Александра Устинова
Инновационный педагогический опыт «Экологическое воспитание младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный педагогический опыт воспитателя
МБДОУ «Коммунарский детский сад «Солнышко»
Лямбирского муниципального района РМ
Устиновой Александры Вячеславовны
«Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
1. Перспективность и актуальность педагогического опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).
Публикация «Инновационный педагогический опыт „Экологическое воспитание младших дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Это работа начинается в детском саду - первом звене системы непрерывного образования. Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его целостной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвинутых принципов и приемов).
Новизной и отличительной особенностью опыта является :
формирование у дошкольников элементарных экологических знаний, основ здорового образа жизни и мировоззрения через освоение элементарных экологических знаний о природе;
воспитание у детей осознанного выполнения правил поведения в природе, ответственности за собственное здоровье;
повышение уровня экологической культуры родителей, так как именно она определяет культуру ребёнка, способствует формированию экологически развитой личности, определяет силу и стойкость семейного воспитания.
Новизна опыта состоит в :
определении актуальности проблемы, стоящей перед ребенком;
определении целей и результатов;
нахождении и использовании форм и методов, методик диагностики;
обогащении жизненного опыта;
связи с окружающим миром, ознакомлением с художественной литературой, развитием речевой, изобразительной, конструктивной, экспериментальной деятельности;
пропаганде здорового образа жизни среди детей и родителей.
3. Наличие теоретической базы педагогического опыта.
Осуществляемая мной инновационная педагогическая деятельность, имеет достаточное теоретическое обоснование, опирающееся на труды таких авторов, как:
1. Винникова Г. И. Занятия с детьми 2-3 лет: Социальное развитие, окружающий мир. - М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128.
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста [Текст] – СПб. : «Детство - Пресс», 2011. – 496 с.
3. Деркунская В. А. Образовательная область «Здоровье». Как работать по программе «Детство». Учебно- метод. пособие / науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», М. :ТЦ «Сфера», 2012. – 176 с.
4. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработка занятий /т. – сост. М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. – Волгоград: Учитель, 2009. - 186.
5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – С. 9 – 10.
6. Оздоровительная работа в ДОУ: нормативно – правовые документы, рекомендации / авт. – сост. М. С. Горбатова. – изд. 2 – е испр. И доп. – Волгоград: Учитель, 2011. – 413.
7. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. / О. А. Соломенникова. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. С. 22 – 35.
8. Рахманова Н. П. Щетинина, В. В., Дыбина О. В. Неизвестное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Методическое пособие. - М. : Творческий центр "Сфера", 2002 г.
4. Ведущая педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея инновационного опыта - формирование элементарных экологических представлений и освоение детьми правильного отношения к своему здоровью и чувства ответственности за него через создание оптимальных условий для физического, психического и познавательного развития.
Приоритетное направление – изучение степени сформированности у младшего дошкольника осознанного восприятия окружающей действительности, сопереживания, сочувствия, а самое главное - забота о своем здоровье и окружающей среде.
В раннем дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия, физического совершенствования, работоспособности человека. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, вера в свои силы. Исходя из этого, целью моей работы является воспитание физически крепкого и здорового, активного и любознательного ребенка.
5. Оптимальность и эффективность средств.
Мной доказана оптимальность и эффективность выбранных средств. В результате оздоровительной работы в группе произошла интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что способствовало физическому и психическому сохранению и укреплению здоровья.
Так же разработаны и проведены серии занятий по экологическому воспитанию через опытно - экспериментальную деятельность.
Я считаю, что одной из эффективных форм работы с детьми по экологическому воспитанию, является осуществление проектной деятельности. В ходе работы были разработаны и реализованы проекты на тему: «Весна красна», «Волшебница Вода», «Тайны песка», «Паровозик из Ромашкино».
Особое внимание я отвела теме экологического просвещения родителей. Совместно с родителями в группе оборудован экологический центр, уголок экспериментирования. Так же были проведены консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы, отражающие актуальные вопросы экологического воспитания ребёнка в ДОУ и семье. Кроме того, родители принимают участие в совместной деятельности по благоустройству участка группы.
Мной в достаточной степени обоснована позиция к использованию выдвигаемых идей. Предлагаемые принципы и приёмы соответствуют основным идеям ФГОС.
Для реализации поставленных задач я использовала в своей работе следующие методы исследования:
теоретические: изучение и анализ психолого - педагогической литературы, программ, изучение состояния проблемы в практике обучения;
эмпирические: наблюдение за педагогическим процессом, тестирование детей.
Теоретическая значимость работы состоит в анализе и обобщении исследований педагогов и психологов по проблеме экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Практическую значимость работы я вижу в способе положительного влияния на ребенка, в результате которой открывается возможность формирования его собственного жизненного опыта. Это метод организованного освоения ребенком окружающей среды.
6. Результативность опыта.
Результативность работы подтверждена наличием заметной динамики в развитии детей, отражённой в результатах контрольного обследования. Работа по экологическому воспитанию дошкольников, с применением опытно-экспериментальной деятельности, дала определённые положительные результаты.
Результаты мониторинга в группе раннего возраста показали, что в начале учебного года (2017- 2018) 60 % детей имели низкий уровень, у 22 % детей был средний и 18 % высокий уровень.
К концу учебного года (2017 – 2018) диагностические срезы показали, что высокий уровень составил 42 %, средний уровень 58 % и низкий уровень составил 0 % детей.
Результаты диагностики позволяют говорить о целесообразности экологического воспитания младших дошкольников :
сформированы начальные представления об экологической культуре;
у детей сформировано начальное представление об осознанном правильном отношении к объектам и явлениям природы, экологическое мышление.
развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы
у детей появилось желание обращаться с природой и отражать свои впечатления, через различные виды деятельности.
7. Адресная направленность.
Опыт работы представлен единой системой работы по внедрению проектной деятельности в образовательный процесс: мини-проектами, конспектами непосредственно образовательной деятельности с включением элементов игры, развлечениями, праздниками; консультациями родителям, детскими рисунками, данными внутреннего мониторинга развития дошкольников.
Опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели дошкольных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования. Разработки и презентации мероприятий, конспектов размещены на личном мини-сайте МААМ. ru.