Татьяна Котусова
Художественно-эстетическое развитие дошкольников через игровую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – это наиболее благоприятный период развития у детей способности воспринимать, чувствовать прекрасное в жизни и искусстве, а также стремление ребенка самому участвовать в преображении окружающего мира по законам красоты. Ценность художественно-эстетического развития заключается в том, что позволяет раскрыть перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее вглядываться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, осуждению зла. Основная цель системы работы ДОУ в рамках художественно-эстетического развития детей – это развитие творческих способностей каждого воспитанника, с учетом их индивидуальных особенностей. Участвуя в художественно-творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм.
Публикация «Художественно-эстетическое развитие дошкольников через игровую деятельность» размещена в разделах
Основные задачи организации системы работы ДОУ в рамках художественно- эстетического развития это :
1. сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и интересными делами, радостью сотворчества взрослых и детей;
2. вызвать интерес к музыкально-театрализованной, литературной и художественно-изобразительной деятельности;
3. побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности;
4. учить согласовывать свои действия с действиями партнеров;
5. создавать условия для развития грамматически правильной речи.
Ценность художественно-эстетического развития заключается в том, что позволяет раскрыть перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее вглядываться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, осуждению зла. Художественно-эстетическое развитие в процессе игровой деятельности детей - одно из приоритетных направлений работы ДОУ. Детские интересы наиболее ярко проявляются в игре, и воздействовать на развитие интересов детей легче всего через игру. Игра — это ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, в ней интенсивно формируются все психические процессы, с помощью которых обеспечивается ориентировка в объективном мире. Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. При этом ребенок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него начинает вырабатываться устойчивый личностный стиль поведения и появляется представление о самом себе. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.
Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то в процессе художественно-эстетического развития важное место отводится театрализованной деятельности, как разновидности творческой игровой деятельности, представляющей из себя интеграцию различных видов искусства, т. к. она включает в себя игры с куклами и инсценировки, кукольные спектакли и сюжетно-ролевые игры. Театрализованная деятельность дает возможность в игровой и занимательной форме организовать совместную и самостоятельную деятельность детей. Немаловажное значение в художественно-эстетическом развитии детей играет и музыка, которая обогащает внутренний мир ребенка, способствует развитию чувств и эмоциональных переживаний. Главное научить малыша не просто слушать, а вслушиваться (в звуки живой природы, замечать характер музыкальных произведений и т. д.). Но педагогам важно помнить, что основной закон детского творчества следует видеть не в результате, не в конечном продукте, а в процессе, когда дети упражняются в творческом воображении, умении вступать в контакт с партнерами, совместно разрабатывают костюмы и декорации к постановкам. Каждому должно находиться занятие по его силам, способностям и желанию. Система работы ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию определяет необходимость использования педагогом в соответствии с возрастом различных форм и видов занятий и развлечений.
Основные формы работы:
• совместная деятельность педагога с детьми (специально организованная);
• самостоятельная деятельность детей (нерегламентированный вид деятельности).
Таким образом, система работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию детей включает в себя:
• совместную деятельность взрослых и детей (музыкальной, художественной, литературной и театрализованной);
• самостоятельную деятельность детей в специально созданных условиях (центры театрально-музыкальной и художественно-изобразительной деятельности);
• организацию предметно-развивающего пространства учреждения (экстерьер территории учреждения и микросреда внутренних помещений);
• взаимодействие с родителями (создание родительских клубов и семейных театров). При этом становится возможным создание доброжелательной атмосферы, мотивация деятельности, широкое использование игровых приемов обучения, художественно-развивающих дидактических игр, что является важным стимулом в художественно-эстетическом творческом развитии дошкольников, в воспитании трудолюбия, аккуратности, желания доводить начатое дело до конца, как условий возникновения творчества Обобщая отметим, что, безусловно, в будущем не каждый ребенок станет художником или актером, но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а созревают в его художественно-творческой деятельности. Главное же, чего удается достичь, организую работу по художественно-эстетическому воспитанию на основе интеграции в процессе игровой деятельности, это развитие у дошкольников воображения, что в дальнейшем способствует их переходу к более гармоничной психической деятельности, их художественно-творческому, эстетическому развитию.