художественно-эстетическое развитие» - организация совместной деятельность воспитателя с детьми по разным направлениям художественного творчества (лепка, аппликация, рисование; разучивание стихов, загадок; знакомство с различной литературой по данной теме);
• «Речевое развитие» - развить свободное общение в процессе освоения способов безопасного поведения, оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях; использовать художественные произведения для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности.
• «Физическое развитие» - развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации);
– накопление и обогащение двигательного опыта у детей;
– формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Исходя из цели и задач выдвинута следующая гипотеза: если давать детям знания о правилах дорожного движения, то можно сформировать потребность в их выполнении, сократив, таким образом, число дорожно-транспортных происшествий.
Теоретическая база опыта
С первых лет установления советской власти в нашей стране было уделено большое внимание развитию и организации движения, особенно общественного городского транспорта, и грузовым перевозкам. На сегодняшний день проблема воспитания у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города очень актуальна. В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах Н. Н. Авдеевой, Р., Б. Стеркиной, Н. Л. Князевой, А. В. Гостюшиным, Н. И. Клочановым, М. М Котик, О. А. Скоролуповой, Т. А. ШорыгииоЙ и др.
Формы, методы и приемы работы с детьми.
В своей работе с детьми использую следующие методы и приемы:
1. Словесный:
- устное изложение (знакомство с новыми знаниями по теме, фактами, событиями);
- беседа ( были проведены следующие беседы: «Опасные ситуации на улице и дороге», «Машины на нашей улице», «А если светофоры исчезнут?», «Для чего нужна дорога?», «Где можно играть на улице», «Кто такие пешеходы и пассажиры?», «Правила перехода улиц и дорог»; учились составлять творческие рассказы - «Если бы все знаки перепутались?», «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?» и сказки - «Жил – был светофор» и др.);
- чтение художественных произведений (познакомились с такими произведениями, как: С. Михалков «Светофор», М. Пляцковский «Светофор», А. Северный «Три чудесных цвета», Я. Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой…», В. Головко «Правила движения», И. Гурина «Малышкин светофор», «Непослушный пешеход», В. Сутеев «Капризная кошка»; С. Михалков «Моя улица»; В. Берестов «Про машину»; Э. Мошковская «Я тоже буду шофером»; Т. Шипошина «Автобус»; С. Михалков «Если свет зажегся красный…»);
- составление рассказов и сказок, загадок, заучивание стихотворений.
2. Наглядный:
- презентация собственных материалов и интернет ресурсов (просмотр презентаций «Дорожные знаки», «Из каких частей состоит дорога», «Виды транспорта»; обучающих мультфильмов «Дорожная азбука тетушки Совы», «Смешарики. Правила дорожного поведения» и др.);
- работа с иллюстрациями по теме;
- наблюдение (наблюдения за транспортом, за поведением людей на дорогах);
3. Практический:
- выполнение различных творческих работ по данной тематике (создание макета с детьми с элементами конструирования из бумаги и аппликации, расстановкой необходимых дорожных знаков, добавлением транспорта; оформление альбома маршрутных листов «Моя дорога в детский сад» и др.);
– применение полученных знаний в сюжетно-ролевых играх («Водитель и пешеход», «По дороге в детский сад», «Путешествие по городу», «Вежливые пассажиры»,проведение занятия «Путешествие в страну Правил Дорожного Движения»
Стараюсь строить свои занятия с учетом принципа интеграции, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Существует три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой:
• Ребенок-пешеход
• Ребенок пассажир городского транспорта
• Ребенок водитель детских транспортных средств (велосипед, самокат)
Для поддержания интереса к творчеству, работу осуществляю во всех формах своей деятельности с детьми:
- Целевые прогулки к проезжей части, перекрестку;
- Различные виды ИЗО деятельности;
- Различные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);
- Досуги, праздники, развлечения
- Рассказы воспитателя, чтение художественной литературы;
- Рассматривание дидактических картинок и иллюстраций;
- Беседы и разговоры по ПДД;
- Наблюдения за транспортом и пешеходами.
Для повышения работоспособности, снижения уровня утомляемости, снятия психологических нагрузок у детей, включаю элементы здоровьесберегающих технологий:
- релаксация;
- сказкотерапия;
- игротерапия;
- физкультминутки.
Педагогические технологии.
Согласно вступивших в силу ФГОС, ДО требует от нас, педагогов, реализации новых педагогических технологий, постоянного творческого поиска. Поэтому в своей работе я использую следующие технологии:
- целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта специфических видов деятельности;
- проектной деятельности;
- здоровьесберегающие;
- личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
- информационно-коммуникационные технологии.
Подробней остановлюсь на технологии проектной деятельности
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители, воспитатель – родители.
В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.
Нами были реализованы следующие проекты: «Светофор – наш верный друг», «Безопасность детей на дорогах», «Автомобили буквально все заполонили».
Работа с родителями.
Согласно ФГОС Дошкольного Образования части 3.1. пункта 8 – работа с семьями (законными представителями) должна учитывать современные подходы к взаимодействию педагога с родителями. Главная тенденция – это использование эффективных форм и методов. Поэтому я использую следующие формы:
- совместное создание предметно – пространственной развивающей образовательной среды, в которой родители оказывают помощь в подготовке практического материала для центра «ПДД»;
- беседы, раздача буклетов
- демонстрации видео роликов
- папки-передвижки
Для активизации родителей используются следующие методы:
Обсуждение разных точек зрения по профилактике детского травматизма.
Решение проблемных задач в воспитании и формировании навыков безопасного поведения.
Тренинговые игровые упражнения и задания.
Анализ родителями и педагогами поведения ребенка на улице.
Обращение к опыту родителей.
Привлечение к активной деятельности.
Результаты работы с детьми.
В настоящее время мы с родителями создаём условия для развития смышленого и любознательного ребенка, для развития творческих способностей, дарованных природой. И благодаря организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды, подбору эффективных методов и приемов не только с детьми, но и с родителями, удалось достичь высоких результатов освоения детьми правил безопасного поведения на дорогах.
Адресная направленность опыта.
Представленный инновационный педагогический опыт работы вызывает интерес у педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Опыт работы представлен системой работы по внедрению проектной деятельности в образовательный процесс: мини-проектами, детскими рисунками, развлечениями.
Опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели дошкольных образовательных учреждений. Конспекты и мероприятия размещены на личном мини-сайте МААМ. ru
. Список литературы
1. Антюхин Э., Сулла М. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни. - 1997. - N 5. - С. 34-37.
2. Безопасность. Ребенок в городе: Рабочая тетрадь 1 - 4: Для детей старшего дошкольного возраста. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - М. ; Просвещение. - 2006.
3. Борисова Л. В. Методическое пособие для педагогов и детей по ПДД/ Л. В Борисова. - Наб. Челны,2006.
4. Баряева Л. Б. Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения. – М. : Дрофа, 2007
5. Занятия по правилам дорожного движения / Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева. Под ред. Е. А. Романовой. – М. : Сфера, 2008. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская. – М. : Просвещение, 2004
6. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малышкина. – М., 2005.
7. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.6 Степаненкова Э. Я., Филенко М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. М., 2000.
8. Степаненкова Э. Я., Филенко М. Ф. «Дошкольникам о правилах дорожного движения». М. «Просвещение» 1975 г.
9. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице : Учебное пособие – М. : Центр педагогического образования, 2007.
10. Черепанова С. Н. Правила дорожного движения – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
11. Юрянин «Светофор» М. Издательство «Детская литература» 1971 г.